Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 17 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

17 марта 2016 г.                                                                                                                             г. Тула

10 часов

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № АП 02-11/15-2016, возбужденного в отношении юридического лица -  АО «Областной единый информационно-расчетный центр» (ИНН 7121500561, г. Тула, ул. Л.Толстого, д. 114 «А», оф. 229, АО «ОЕИРЦ»), в отсутствие законного представителя Общества (уведомлен надлежащим образом (определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № АП 02-11/15-2016 от 02.03.2016г. (исх.2/929) получено Обществом 02.03.2016г. (вх.1765)), в присутствии Желтухина А.В. представителя АО «ОЕИРЦ» по доверенности б/н от 01.03.2016г.

УСТАНОВИЛ:

Комиссией Тульского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 02-02/24-2015 АО «ОЕИРЦ» признано нарушившим часть 1 статьи 10  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»  путем выставления собственникам помещений в  многоквартирных домах, расположенных г. Туле по адресам: ул. ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»; ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»; ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 18, 20, 20 «А», 22; ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»; ул. 9 Мая, дом 5; ул. Кауля, д. 27; ул. Степанова, д. 33 и находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «Домоуправсервис»,  платежных документов на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг,  в отсутствие договорных отношений с последним, что повлекло ущемление интересов Общества и собственников помещений в многоквартирных домах.

Основанием для возбуждения антимонопольного дела № 02-02/24-2015 послужили заявления, поступившие в адрес Управления от ООО «УК «Домоуправсервис» (19.08.2015г.), гр. Бардина Н.А., собственника  помещения в многоквартирном доме 112 «А» по улице Болдина, и  гр. Логачева А.В., собственника помещения в многоквартирном доме 20 «А» по улице Дм. Ульянова (13.10.2015г.) по вопросу ущемления их интересов действиями АО «ОЕИРЦ» путем  выставления платежных  документов на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество, в отсутствие договорных отношений.

Решением по делу № 02-02/24-2015 от 29.02.2016г. установлено, что: 

ООО «УК «Домоуправсервис» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными г. Туле по адресам:

  • ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»;
  • ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»;
  • ул. Жаворонкова, дом 4;
  • ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 16, 18, 20, 20 «А», 22;
  • ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»;
  • ул. 9 Мая, дом 5;
  • ул. Кауля, д. 27;
  • ул. Степанова, д. 33.

1 февраля 2015г. между ООО «УК Домоуправсервис» (принципал) и ОАО «ОЕИРЦ» (агент) заключен агентский договор № 11/2015, согласно которому (пункт 1.1.1 Договора), Агент обязуется совершать юридические и иные действия от своего имени, но за счет Принципала:

- ведение аналитического учета операций по расчетам за жилищно-коммунальные услуги (начисление, учет, обработка) с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, заключающегося в составлении и хранении первичных документов (квитанций, ведомостей, актов выполненных работ) и сводных (сводных отчетов по принятым и перечисленным платежам) учетных документов, осуществлении  расчетных функций при составлении указанных документов в программе для ЭВМ «Система автоматизации расчетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства»;

- изготовление единого платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Указанный договор, действует на территории муниципального образования город Тула в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Принципала согласно приложению № 2 к данному Договору (пункт 1.3. Договора).

Приложением № 2 (от 01.02.2015г., 01.03.2015г., 01.07.2015г., 01.08.2015г., 01.09.2015г.) установлено, что данный договор действует только в отношении многоквартирных домов (спорных), расположенных по адресам г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 4 и ул. Дм. Ульянова, д. 16.

18 июня 2015г. ООО «УК Домоуправсервис» (Принципал) заключен агентский договор № 49-15 с ООО «ИВЦ ЖКХ» (Агент),  в соответствии с пунктом 1.1. которого, Агент по поручению, от имени, в интересах и за счет Принципала совершает все необходимые действия по учету расчетов за жилищно-коммунальные и другие услуги по жилищному фонду, принятому в управление Принципалом, в порядке и на условиях, определенных настоящим договором. Перечень домов, принятых в управление Принципалом, приведен в приложении № 1 к договору.

Многоквартирные дома, обслуживаемые ООО «УК Домоуправсервис» и расположенные г. Туле по адресам: ул. ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»; ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»; ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 18, 20, 20 «А», 22; ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»; ул. 9 Мая, дом 5; ул. Кауля, д. 27; ул. Степанова, д. 33, включены  в Приложение № 1 к агентскому договору № 49-15 от 18.06.2015г.

Пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ № 354 от  06.05.2011г. (далее – Правила) установлена обязанность потребителя своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон о приеме платежей) деятельностью по приему платежей физических лиц  признается  деятельность по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Платежным агентом ООО «УК Домоуправсервис» по вышеуказанным многоквартирным домам является ООО «ИВЦ ЖКХ» и, соответственно, именно оно вправе выставлять платежные документы от имени  Общества.

Но,  несмотря на наличие у управляющей компании (ООО «УК Домоуправсервис») договорных отношений с другим хозяйствующим субъектом (ООО «ИВЦ ЖКХ»), и  на отсутствие данных многоквартирных домов в агентском договоре № 11/2015г. от 01.02.2015г., АО «ОЕИРЦ» в период с июня по август (включительно) 2015г. неправомерно выставляло собственникам многоквартирных домов  (г. Тула: ул. ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»; ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»; ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 18, 20, 20 «А», 22; ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»; ул. 9 Мая, дом 5; ул. Кауля, д. 27; ул. Степанова, д. 33) платежные документы (квитанции) на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг от имени ООО «УК «Домоуправсервис».

Пунктом 69 Правил определен перечень информации, который подлежит указанию в платежном документе на оплату жилищно – коммунальных услуг:

  • наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (подпункт «Б»);
  • указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах) (подпункт «В»);
  • сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды (подпункт «З»).

Согласно пункту 71 Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014г. № 924/пр, зарегистрированным в Минюсте России 28.05.2015 № 37413, утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические  рекомендации по ее заполнению, из которых следует, что:

  • в разделе 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг" указываются обязательные сведения, в соответствии с пунктом 69 Правил, а именно:

- наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (подпункт «Б» пункта 6 Методических рекомендаций);

оплачиваемый месяц (подпункт «В» пункта 6 Методических рекомендации).

  • в разделе 2 "Информация для внесения платы получателю платежа (получателям платежей)" указываются наименование, номер банковского счета и банковские реквизиты организации - исполнителя услуг и каждой из организаций - исполнителей других услуг, если платежный документ содержит информацию по расчету платежей в адрес нескольких исполнителей услуг, а также суммы, предъявленные потребителю исполнителем (исполнителями) к оплате за расчетный период (пункт 8 Методических рекомендаций).

Общая сумма задолженности (оплаченная в счет будущих расчетных периодов) за предыдущие расчетные периоды отражается в разделе 2 "Информация для внесения платы получателю платежа (получателям платежей)" согласно подпункту "г" пункта 65 и подпунктам "з" и "л" пункта 69 Правил (пункт 10 Методических рекомендаций).

В нарушение указанных требований в платежных документах (квитанциях) для внесения платы за содержание и ремонт помещения и предоставления коммунальных услуг, выставляемых АО «ОЕИРЦ» в июне – августе 2015 года жителям вышеуказанных многоквартирных домов, в разделе 1 «Сведения о плательщике и исполнителе услуг» (левый верхней угол)  содержалась  информация об исполнителе услуг – ООО «УК Домоуправсервис», в то время как, в разделе 2 «Информация для внесения платы получателю платежа» (правый верхний угол) в графе «Содержание и ремонт жилья» указывались хозяйствующие субъекты, ранее осуществляющие управление данными многоквартирными домами (ЗАО «Хороший дом», ЗАО «Партнер», ЗАО «Домоуправсервис», ЗАО «Градсервис», МУП «Ремжилхоз»).

Сведения о начислении задолженности, образовавшей за предыдущие периоды перед  предыдущими управляющими компаниями, в разделе 2 «Информация для внесения платы получателю платежа»,  АО «ОЕИРЦ» не указывало, тем самым вводило в заблуждение собственников помещений в многоквартирных домах. 

Указание в разделе 1 квитанции информации  об управляющей компании  ООО «УК Домоуправсервис» создает впечатление у граждан, что в разделе 3 приведены расчеты платы за услуги, оказываемые именно этой управляющей компанией, тем самым создается определенное недопонимание о каких долгах идет речь,  кому и за что нужно платить.        Кроме того, частью 11 статьи 4 Федерального закона «О приеме платежей» прямо установлено, что платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

По многоквартирным домам, расположенным в городе Тула по адресам: ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»; ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»; ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 18, 20, 20 «А», 22; ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»; ул. 9 Мая, дом 5; ул. Кауля, д. 27; ул. Степанова, д. 33, у платежного агента – АО «ОЕИРЦ» отсутствовали договорные отношения с управляющей организацией – ООО «УК Домоуправсервис», в связи с чем он (платежный агент) не вправе был указывать Общество в качестве исполнителя услуг в платежных документах, направленных собственникам в июне – августе 2015г.  

ООО «УК Домоуправсервис» и собственники помещений в многоквартирных домах   неоднократно  (письма Общества  от 17.07.2015г. (исх. 263), 23.07.2015г. (исх.272), 07.07.2015г. (исх.232), обращения граждан от 07.09.2015г.)  обращались в адрес АО «ОЕИРЦ» с заявлениями о прекращении выставлений платежных документов (квитанций) в отсутствие договорных отношений.

 Согласно заявлениям собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов  по ул. Болдина д. 112 «А» (гр. Бардина Н.А. (вх. 5660 от 13.10.2015г.) и ул. Дм. Ульянова, д. 20 «А» (гр. Логачева А.В. (вх. 5661 от 13.10.2015г.),  денежные средства, оплаченные ими по квитанциям, выставленным ОАО «ОЕИРЦ», на капитальный ремонт, перераспределялись Обществом  в адрес МУП «Ремжилхоз», тогда как у них отсутствовала задолженность перед предприятием.

АО «ОЕИРЦ» неправомерно, в отсутствие договорных отношений с ООО «УК «Домоуправсервис», выставляло собственникам помещений в  многоквартирных домах, расположенных г. Туле по адресам: ул. ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»; ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»; ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 18, 20, 20 «А», 22; ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»; ул. 9 Мая, дом 5; ул. Кауля, д. 27; ул. Степанова, д. 33, платежные документы на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, что повлекло ущемление интересов последних.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ») установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 2 Распоряжения Правительства Тульской области от 01.07.2013г. № 673-р «Об определении уполномоченной организации Тульской области по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, оператора электронных приложений и систем универсальной электронной карты» установлено, что ОАО «ОЕИРЦ» осуществляет функции оператора единой автоматизированной системы начислений и организации сбора за жилищно-коммунальные услуги.

Указанным актом Правительства Тульской области определена единственная организация, уполномоченная на осуществление сбора денежных средств от собственников многоквартирных домов, за оказанные (ресурсоснабжающими и иными порядными организациями) жилищно-коммунальные услуги, путем  выставления им (собственникам) квитанций на оплату ЖКХ, и заключения агентских договоров с обслуживающими (управляющие компании, товарищества собственников жилья, иное) и ресурсоснабжающими  (подрядными) организациями.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по обработке данных (код ОКЭВД 72.30), связанных приемом платежей  от физический лиц и осуществлением расчетов за оказанные жилищно-коммунальные услуги, свидетельствует о том, что АО «ОЕИРЦ» является хозяйствующим субъектом, который в 2015 году оказывал данные услуги в географических границах города Тулы, и его доля на рынке составила более 50 %.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%,  признается доминирующим.

АО «ОЕИРЦ», являясь практически единственной уполномоченной организацией – оператором единой автоматизированной системы начислений и организации сбора за жилищно–коммунальные услуги на территории города Тулы и Тульской области,  занимающим долю указанном товарном рынке более 50 %, неправомерно, в отсутствие договорных отношений с управляющей компанией – ООО «УК Домоуправсервис»,  направляло собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по вышеуказанным адресам, квитанции на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, тем самым ущемляло интересы Общества и собственников многоквартирных домов, находящихся в его управлении.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ овершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании изложенного:

Событие административного правонарушения и его квалификация: юридическое лицо – АО «ОЕИРЦ» допустило нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,  а именно: в отсутствие договорных отношений с управляющей компанией – ООО «УК Домоуправсервис» направляло собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по вышеуказанным адресам, платежные документы (квитанции) на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг,  от имени последнего, но в пользу предыдущих хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление данными многоквартирными домами.

Время совершения  юридическим  лицом – АО «ОЕИРЦ» административного правонарушения: период времени с июня по август (включительно) 2015г. (период, в течение которого АО «ОЕИРЦ» выставляло собственникам помещений в многоквартирных домах платежные документы на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг).

Место совершения юридическим лицом – АО «ОЕИРЦ»  административного правонарушения: г. Тула.

Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом – АО «ОЕИРЦ» подтверждается протоколом по делу № АП 02-11/15-2016 об административном правонарушении от 2 марта 2016 года, а также другими материалами дела, в том числе антимонопольного № 02-02/24-2015.

Срок давности привлечения юридического лица – АО «ОЕИРЦ» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение,  обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении настоящего дела, обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственность, в действиях АО «ОЕИРЦ»,  не установлены.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.31  КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо – АО «Областной единый информационно- расчетный центр» (ИНН 7121500561, г. Тула, ул. Л.Толстого, д. 114 «А», оф. 229,), виновным  в  совершении  административного  правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты для уплаты административного  штрафа:

Сумму штрафа надлежит уплатить:  

Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001

УФК Минфина России по Тульской области

(Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области)

КБК 161 116 020 1001 6000 140

ОКТМО 70701000

Банк получателя: Отделение Тула

БИК 047003001

Р\сч 40101810700000010107

Назначение платежа – административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 17 марта 2016 года за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 359365.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно    статьи   31.1  КоАП     постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

Дата получения (выдачи) постановления о наложении штрафа –  17 марта 2016  года

Дата вступления постановления в законную силу –  28 марта 2016 года

Срок исполнения постановления – до 28 мая 2016 года

Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП) – до 28 мая 2016 года.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны