Решение б/н Решение от 11 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №  071/10/18.1-129/2021

                                                                                                                           г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена «05» марта 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» марта 2021 г.

Комиссия по рассмотрению жалоб Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

заместитель председателя Комиссии:

 

"<.......>"– заместитель руководителя Тульского УФАС России;

члены Комиссии:

"<.......>"– начальник отдела Тульского УФАС России;

"<.......>"–  ведущий специалист-эксперт Тульского УФАС России;

"<.......>"– специалист-эксперт Тульского УФАС России,

рассмотрев дело № 071/10/18.1-129/2021 по жалобе гражданина "<.......>" (далее – Заявитель, "<.......>") (вх. № 781 от 19.02.2021) на действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее – Организатор торгов, Межрегиональное управление) при проведении вторичных торгов в форме открытого электронного аукциона с открытой формой представления предложений о цене (извещение № 270121/2650241/01, лот № 8) (далее - Торги) в порядке, предусмотренном статьей  18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии Заявителя посредством видеоконференцсвязи, в отсутствие представителя Организатора торгов, уведомленного надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с частями 11, 12 и 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Тульским УФАС России в адрес Организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалоб с требованием о приостановлении торгов в части заключения договора до рассмотрения жалоб по существу, представлении документов и сведений, об уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалоб, их содержании, месте и времени рассмотрения.

Рассмотрение жалобы назначено на 01.03.2021 в 10 часов 00 минут (по московскому времени) по адресу: 300012, г. Тула,  ул. Жаворонкова, д. 2, каб. 30.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок принятия решения по указанной жалобе продлен.        

Заседание комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению жалоб назначено и проведено  05.03.2021 на 15 часов 00 минут (по московскому времени) посредством видеоконференцсвязи.

Доводы  Заявителя сводятся к следующему.

В информационное сообщение о Торгах (Извещение) включены требования о предоставлении потенциальными участниками документов, не предусмотренных законодательством, что в свою очередь ограничивает доступ к Торгам.

Заявитель поясняет, что им была подана заявка на участие в Торгах по лоту № 8 с приложением необходимого комплекта документов для ЭТП «ТЭК – Торг», в том числе сканы паспорта, ИНН, СНИЛС. Необходимый перечень документов, как утверждает "<.......>", был направлен им также Организатору торгов по электронной почте вместе с описью предоставляемых документов.

Однако заявка "<.......>"была отклонена Организатором торгов по причине  не предоставления всех необходимых документов. Вместе с тем Заявитель считает, что представил все необходимые документы, указанные в извещении о проведении Торгов.

Кроме того, "<.......>"считает, что требование Организатора торгов о приложении к электронной заявке на ЭТП «ТЭК-Торг» письменной заявки, содержащей в себе информацию о дате, времени подачи электронной заявки, которые появляются в информации о заявке только после окончательной подачи заявки, исполнить не представляется возможным и такое требование Организатора торгов противоречит логике.

Заявитель также указывает, что положения Извещения и регламента проведения электронных процедур на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» в секции «Продажа арестованного имущества» (далее - Регламент)  не двусмысленно определяют, что: во-первых, заявка подается в электронной форме посредством ЭТП «ТЭК-Торг»; во-вторых, формирование заявки осуществляется в личном кабинете участника торгов, путем заполнения стандартной формы предлагаемой электронной площадкой.

При этом определённая электронной площадкой форма заявки уже предусматривает дачу согласия Организатору торгов и самой электронной площадке на обработку персональных данных, содержит персональные и контактные данные участника торгов, а также отражает наименование и перечень электронных образов документов, прикрепленных к заявке в соответствии с Извещением.

При этом при подаче заявки формируется «Заявка на участие в торгах», фактически содержащая ту же самую информацию, которая изложена в предлагаемой Организатором торгов форме «Заявка на участие в торгах».

На основании вышесказанного Заявитель считает, что требование Организатора торгов о предоставлении в составе заявки на участие в торгах помимо формируемого самой электронной площадкой электронного документа с наименованием «Заявка на участие в торгах»,  дополнительного представления образа электронного документа с наименованием «Заявка на участие в торгах» является избыточным, обязывает участника торгов предоставлять одну и ту же информации несколько раз, не обусловлено ни требованиями законодательства, ни реальными потребностями Организатора торгов в запрашиваемой информации.

В связи с изложенным Заявитель считает, что отклонение его заявки на участие в Торгах Организатором торгов незаконно и нарушает его права на участие в торгах.

На основании вышеизложенных доводов Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Организатору торгов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения Торгов.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» срок принятия решения по указанной жалобе продлен.        

В связи с необходимостью получения дополнительной информации уведомлением о продлении срока принятия решения по жалобе № 071/10/18.1-129/2021 от 05.03.2021 № 3/894 у Организатора торгов  запрошены мотивированные письменные пояснения, содержащие нормативные и документальные доказательства обоснованности установления в извещении требований к документам и сведениям, представляемым в составе заявки на участие в торгах, юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, с учетом доводов жалобы.

В пояснениях от 04.03.2021 исх. № 71-АС/1712 (вх. № 1028 от 05.03.2021) Организатор торгов сообщает, что допускает отсутствие необходимости требования к заявителям о предоставлении согласия на обработку персональных данных как самостоятельного документа; указывает, что требование о предоставлении заявки на участие в торгах с направлением необходимого комплекта документов на электронную почту Организатора торгов, обусловленное удобством обработки прилагаемых документов, было временной избыточной мерой, необходимость  в которой отпала.

Также Межрегиональное управление полагает об избыточности требований о необходимости предоставления в составе заявки «иных документов, предусмотренных Российским законодательством, но не включенных в извещение о проведении торгов».

Организатор торгов также сообщает, что опись представленных документов, подписанная претендентом или его уполномоченным представителем, в двух экземплярах (каждый из которых распечатывается на одном листе, а в случае необходимости  на одном листе с двух сторон) является обязательным документом в соответствии с регламентом. Иные требования организатором торгов к ней не предъявляются. При этом в условиях электронного документооборота необходимость в ней отпала. Таким образом, не допуск потенциального участника к торгам по причине неправильно составленной описи (не заполнения или ненадлежащего заполнения ее отдельных граф), по мнению Организатора торгов, является  нарушением антимонопольного законодательства.

На основании изложенного Межрегиональное управление полагает о необходимости внесения изменений в положения информационного сообщения о предстоящих торгах, несущих необоснованные требования к заявителям.

Межрегиональное управление также сообщило, что по результатам проведения Торгов по лоту № 8 договор с победителем на настоящий момент не заключен.

Комиссия Тульского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

27.01.2021 на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении Торгов № 270121/2650241/01.

Торги проводятся на электронной торговой площадке «ТЭК – Торг» (https://www.tektorg.ru) (далее – ЭТП «ТЭК – Торг»); оператор электронной торговой площадки - акционерное общество «ТЭК-Торг» (далее – Оператор ЭТП) (номер процедуры 3522–ОАОФАИ).

Краткая информация о Торгах:

Дата начала подачи заявок: 27.01.2021 в 12:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 11.02.2021 в 17:00.

Дата проведения торгов: 15.02.2021 в 10:00.

Предмет Торгов:

- лот № 8: основание - постановление СПИ ОСП Советского района г. Тулы УФССП России по Тульской области "<.......>"о снижении цены переданного на реализацию имущества на 15 % от 19.01.2021, принадлежащего на праве собственности "<.......>" Помещение, назначение: жилое помещение, площадь объекта: 79,7 кв. м., кадастровый номер <...> :30:040112:6018, адрес объекта: Тульская обл., г. Тула, ул. Братьев Жабровых, д. 3, кв. 122. Сведения о зарегистрированных в квартире лицах отсутствуют. Залогодержатель - ПАО Банк ВТБ. Начальная цена 4 811 000 (Четыре миллиона восемьсот одиннадцать тысяч) руб. 00 коп., без НДС. Сумма задатка 240 000 (Двести сорок тысяч) руб. 00 коп. Величина повышения начальной цены («шаг аукциона») 240 000 (Двести сорок тысяч) руб. 00 коп.

Порядок проведения публичных торгов установлен Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее – Закон об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве), Извещением.

Реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (часть 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432  "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Порядок проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства определен статьей 57 Закона об ипотеке (залоге недвижимости).

Общие положения по организации и порядку проведения торгов установлены статьями 448 - 449.1 ГК РФ.

Под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 ГК РФ, применяются к публичным торгам, если иное не установлено ГК РФ и процессуальным законодательством (пункт 1 статьи 449.1 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Какого-либо иного, специального порядка проведения публичных торгов, в частности в электронной форме, в рамках исполнительного производства законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Из протокола № 1 определения участников торгов в электронной форме по лоту № 8  от 12.02.2021 следует, что единой комиссией по проведению торгов по продаже арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства принято решение об отказе Абросимову В.В. в допуске к участию в аукционе по причине представления не всех документов, указанных в извещении о проведении торгов.

Из пояснений Организатора торгов следует, что "<.......>"  в  допуске  отказано  в  связи с тем, что им не были выполнены условия для допуска к торгам, указанные в извещении - на ЭТП были представлены не все документы в соответствии с  перечнем,  указанным  в  извещении  о  проведении  торгов, а  именно  - отсутствовали  заявка  на  участие  в  торгах,  опись  предоставляемых документов,  согласие  на  обработку  персональных  данных  по  форме Организатора торгов.

Изучив Извещение, Комиссия установила следующее.

Согласно Извещению «к торгам допускаются любые лица, зарегистрированные на ЭТП, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.tektorg.ru, предоставившие заявки на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные скан-копии с подлинника документа), с направлением необходимого комплекта документов на электронную почту Организатора торгов:

1. Заявка на участие в торгах по установленной форме;

2. Нотариально удостоверенная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени Заявителя, если заявка подается представителем Заявителя;

3. Подписанная участником опись предоставляемых документов.

4. Согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных (в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Для юридических лиц:

1. Копии: учредительных документов (Устав, учредительный договор), Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; Свидетельство о внесении записи в Единый реестр юридических лиц;

2. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие полномочия органов управления Заявителя (выписки из протоколов, копии приказов);

3. Выданная в соответствии с действующим законодательством доверенность на лицо, уполномоченное действовать от имени Заявителя;

4. Письменное решение соответствующего органа управления Претендента, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами Заявителя, подписанное уполномоченными лицами соответствующего органа управления с проставлением печати юридического лица, либо нотариально заверенные копии решения органа управления Заявителя или выписка из него (одобрение крупной сделки);

5. Выписка из ЕГРЮЛ, полученная не позднее 1 (одного) месяца до подачи заявки на участие в торгах;

6. Выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса для юридических лиц – не резидентов Российской Федерации.

7.  Копии всех страниц документа, удостоверяющего личность лица, действующего от имени заявителя;

8. Иные документы, предусмотренные Российским законодательством;

Для физических лиц:

1. Копия паспорта Заявителя (все листы) или заменяющего его документа;

2. Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН) Заявителя;

3. Копии всех страниц документа, удостоверяющего личность лица, действующего от имени заявителя.

4. Иные документы, предусмотренные Российским законодательством;

Для индивидуальных предпринимателей:

1. Копия паспорта Заявителя (все листы) или заменяющего его документа;

2. Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН) Претендента;

3. Копия Свидетельства о внесении физического лица в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

4. Иные документы, предусмотренные Российским законодательством;

Физические лица – иностранные граждане и лица без гражданства (в том числе и представители) дополнительно предоставляют:

Документы, подтверждающие в соответствии с действующим законодательством их законное пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, в том числе миграционную карту. Документы, предоставляемые иностранным гражданином и лицом без гражданства, должны быть легализованы, документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться их нотариально заверенным переводом на русский язык».

В силу отсутствия законодательно установленного исчерпывающего перечня документов, содержащихся в заявке на участие в торгах, а также из приведенных выше положений ГК РФ, Закона об ипотеке следует, что организатор торгов самостоятельно определяет порядок проведения торгов, порядок оформления участия в торгах, который включает в себя, в том числе требования к составу заявки на участие в торгах.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Торги  по  реализации  арестованного  имущества  на  ЭТП  ТЭК-Торг  проводятся  в соответствии с Регламентом проведения электронных процедур на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» в секции «Продажа арестованного имущества» (Приложение 1, далее по тексту «Регламент»).

Порядок заполнения заявки заявителями посредством функционала ЭТП «ТЭК-Торг» для участия в торгах, в том числе сведения, отражаемые заявителями в такой заявке, а также порядок взаимодействия Организатора торгов и Оператора ЭТП при проведении торгов (в том  числе  обмен  информацией  о  проведении  торгов)  подробно  изложены  в  разделе  5 Регламента «Проведение торгов по продаже арестованного имущества», а также в разделе 3.3.  РУКОВОДСТВА  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ  УЧАСТНИКА  ПРИ  РАБОТЕ  НА  ЭТП  «ТЭК-ТОРГ» СЕКЦИЯ «ПРОДАЖА АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА» «Работа с разделом «Торги» (Приложение 2, далее по тексту «Руководство»).

Так согласно пункту 5.2.1. «пользователь ЭТП средствами ЭТП представляет Оператору заявку на участие в торгах с использованием средств Личного кабинета. Заявка Формирование заявки на участие осуществляется Пользователем в Личном кабинете путем заполнения стандартной формы».

Из документов и сведений, представленных Оператором ЭТП, Комиссией установлено, что форма заявки предусматривает дачу согласия Организатору торгов и Оператору ЭТП на обработку персональных данных, предусматривает дачу обязательств соблюдать требования, указанные в сообщении о торгах и установленные действующим законодательством Российской Федерации; содержит персональные и контактные данные участника торгов, а также отражает наименование и перечень электронных образов документов, прикрепленных к заявке в соответствии с Извещением.

Заявка на участие в торгах по установленной Организатором торгов форме содержит требования о представлении претендентами на участие в торгах путем заполнения определенных граф, в том числе:

- сведений  о дате, времени подачи электронной заявки (которые появляются в информации о заявке в личном кабинете участника торгов только после окончательной подачи заявки): «в ____ час _____ мин, оператор электронной торговой площадки: ЭТП «ТЭК-Торг»»;

- сведений  о наименовании имущества, должника, о дате и номере публикации извещения в газете,  на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru,   на официальном сайте электронной торговой площадки ЭТП «ТЭК-Торг»;

- а также иных сведений, содержащихся в Извещении о торгах, либо в документах участников торгов, представляемых ими в составе заявки для участия в Аукционе.

Таким образом, по мнению Комиссии, требования к заявителям о предоставлении вышеуказанных сведений, описи документов, а также согласия на обработку персональных данных как самостоятельного документа являются избыточными.

Комиссия считает, что требование о необходимости предоставления «иных документов, предусмотренных Российским законодательством» не позволяет признать его отвечающим критериям определенности и ясности, поскольку оно допускает неоднозначное толкование и, вопреки доводам Организатора торгов,  позволяет произвольно принимать решение о допуске к Торгам заявителей.

Само по себе требование о дублировании заявки на электронную почту организатору торгов является неправомерным, поскольку лишает права участника на конфиденциальность его заявки, в том числе и при условии необходимости наличия в составе заявки предложения о цене.

Более того Комиссией установлено, что Извещение содержит прямое указание на то, что Организатор торгов в праве отклонять представленные заявки, если они не соответствуют требованиям (формам), установленным в извещении о проведении Аукциона.

Так, исходя из положений Извещения  к торгам допускаются любые лица, зарегистрированные на ЭТП, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.tektorg.ru, предоставившие заявки на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные скан-копии с подлинника документа), с направлением необходимого комплекта документов на электронную почту Организатора торгов.

Заявитель не допускается к участию в торгах, если: а) представленные документы не подтверждают право заявителя быть покупателем в соответствии с законодательством РФ. Обязанность доказать свое право на участие в торгах возлагается на заявителя; б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанные в извещении о проведении торгов, либо документы оформлены с нарушением требований законодательства РФ и извещения о проведении торгов; в) заявка подана лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий; г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка; д) документы, исполненные карандашом, а также содержащие помарки, подчистки, исправления и т. п., а также нечитаемые сканы документов не рассматриваются.

Комиссия отмечает, что указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущества, что, в конечном счете, повышает степень удовлетворенности требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Таким образом, по мнению Комиссии, требования к заявителям о предоставлении вышеуказанных сведений, описи документов, а также согласия на обработку персональных данных как самостоятельного документа, требования о дублировании заявки на электронную почту организатору торгов, а также о представлении иных документов, предусмотренных российским законодательством, но не включенных в извещение о проведении торгов противоречат действующему законодательству, являются нарушением положений части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии ориентированности Организатора торгов на достижение таких целей правового регулирования соответствующей сферы, как расширение круга участников конкурентных процедур.

Из чего следует, что в действиях Организатора торгов содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса.

Комиссия считает, что указанные противоречия законодательству Российской Федерации, выявленные в положениях Извещения, повлияли на определение цены на торгах и нарушили права и законные интересы Заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тульского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу гражданина "<.......>" (вх. № 781 от 19.02.2021) на действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях при проведении вторичных торгов в форме открытого электронного аукциона с открытой формой представления предложений о цене (извещение № 270121/2650241/01, лот № 8) обоснованной.
  2. Признать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях нарушившим  часть 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  3.  Выдать единой комиссии по проведению торгов по продаже арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации путем аннулирования электронного аукциона с открытой формой представления предложений о цене (извещение № 270121/2650241/01, лот № 8).
  4. Передать материалы дела № 071/10/18.1-129/2021 соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса в рамках административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Заместитель председателя Комиссии                                                  "<.......>"

 

Члены Комиссии                                                                                    "<.......>"

                                                                                                                 "<.......>"

                                                                                                                    "<.......>"

                                                                                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны