Решение б/н Решение от 7 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-1165/2021

03.12.2021                                                                                                                    г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» (далее – ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС», Заявитель) (вх. № 6938 от 29.11.2021) на действия государственного учреждения здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации общественного питания пациентов ГУЗ «ТГКБСМП им. Д.Я. Ваныкина» (закупка № 0366200035621006533) (далее – Закупка,  конкурс), руководствуясь статьями 99, 106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

- – представителя Заказчика на основании доверенности;

 -– представителя государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) на основании доверенности;

 (в отсутствие представителей ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения данного дела),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила  жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Из жалобы следует, что документация конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации общественного питания пациентов ГУЗ «ТГКБСМП им. Д.Я. Ваныкина» (закупка № 0366200035621006533) (далее – документация о Закупке, конкурсная документация) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» в жалобе указывает на нарушение Заказчиком положений части 5 статьи 56.1 Закона, пункта 30 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок), ввиду использования Заказчиком при оценке заявок  показателя 2.1.3. «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия при установлении в рамках данной Закупки дополнительных требований к участникам  закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Заявитель также указывает, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю 2.1.3. «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия   «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – Квалификация участника закупки), в рамках которого оценивается суммарный объём оказанных услуг, исчисляемый в рублях, по успешно исполненным контрактам (договорам) сопоставимого характера и объема, который не ограничен максимальным пределом и в отношении которого установлен чрезмерно высокий коэффициент значимости – 70 %, ограничивает возможность участия в Закупке хозяйствующих субъектов способных, оказать услуги сопоставимого характера надлежащего качества в соответствии с потребностью Заказчика, не имеющих такого суммарного объема оказанных услуг.

Указанное, с точки зрения подателя жалобы, нарушает требования Закона, положения  пунктов 11, 24 Правил оценки заявок и не отвечает требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, участвующие в заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в устных и письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.

 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация Закупки 29.10.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 99 925 980,00 рублей.

Контракт по итогам конкурса Заказчиком не заключен.

Доводы жалобы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Относительно иных доводов жалобы Заявителя, Комиссией установлено следующее.

1. Согласно пункту 1 статьи 56.1 Закона под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.

На основании части 4 статьи 56.1 Закона при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона.

Пунктом 1 части 2 статьи 56.1 Закона установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона, перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 6 Приложения № 2 «Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием» к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 содержит следующий случай отнесения услуг к услугам, которые способны оказать только исполнители, имеющие необходимый уровень квалификации:

«Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей».

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

На основании части 4 статьи 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Частью 8 статьи 32 Закона установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с положениями Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены  Правила оценки заявок.

При этом Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 3 указанных Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями названных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В силу подпункта "б" пункта 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке в том числе, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В силу пункта 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил (пункт 28 Правил оценки заявок).

При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Комиссией установлено, что Заказчиком в части  «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость» конкурсной документации для оценки заявок установлены следующие критерии оценок и их показатели:

 

№ п/п

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки в %

Коэффициент значимости показателя

1

Критерий оценки 1. Цена контракта

60

2

Критерий оценки 2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

40

 

Показатель 2.1.1. Количество специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих образование по специальности «повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда

15

 

Показатель 2.1.2. Количество специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих образование по специальности «санитарный врач» или «санитарный фельдшер»

15

 

Показатель 2.1.3. Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема

70

 

ИТОГО

100

 

 

В части  «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость» конкурсной документации Заказчиком в отношении показателя  2.1.3. «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки»:

В рамках показателя оценивается суммарный объём оказанных услуг, исчисляемый в рублях по успешно исполненным контрактам (договорам) сопоставимого характера и объема, заключенных и успешно исполненных участником закупки по результатам проведенных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Под успешно исполненным контрактом (договором) понимается контракт (договор), исполнение обязательств исполнителя по которому завершено за последние 3 года по дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе и который не был расторгнут по вине исполнителя в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

К оценке принимаются только полностью исполненные контракты (частично исполненные контракты к оценке приняты не будут). Контракты, расторгнутые по соглашению сторон, принимаются к оценке при наличии Соглашения о расторжении контракта, подтверждающего исполнение обязательств в согласованных с Заказчиком объемах.

Под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается контракт (договор) на оказание услуг по организации питания в медицинских организациях.

В качестве подтверждения наличия опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе:

 - копии ранее исполненных (завершенных) контрактов (договоров), включая все неотъемлемые приложения к ним;

- акт/акты оказанных услуг по таким контрактам (договорам), подписанные обеими сторонами, согласно которым Комиссия по рассмотрению заявок сможет сделать однозначный вывод о выполнении контрактов (договоров) в полном объеме, за последние 3 года до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, с учетом требований, установленных в настоящем показателе критерия;

- соглашение о расторжении контракта (договора), в случае, если контракт был расторгнут по соглашению сторон. Обязательства выполнены Исполнителем в объемах, согласованных с Заказчиком.

Датой исполнения контракта (договора) считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта (Договора).

Сведения о наличии опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема рекомендуется представить по форме таблицы №3 Приложения № 1 к критериям оценки на участие в конкурсе.

Непредставление информации (сведений) оценивается в 0 баллов.

Непредставление в составе заявки на участие в закупке сведений, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему критерию учитываются только те сведения, которые заявлены участниками закупки, в соответствии с данными критериями оценки.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБ1.3. = КЗ х 100 х (Кi / Кmax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:

-участнику закупки, который не имеет опыта сопоставимого характера;

- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период.

Анализ указанной части документации о Закупке показал, что порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки», в том числе формулы расчета баллов, присуждаемых по показателям нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки», сформулированы Заказчиком в строгом соответствии с положениями пункта 24 Правил оценки заявки.

В тоже время критерии оценки заявок на участие в закупке формируются Заказчиком исходя из объекта закупки и с целью наиболее эффективного удовлетворения собственной потребности, что соответствует целям и принципам Закона.

При этом ни Законом, ни Правилами оценки заявок не регламентируется в особом порядке установление тех или иных показателей нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки», а также информации, раскрывающей содержание указанного нестоимостного критерия.

Как было отражено выше, на основании пункта 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.

На основании пункта 24 Правил оценки заявок в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

 

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

 

б) в случае если  , - по формуле:

 

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

 

при этом НЦБmax = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;

НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Помимо изложенного, в соответствии с пунктом 11 Правил оценки заявок значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

В свою очередь, приложение к Правилам оценки заявок для оказания услуг по организации общественного питания не устанавливает предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом пункт 11 Правил оценки заявок не вменяет в обязанность  заказчика устанавливать предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В рассматриваемом случае, Заказчик не воспользовался правом, предоставленным ему пунктом 11 Правил оценки заявок, что никоим образом не может свидетельствовать о нарушении Заказчиком положений пунктов 11, 24 Правил оценки заявок.

С учетом изложенного, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки на участие в конкурсе по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка заявок, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий с основными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оценку заявок.

2. Комиссия считает довод Заявителя о нарушении Заказчиком части 5 статьи 56.1 Закона, пункта 30 Правил оценки заявок несостоятельным по следующим основаниям.

На основании части 5 статьи 56.1 Закона в отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.

 Частью 6 статьи 56.1 Закона установлено, что извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 Закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 статьи 56.1 Закона дополнительные требования к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, заказчик обязан установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Документами, подтверждающими наличие такого опыта являются: копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.

Указанные дополнительные требования к участникам закупки закреплены Заказчиком в извещении и в пункте 15 части I "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА С ОГРАНИЧЕННЫМ УЧАСТИЕМ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" конкурсной документации.

При этом согласно части 5 статьи 56.1 Закона, а также пункту 30 Правил оценки заявок дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.

Как было отражено выше, в части  «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость» конкурсной документации Заказчиком в отношении показателя  2.1.3. «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки»:

В рамках показателя оценивается суммарный объём оказанных услуг, исчисляемый в рублях по успешно исполненным контрактам (договорам) сопоставимого характера и объема, заключенных и успешно исполненных участником закупки по результатам проведенных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При этом установленный в соответствии с требованиями части 5 статьи 56.1 Закона порядок оценки не отображает дословное дублирование положений пункта 6 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99, что является неравнозначным, а направлен на выявление лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупочной процедуры в соответствии с нормами Правил оценки заявок.

Кроме того, по данному вопросу ФАС России в своем письме от 13.08.2018 № АЦ/63694/18 указала на то, что заказчик в документации о закупке вправе установить порядок оценки заявок, согласно которому по критерию "Квалификация участников закупки" будет учитываться показатель, отличный от установленного в качестве дополнительного требования и применяемого для осуществления предквалификационного отбора.

При этом в качестве показателя нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки", может быть использована совокупная стоимость контрактов (договоров) и (или) совокупное количество оказанных  услуг.

Таким образом, установление Заказчиком в значении показателя  2.1.3. «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия требования о том, что услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по успешному  исполнению контрактов (договоров)  на оказание услуг по организации питания в медицинских организациях, исполнение обязательств исполнителя по которым завершено за последние 3 года по дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, и который не был расторгнут по вине исполнителя в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  не противоречит законодательству  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

 

При таких обстоятельствах рассмотренный довод жалобы ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» не нашел своего подтверждения.

Комиссия считает нужным отметить, что установленный статьей 8 Закона принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).

Предусмотренные в конкурсной документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчиков при оказании услуг по объекту закупки.

Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.

Между тем, организации с иным опытом работы также могут участвовать в закупке, так как значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют такому участию.

В рассматриваемом случае закупка проводится способом конкурс с ограниченным участием в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки заявок, а не при их подаче.

При этом, возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, однако действующее законодательство не содержит указание на обязанность заказчика при формировании соответствующих требований в документации о закупке исходить из возможностей всех либо какого-то конкретного хозяйствующего субъекта.

В свою очередь, возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ущемление прав данного Заявителя и ограничение конкуренции.

 Согласно части 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие положения документации о закупке.

Поскольку подача жалобы заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и, вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

При этом Обществом не приведено доказательств того, что названному критерию и порядку его оценки соответствует лишь один конкретный участник рынка оказания услуг по организации общественного питания, который является конкурентным.

Однако, анализ представленных в материалы дела документов и сведений позволяет Комиссии прийти к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю 2.1.3. «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.

Таким образом, рассмотренные доводы жалобы ООО «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС»    о том, что нестоимостные критерии (показатели) ущемляют права потенциальных участников и создают неравные условия для разных категорий участников рынка несостоятельны, поскольку согласно Закону заказчик самостоятельно определяет необходимость в установлении критериев (показателей) для размещаемых им закупок в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что соответствует требованиям Правил оценки заявок.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод общества с ограниченной ответственностью «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «КЕЙТЕРИНГ СЕРВИС» (вх. № 6938 от 29.11.2021) на действия государственного учреждение здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации общественного питания пациентов ГУЗ «ТГКБСМП им. Д.Я. Ваныкина» (закупка № 0366200035621006533) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:                                                

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны