Решение (комиссия) №1367/24 решение от 28 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» ko@sberbank-ast.ru ko@sberbank-ast.ru Государственное учреждение Тульской области "Тулаавтодор" Кирова ул., д. 5, город Кимовск, Кимовский район, Тульская область, 301722 info.tulaavtodor@tularegion.ru, bobkova@tulaavtodor.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТР 99" 142200, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г.о. СЕРПУХОВ, Г СЕРПУХОВ, УЛ ЧЕХОВА, Д. 32А, ОФИС 1 rolfcenter99@gmail.com Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-243/2024

26 марта 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР 99" (далее Заявитель, Общество) (вх. № 1704/24 от 20.03.2024) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области (далее – Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку горюче-смазочных материалов (закупка №0366200035624001045) (далее – Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии на основании доверенности;

- представителей государственного учреждения Тульской области «Тулаавтодор» (далее – Заказчик) на основании доверенности;

- представителя Общества на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Закупки.

Из жалобы следует, что Заявитель не согласен с решением Аукционной комиссии об отклонении его заявки с идентификационным номером 22, которое отражено в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2024 (далее – протокол подведения итогов), по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона, в связи с несоответствием информации, предусмотренной извещением об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона, требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцией по ее заполнению (представленная характеристика предлагаемого участником закупки товара по позиции «Масла гидравлические / Масло гидравлическое» не соответствует описанию объекта закупки, а именно подпункт 21.6 «Температура застывания, ℃, диапазон значений» требуемое значение показателя «Не выше минус 42-50», предложение участника закупки – «Температура застывания, ℃, диапазон значений» - «МИНУС 45»).

При этом Заявитель считает, что предоставленное им в отношении спорного требования к характеристике значение, с учетом приведенной инструкции по заполнению заявки, полностью соответствует требуемому диапазону и положениям извещения о Закупке.

 

Представители Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии, Заказчика выразили несогласие с доводами жалобы, представив письменные пояснения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке и электронные документы к нему 27.02.2024 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система, ЕИС).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 000 000,00 рублей.

Контракт по итогам проведения Закупки Заказчиком не заключен.

 

Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами, в том числе являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона).

В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в частью 1 статьи 33 Закона должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, по смыслу статьи 33 Закона при формировании технического задания документации закупки Заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

При этом Комиссия отмечает, что 18.12.2023 года Министерством финансов Российской Федерации опубликовано информационное письмо N 24-01-10/122331 "О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке".

Из информационного письма следует, что извещение об осуществлении закупки состоит из двух частей:

из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в "структурированном виде") (часть 1 статьи 42 Закона, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60);

из информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в "структурированном виде") и которые включаются в извещение об осуществлении закупки путем приложения файла - электронного документа или образа бумажного документа (часть 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 4 вышеуказанного Положения, пункт 2 формы, являющейся приложением к такому Положению).

При этом согласно подпункту «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

Из информационного письма также следует, что согласно пункту 31 дополнительных требований к оператору электронной площадки и функционированию электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656, при формировании предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона, формируются с использованием электронной площадки (путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки - в "структурированном виде") наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки.

Следовательно, участники закупок обязаны указывать в структурированном виде сведения о характеристиках товара. При формировании предложения об объекте закупки участникам не нужно включать такие сведения в иные приложения к заявке.

В отношении спорного подпункта 26.1 описания объекта закупки извещения о Закупке в структурированном виде для товара «Масло гидравлическое» (код позиции КТРУ 19.20.29.130-00000003) установлены следующие требования, в том числе, инструкция по заполнению характеристик в заявке (далее – Инструкция по заполнению заявок):

 

Наименование характеристики

Значение характеристики

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

Температура застывания, ℃, диапазон значений

Не выше минус 42-50

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

 

Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что Обществом в составе своей заявки в отношении такой характеристики представлено конкретное значение «минус 45» в соответствии с Инструкцией по заполнению заявок в структурированном виде, при этом в материалы дела Обществом представлен паспорт качества на тот товар, который предполагался к поставке в ходе исполнения контракта, где содержится информация о соответствии такой характеристики как «Температура застывания, ℃, не выше» значению по результату испытаний «минус 45».

Вместе с тем, технические условия на данный товар в отношении такой характеристики допускают значения в диапазоне от -42 ℃ до -50 ℃, в связи с чем представитель Общества заявил, что в зависимости от партии товара фактические значения такого показателя могут меняться, хотя и находиться в допустимом диапазоне.

Представители Заказчика на заседании Комиссии подтвердили, что при установлении спорной характеристики ошибочно установлено в Инструкции по заполнению заявки в структурированном виде требование «Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики». В рассматриваемом случае при формировании спорного требования для удовлетворения потребности Заказчика необходимо было выбрать значение «Значение характеристики не может изменяться участником закупки» с целью возможности поставки необходимого товара с переменными значениями, но при этом соответствующего требованиям извещения о Закупке.

Таким образом, участнику Закупки, с учетом требований инструкции по заполнению заявки в структурированном виде, необходимо представить конкретное значение в отношении спорной характеристики, которое в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона, в случае признания его победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), будет подлежать включению в контракт.

Учитывая изложенное, при исполнении контракта, заключенного по итогам Закупки, возможно возникновение ситуации, связанной с невозможностью подтвердить качество поставляемого товара по причине несоответствия значения спорной характеристики требованиям контракта.

Следовательно, такая ошибка может повлечь за собой заключение контракта на неисполнимых условиях, что является негативным фактором, как для Заказчика, так и для поставщика, а в некоторых случаях будет являться непреодолимым препятствием для его надлежащего исполнения в целом.

 

В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» (далее – Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.

Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее – Положение).

В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции:

устанавливают требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, а также устанавливают (при необходимости) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках в соответствии с Законом.

Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статьей 6 Закона установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Информация, предусмотренная частями 1, 2 статьи 33 Закона, позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Как было указано выше, пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.

Таким образом, с учетом буквального толкования приведенных выше положений подпункта 26.1 Инструкции по заполнению заявок в структурированном виде, определяющего порядок заполнения заявок на участие в Закупке, участникам Электронного аукциона следует указывать конкретное значение спорной характеристики, что и было сделано Заявителем.

При этом извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая, в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации, должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки с учетом требований инструкции по заполнению заявок на участие в закупке.

Следовательно, требования извещения об осуществлении закупки к товару (работе, услуге) в целом, с учетом целей и принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, должны быть направленны на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, работ, услуг, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям извещения об осуществлении закупки.

Заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, работы, услуги, к содержанию, составу заявки на участие в закупке и разрабатывая инструкцию по ее заполнению, должен учитывать специфику предмета закупки и обеспечить возможность представления участниками закупки в заявках на участие в конкурентном способе определения поставщика сведений о таких характеристиках, которые бы в полной мере обеспечивали потребность заказчика, и при этом не ограничили круг участников закупки.

Из толкования частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что извещение об осуществлении закупки должно обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки (потребности заказчика), не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, предъявляемых заказчиком к объекту закупки.

Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений извещения об осуществлении закупки создают препятствия для потенциальных участников закупки на стадии решения об участии в закупке, допуска к участию в торгах, а также могут нести негативные последствия при последующем исполнении контракта, заключенного по итогам такой закупки.

В этой связи, условия извещения об осуществлении закупки должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в конкурентной процедуре имел представление о фактической потребности заказчика, а также, в рассматриваемом случае, о том какой именно товар необходимо поставить в рамках исполнения контракта и каким требованиям они должны соответствовать.

Более того, в данном случае в подпункте 26.1 описания объекта закупки извещения о Закупке в структурированном виде установлено наименование характеристики «Температура застывания, ℃, диапазон значений», которое при подаче заявки участниками Электронного аукциона не подлежит изменению.

Вместе с тем, при указании в заявке участниками конкретного значения в отношении данного требования, становится неясно фактическое значение такой характеристики, так как «диапазон значений» предполагает множество величин, ограниченных минимальным и максимальным пределами, а, с учетом Инструкции по заполнению заявок, такой «диапазон значений» предлагается выразить как конкретное число, что, по общим правилам, является противоречием.

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае подобное описание объекта закупки с учетом положений Инструкции по заполнению заявки в структурированном виде, не позволяет участникам закупки понять потребность Заказчика и его требования к поставляемому товару, а также установить, какое именно значение спорной характеристики будет удовлетворять потребности Заказчика.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, сформировавшего некорректные (не соответствующие его потребности) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом и инструкцию по ее заполнению в структурированном виде нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что по итогам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены вышеуказанные нарушения, Комиссия считает рассмотрение доводов жалобы Заявителя в отношении действий Аукционной комиссии нецелесообразным, так как именно указание Обществом значения спорной характеристики явилось причиной отклонения его заявки.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР 99" (вх. № 1704/24 от 20.03.2024) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку горюче-смазочных материалов (закупка №0366200035624001045) необоснованной.

2. Признать государственное учреждение Тульской области «Тулаавтодор» нарушившим пункт 3 части 2 статьи 42 Закона.

3. Выдать государственному учреждению Тульской области «Тулаавтодор», государственному казенному учреждению Тульской области «Центр организации закупок», комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

2024-1534

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТР 99"
ИНН 5043077818, ОГРН 1225000083978
ГУ ТО "Тулаавтодор"
ИНН 7107535259, ОГРН 1127154009113
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441