Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 071/01/10-435/2019 О НАРУШЕ... от 11 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11 сентября 2019  года                                                                                                               г. Тула

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

 

11.07.2019г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление АО «ТНС энерго Тула» (гарантирующий поставщик) о нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  в лице филиала «Тулэнерго» (сетевая организация) антимонопольного законодательства, путем формирования объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в интересах категории потребителей «население» применяя к бытовым потребителям порядок определения объема поставленной электроэнергии, установленный Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства от 04.05.2012г. № 442 (далее – Основные положения).

Между АО «ТНС энерго Тула» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 21.01.2014г. № 1 (далее – Договор), которым предусмотрено, что сетевая организация (Исполнитель)  обязана оказывать гарантирующему поставщику (Заказчик) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно  и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих территориальным сетевым организациям (ТСО) на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном данным Договором.

Исполнитель обязан по окончании каждого расчетного периода определять в порядке, установленном действующим законодательством и вышеуказанным договором, объемы оказанных услуг и направлять Заказчику соответствующие сведения, подтвержденные предусмотренными указанным Договором документами (пункт 3.4.8. Договора).

Пунктом 4.1.2 Договора определено, что объем электроэнергии, переданный потребителям (покупателям), определяется Исполнителем в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Договором.

В соответствии с пунктом 69 Основных положений потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 настоящего документа, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с настоящим документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией (пункт 71 Основных положений).

Пунктом 2 Правил  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от  06.05.2011г. № 354 (далее – Правила), установлены понятия, используемые в Правилах:

• потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

• коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

• домовладение - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Согласно данным, представленным АО «ТНС энерго Тула» 11.07.2019г. (вх.3066), и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» не отрицается (письма сетевой организации от 01.08.2019г. (вх.3412),  29.08.2019г. (вх.3899) последний применяет величину максимальной мощности при расчете электропотребления для нужд  жилых домов и домовладений (хозяйственных/надворных построек).

Для примера, АО «ТНС энерго Тула» осуществляет подачу электрической энергии следующим потребителям:

• гр. Алалыкину И.С., в жилой дом № 7, расположенный на ул. Центральная, д. Искань;

• гр. Сафронову А.Н., в жилой дом № 15а, расположенный на ул. Площадная в микрорайоне Жданковский;

• гр. Макаровой Т.В., в жилой дом №  67, расположенный в  с. Яковлево, к.п. Гельвеция;

• гр. Жуковой И.И., в жилой дом №  87, расположенный в Заокском районе, 200 метров северо-восточнее с. Яковлево, к.п. Гельвеция;

• гр. Потапову П.И., в жилой дом № 77, расположенный в Заокском районе, 200 метров северо-восточнее с. Яковлево, к.п. Гельвеция;

• гр. Поляковой О.А., п.п. Монастырщино, Кимовский р-он (акт об осуществлении технологического присоединения № 144 от 14.04.2016г.).

По указанным лицам, не смотря на потребление ими коммунальной услуги по электроснабжению с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), ПАО «МРСК Центра и Приволжья» осуществляет расчет с применением величины максимальной мощности, в результате чего разница в объеме потребления данными гражданами значительно превышает фактический объем, потребленной электрической энергии, так по:

• гр. Алалыкину И.С. фактический объем (согласно данным гарантирующего поставщика) -180 кВт, по максимальной мощности 3720 кВт (согласно данным сетевой организации), разница в объеме -3540 кВт или 3 798, 90 руб.;

• гр. Сафронову А.Н. фактический объем 156 кВт, по максимальной мощности 893 кВт, разница 156 кВт или 1713,65 руб.;

• гр. Макаровой Т.В. фактический объем 83 кВт, по максимальной мощности 33120 кВт, разница 33037 кВт или 76 816,58 руб.;

• гр. Жуковой И.И. фактический объем 83 кВт, по максимальной мощности 11160 кВт, разница 11077 кВт или 25 755,89 руб.;

• гр. Потапову П.И. фактический объем 83 кВт, по максимальной мощности 11160 кВт, разница 11077 кВт или 25 755,89 руб.;

• гр. Поляковой О.А. фактический объем – 498 кВт, по максимальной мощности  7440 кВт, разница 7938 кВт или 8518,55 руб.

Пунктом 184 Основных положений прямо предусмотрено, что определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Определение объемов потребления электрической энергии гражданами, указанными в пункте 71 настоящего документа, осуществляется в соответствии с настоящим документом.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» относит всех граждан потребителей, к категории граждан-потребителей, определенных пунктом 71 Основных положений, пока гарантирующим поставщиком и/или потребителями не будут представлены правоустанавливающие документы на жилые объекты (жилой дом, квартиру в МКЖД и т.п.).

Необоснованное применение ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» расчетного способа, предусмотренного Основными положениями, к гражданам, потребляющим коммунальную услугу по электроснабжению, введет к несоразмерному увеличению ими платы за объем фактически не потребленного ресурса, искусственному увеличению полезного отпуска электроэнергии, передача которой подлежит оплате гарантирующим поставщиком, и  соответственно уменьшению потерь электрической энергии, которые должны приобретаться и оплачиваться сетевой организацией, что ущемляет интересы АО «ТНС энерго Тула».

Кроме того, расчетный способ ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» применяет не только к жилым объектам (жилой дом, квартира), но и к хозяйственным постройкам граждан (сараи, гаражи, бани и т.п.),  что  также не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Под неопределенным кругом потребителей для целей применения  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» понимается множественность  (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями, занимающего доминирующего положение на рынке (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018г.).

Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго», осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, являясь субъектом естественной монополии,  неправомерно  применяет к гражданам, приобретающим коммунальную услугу по электроснабжению в целях электроснабжения жилых объектов и домовладений, расчетный способ, определенный Основными положениями,  тем самым ущемляя права и законные интересы неопределенного круга потребителей и АО «ТНС энерго Тула».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 11.09.2019г. № 152 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» (ИНН 5260200603, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, 603950, адрес филиал – г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99, 300012) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 вышеуказанного Закона,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 071/01/10-435/2019 к рассмотрению на 10 часов 10 октября 2019 года  по адресу:  г. Тула, ул. Жаворонкова, д.2, каб. 24.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» (ИНН 5260200603, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, 603950, адрес филиал – г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99, 300012),

заявителя -   АО «ТНС энерго Тула».

3. ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго», АО «ТНС энерго Тула» в срок до  4 октября 2019 года представить дополнительные пояснения по признакам нарушения сетевой организацией части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», при их наличии.

 

 

Явка заявителя,  ответчиков по делу или их представителей (с доверенностями на участие в рассмотрении дела)  обязательна.

Примечание:

1. С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, контактный телефон: 8 (4872) 36-49-58.

2. Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.

3. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью уполномоченного лица и скреплены печатью юридического лица.

4. Информация, составляющая в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» коммерческую тайну, должна иметь гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения).

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные, осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной ли устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу, в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа, а равно представление в территориальный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны