Решение б/н Решение от 10 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/104-66/2021

04.02.2021                                                                                                                      г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

 

 

 

 

рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области» (далее – Заказчик) исх. № 34/196 от 27.01.2021 (вх. № 393 от 28.01.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Чистота» (далее – Общество, ООО «Чистота», Исполнитель) (ИНН: 3702213245;  адрес: ул. Жиделева, д. 21, оф. 202, г. Иваново, 153002) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта № 065/2021-ЭА от 08.12.2020 на оказание услуг по уборке и химчистке помещений и уборке прилегающих территорий для нужд УМВД России по Тульской области (закупка № 0866100000520000115) (далее – Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила ведения реестра), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Заказчика по доверенности;

– представителя Общества по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «Чистота» в реестре недобросовестных поставщиков на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по уборке и химчистке помещений и уборке прилегающих территорий для нужд УМВД России по Тульской области (закупка № 0866100000520000115) (далее - Электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в указанном обращении Заказчика,  а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.

Извещение и документация Электронного аукциона 17.11.2020 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет  9 077 937,75 рублей.

08.12.2020 по итогам проведения Электронного аукциона Заказчиком с ООО «Чистота» заключен Контракт на сумму  9 032 548,06 рублей.

Согласно пунктам 1.1, 1.4 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке и химчистке помещений и уборке прилегающих территорий, установленные Техническим заданием (приложение к контракту), а Заказчик обязуется принять результаты оказанных услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Исполнитель заблаговременно представляет на согласование заказчику списки рабочего персонала, привлекаемого для оказания услуг по Контракту. К представленным спискам Исполнителя прилагаются сведения с паспортными данными (ксерокопии страниц паспортов со сведениями, содержащими, где, когда и кем выдан паспорт <...> данные о владельце паспорта и его месте жительства). Учитывая оказание услуг на режимном объекте, Заказчик имеет право отказать в допуске на объект отдельных лиц рабочего персонала. В случае внесения Исполнителем изменений в списки рабочего персонала, привлекаемого для оказания услуг по Контракту, Исполнитель заблаговременно представляет Заказчику списки рабочего персонала на согласование.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Контракта cрок оказания услуг -  с 21.12.2020 года по 30.11.2021 с учетом особенностей, указанных в Техническом задании (приложение к контракту).

Место оказания услуг: информация о месте оказания услуг указана в Техническом задании (приложение к контракту).

Согласно разделу 4 Контракта «Порядок сдачи-приемки оказанных услуг»:

 4.1. Исполнитель предоставляет Заказчику акт оказанных услуг (счет и иные документы исполнения)  не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным, в свою очередь Заказчик проверяет данный акт в срок, не более 10 дней с даты предоставления акта оказанных услуг.

Заказчик в течение 1 (одного) рабочего дня после завершения приемки подписывает акт оказанных услуг (этапа услуг) по Контракту или отказывает в приемке, направляя мотивированный отказ от приемки услуг.

4.2. В случае наличия несоответствия информации в акте оказанных услуг, документах исполнения, Заказчик уведомляет Исполнителя об этом в письменной форме посредством электронной почты или иной формы связи. После получения вышеуказанного уведомления Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение двух дней исправленные документы исполнения. Заказчик проверяет вновь представленные документы в течение 10 (десяти) дней с даты их получения.

4.3. Заказчик осуществляет приемку оказанных услуг по настоящему контракту на предмет соответствия их объема, качества, требованиям, изложенным в настоящем контракте и направляет Исполнителю подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр акта оказанных услуг.

4.4. Для проверки соответствия качества оказанных Исполнителем услуг требованиям, установленным настоящим контрактом, Заказчик осуществляет экспертизу оказанных услуг с момента оказания услуг и до истечения 10 календарных дней по окончании месяца, в котором произошло оказание услуг. По результатам  проведенной экспертизы оформляется экспертное заключение (в случае привлечения экспертов, экспертной организации) или результаты экспертизы отражаются в акте приемки оказанных услуг  (в случае проведения экспертизы силами Заказчика).

Заказчик имеет право провести экспертизу оказанных услуг по качеству в течение любого срока в период действия государственного контракта.

Для осуществления экспертизы оказанных услуг Заказчик вправе привлекать независимых экспертов.

4.5. В случае если Заказчиком  принято решение о проведении независимой экспертизы с привлечением независимой экспертной организации, срок приемки оказанных услуг, указанный в пункте 4.1 Контракта и срок на осуществление экспертизы указанный в пункте 4.4, продлевается на срок проведения независимой экспертизы.

В разделе 5 Контракта сторонами согласованы права и обязанности сторон.

Согласно пункту 5.1. Контракта Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем, с последующим составлением Акта контроля качества оказываемых услуг, при этом Заказчик информирует по телефону или электронной почте Исполнителя о необходимости прибытия на объект для составления данного акта. В случае неприбытия Исполнителя на объект в течение 2 (двух) часов с момента уведомления для составления Акта контроля качества оказываемых услуг, Заказчик оставляет за собой право единолично подписать данный акт.

В соответствии с подпунктами 5.4.8 и 5.4.9 Контракта выявленные в период оказания услуг недостатки вносятся в соответствующий акт и Исполнитель обязан устранить их за свой счёт в тот же день. Для составления акта о выявлении недостатков и согласования порядка и сроков их устранения Исполнитель обязуется направить своего представителя к Заказчику не позднее, чем в течение 2-х (двух) часов со дня получения от него соответствующего уведомления.

Подписанный Заказчиком в указанном порядке Акт контроля качества оказываемых услуг будет достаточным доказательством оказания услуг или недостатков оказываемых услуг и основанием для определения и оплаты цены услуг.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Исполнитель допустил ненадлежащее исполнение  своих обязательств по Контракту, поскольку оказание услуг производилось Обществом не в полном объеме.

Из устных и письменных пояснений представителей Заказчика и ООО «Чистота» Комиссией установлено следующее.

Согласно представленным Обществом в материалы дела Актам оказанных услуг по Контракту №№ 50, 52 ООО «Чистота» в рамках исполнения обязательств по Контракту в периоды с 21.12.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 25.01.2021 не в полном объеме и ненадлежащего качества оказаны услуги по уборке и химчистке помещений и уборке прилегающих территорий объектов Заказчика (из 56 объектов услуги оказаны 21.12.2020 на 6 объектах; 22.12.2020 на 4 объектах; 23.12.2020 на 4 объектах; 24.12.2020 на 3 объектах; 25.12.2020 на 3 объектах; 29.12.2020 на 1 объекте; 30.12.2020 на 2 объектах; 31.12.2020 на 2 объектах;

03.01.2021, 06.01.2021, 09.01.2021 на 1 объекте; с 11.01.2021 по 25.01.2021 на 2 объектах).

В письмах от 02.12.2020 исх. № 375, от 18.12.2020 исх. № 379 Общество попросило Заказчика расторгнуть Контракт по соглашению сторон в связи с пандемией коронавирусной инфекции Covid 19 и отказом сотрудников  выходить на работу.

В ответ на письмо от 02.12.2020 исх. № 375 Заказчик в письме от 10.12.2020 исх. № 34/3497 проинформировал Общество о невозможности расторжения Контракта по соглашению сторон.

Комиссией Заказчика в ходе проведения выездных проверок хода и качества оказания услуг по Контракту неоднократно составлены и представлены в материалы дела Акты контроля качества оказываемых услуг по Контракту и рекламационные акты (далее – Акты), содержащие зафиксированные факты неоказания и ненадлежащего оказания услуг по уборке, химчистке зданий и прилегающих территорий (не обеспечение сбора ТКО из корзин, замены полиэтиленовых пакетов, сухой и мокрой уборки полов с твердыми покрытиями, уборки прилегающих территорий от снега и наледи, поддерживающей уборки помещений и прилегающих территорий, наличия химических (моющих, чистящих, дезинфицирующих средств) и расходных материалов в достаточном количестве на каждом объекте в течение одного рабочего дня).

Указанные Акты и письма с требованиями об устранении выявленных комиссией Заказчика нарушений и обеспечении явки представителя на объекты оказания услуг Заказчиком направлены в адрес Исполнителя (исх. №№ 34/3590, 34/3591 от 21.12.2020, 34/3599, 34/3600, 34/3601, 34/3602 от 22.12.2020, 34/3629, 34/3630, 34/3631, 34/3632 от 23.12.2020, 34/3663, 34/3664, 34/3665, 34/3666, 34/3667 от 25.12.2020, 34/3681, 34/3682, 34/3683, 34/3684 от 28.12.2020, 34/3699, 34/3700 от 29.12.2020, 34/3703, 34/3712, 34/3713 от 30.12.2020, 34/3734 от 31.12.2020, 34/4 от 11.01.2021, 34/5 от 11.01.2021, 34/6 от 11.01.2021, 34/7 от 11.01.2021, 34/8 от 11.01.2021, 34/9 от 11.01.2021, 34/10 от 11.01.2021, 34/11 от 11.01.2021, 34/12 от 11.01.2021, 34/13 от 13.01.2021, 34/14 от 11.01.2021, 34/15 от 11.01.2021, 34/16 от 11.01.2021, 34/17 от 11.01.2021, 34/20, 34/22 от 12.01.2021, 34/20, 34/26, 34/25, 34/21, 34/30, 34/29 от 12.01.2021, 34/50, 34/72, 34/71, 34/70, 34/69, 34/68, 34/49, 34/67, 34/66, 34/65 от 13.01.2021, 34/56, 34/73, 34/74, 34/75 от 14.01.2021, 34/91, 34/97, 34/96 от 15.01.2021, 34/104, 34/105 от 16.01.2021, 34/106, 34/103 от 17.01.2021, 34/102 от 18.01.2021, 34/117 от 19.01.2021, 34/127, 34/140, 34/141 от 20.01.2021, 34/143, 34/149, 34/150 от 21.01.2021, 34/158, 34/171, 34/170 от 22.01.2021, 34/175, 34/174, 34/173, 34/178, 34/177 от 25.01.2021).

29.12.2020 письмом исх. № 34/3697, 12.01.2021 письмом исх. № 34/34 Заказчиком в адрес Общества направлены претензии с требованием незамедлительно принять меры к надлежащему исполнению взятых на себя обязательств по Контракту в полном объеме.

Однако, ответа на вышеуказанные обращения Заказчиком не получены; выявленные нарушения Исполнителем не устранялись; представитель Общества для составления акта о выявлении недостатков и согласования порядка и сроков их устранения на объекты оказания услуг не направлялся.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 11.1  Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В связи с ненадлежащим исполнением Обществом  взятых на себя обязательств по Контракту, Заказчиком 13.01.2020 принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством уведомления (далее – Решение об одностороннем отказе).

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Размещение в единой информационной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и направление такого решения поставщику (подрядчику, исполнителю) способами, перечисленными в части 12 статьи 95 Закона, осуществляется заказчиком с целью надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также с целью соблюдения прав поставщика (подрядчика, исполнителя), определенных, в том числе, в части 14 статьи 95 Закона. При этом по смыслу указанной нормы Закона для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения контракта необходимо подтверждение факта доставки поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления (решения) заказчика об отказе от исполнения контракта с использованием любого средства связи и доставки. Размещение соответствующих сведений в единой информационной системе необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Из представленных на рассмотрение дела документов установлено следующее.

Решение об одностороннем отказе Заказчиком 14.01.2021 по средством почтового отправления с  уведомлением направлено в адрес ООО «Чистота»; 13.01.2021 на согласованный сторонами в Контракте адрес электронной почты; 14.01.2021 размещено в единой информационной системе в сфере закупок.

Следовательно, обязанности по направлению ООО «Чистота»  уведомления о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе  с целью надлежащего уведомления Общества о принятом Заказчиком решении соблюдены.

Из представленных в материалы дела документов следует, что датой надлежащего уведомления ООО «Чистота» Заказчик посчитал 15.01.2021, то есть дату получения Заказчиком посредством сервиса программного обеспечения электронной почты информации о доставке сообщения, содержащего Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленного на адрес электронной почты Общества.

На заседании Комиссии представитель ООО «Чистота» подтвердил факт получения на адрес электронной почты Общества Решения об одностороннем отказе.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Учитывая, что Обществом не были устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Решения об одностороннем отказе, в срок, обусловленный частью 14 статьи 95 Закона, Заказчик посчитал Решение об одностороннем отказе вступившим в силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.

В свою очередь, Общество представило письменные пояснения относительно обращения Заказчика, в которых попросило информацию об ООО «Чистота» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

ООО «Чистота» приступив к надлежащему исполнению Контракта, и сбору данных по объектам для корректной работы (предоставление персонала и необходимого оборудование для исполнения данного Контракта), 02.12.2020 поняло, что надлежащим образом исполнить Контракт не представляется возможным, вследствие отказа персонала выходить на объекты для оказания услуг из-за опасения за свое здоровье вследствие распространения COVID 19.

В письмах от 02.12.2020 исх. № 375, от 18.12.2020 исх. № 379 Общество попросило Заказчика расторгнуть Контракт по соглашению сторон в связи с пандемией коронавирусной инфекции Covid 19 и отказом сотрудников  выходить на работу.

Однако, в ответ на письмо от 02.12.2020 исх. № 375 Заказчик в письме от 10.12.2020 исх. № 34/3497 проинформировал Общество о невозможности расторжения Контракта по соглашению сторон.

Как добросовестный исполнитель Общество предприняло попытки исполнить Контракт, подав объявление о подборе персонала для исполнения условий Контракта. Но проблемы с поиском персонала для оказания услуг по Контракту Обществом решены не были. 18.12.2020 письмом исх. № 379 Общество повторно адресовало Заказчику просьбу расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

21.12.2020 Общество приступило к исполнению Контракта но из-за сложившейся обстановкой, вызванной пандемией коронавируса COVID 19, Общество не смогло предоставить персонал на все объекты Заказчика и надлежащим образом оказать услуги по Контракту.

Изучив обстоятельства и представленные в материалы дела документы, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статьями 779, 781 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

Статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

Положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В силу части 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемой к отношениям оказания услуг на основании статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 3 статьи 723 ГК РФ, применяемой к отношениям оказания услуг на основании статьи 783 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Верховный Суд РФ в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, разъяснил, что под существенным недостатком товара (работы, услуги) следует понимать, в том числе недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара (работы, услуги), выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующими обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям), и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используются, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Таким образом, в силу приведенного разъяснения к недостатку, который выявляется неоднократно, относятся различные недостатки, выявляемые во всем товаре (работе, услуге), при этом каждый из указанных недостатков товара (работы, услуги) в отдельности должен делать товар (работу, услугу) не соответствующими или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используются.

Согласно статье 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы (оказанной исполнителем услуги) должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам (услугам) соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

Так, из представленных в материалы дела Актов, Комиссией установлено, что в период с 21.12.2021 по 25.01.2020 Обществом в ходе исполнения обязательств по Контракту допущены неоднократные многочисленные нарушения в части объема и качества оказанных услуг, послужившие основанием для принятия Решения об одностороннем отказе.

При таких обстоятельствах, следует признать, что оказание предусмотренных Контрактом услуг не в полном объеме с многочисленным нарушениями условий исполнения Контракта в рассматриваемом случае является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Кроме этого, из представленных в материалы дела документов и сведений, а также из пояснений представителей Заказчика Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе, в том числе с момента надлежащего уведомления Общества о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления указанного решения в силу, ООО «Чистота» не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.

Относительно позиции Общества, изложенной в письменных пояснениях ООО ООО «Чистота», и озвученной представителем Общества на заседании Комиссии, установлено следующее.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

При этом, Общество в письменных пояснениях все же ссылается на возникновение обстоятельств непреодолимой силы, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID 19.

Однако каких-либо доказательств ограничения прав ООО «Чистота» на действия, связанные с исполнением обязательств по Контракту, в связи со сложившейся ситуацией, Исполнитель не представил.

Согласно пункту 10.1 Контракта стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Контракту, в случае если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, которые возникли после заключения настоящего Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 14 статьи 66 Закона участник электронного аукциона, подавший заявку на участие в таком аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

Комиссией установлено, что датой и временем начала срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе является 17.11.2020 18:07 по московскому времени, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе – 25.11.2020 по московскому времени.

Режим повышенной готовности в Тульской области введен с 16.03.2020 Постановлением правительства Тульской области от 16.03.2020 N 112.

Таким образом, у Общества было достаточно времени, чтобы оценить риски осуществления предпринимательской деятельности, в том числе исходя из наличия на соответствующем рынке трудовых ресурсов, используемых для оказания услуг по Контракту, и, при наличии каких-либо сомнений в возможности надлежащим образом исполнить условия Контракта, воспользоваться правом отозвать поданную заявку на участие в Электронном аукционе без возникновения негативных для себя последствий.

При этом, доказательств возникновения у ООО «Чистота» вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России также не представлено.

Равно как отсутствуют доказательства того, что Исполнителем были предприняты все возможные и необходимые меры для исполнения Контракта.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом и в установленные сроки исполнить обязанность по выполнению условий Контракта, в материалы дела Обществом не представлено.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с Правилами ведения реестра в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Комиссия считает, необходимым отметить, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.

По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном нарушении условий контракта.

Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.

По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ООО «Чистота» в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Своим бездействием ООО «Чистота» не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неисполнение (ненадлежащее исполнение) ООО «Чистота» условий Контракта, при этом факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела; доказательств, свидетельствующих об обратном, Обществом в Тульское УФАС России не представлено.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО «Чистота» условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не предоставлено.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ООО «Чистота» подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона, Правилами, Комиссия

 

 РЕШИЛА:

 

  1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью «Чистота» (ИНН: 3702213245;  адрес: ул. Жиделева, д. 21, оф. 202, г. Иваново, 153002, в том числе о Сафронове Александре Сергеевиче – директоре, учредителе (участнике) ООО «Чистота») по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта № 065/2021-ЭА от 08.12.2020 на оказание услуг по уборке и химчистке помещений и уборке прилегающих территорий для нужд УМВД России по Тульской области (закупка № 0866100000520000115).
  2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистота» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок (согласно Приложению № 1).

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны