Решение (комиссия) №2546/23 Решение от 19 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» набережная Тараса Шевченко, д. 23А, г. Москва, 121151 ko@rts-tender.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "САВИР" 454071, ОБЛАСТЬ ЧЕЛЯБИНСКАЯ, Г. ЧЕЛЯБИНСК, УЛ. ШУМЕНСКАЯ, Д. 6, КВ. 135 savir-74@mail.ru ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ, СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" 300045, Тульская область, город Тула, Оборонная ул., д. 114а tcmksnmp@tularegion.org ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК" 300041, Тульская Область, г. Тула, пр-кт Ленина, д.2 coz@tularegion.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-450/2023

18.04.2023

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «САВИР» (далее – Заявитель, ООО «САВИР», Общество) (вх. №3228/23 от 12.04.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения Тульской области «Территориальный центр медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи» (далее – Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств для нужд гражданской обороны в 2023 году (закупка № 0366200035623001892) (далее – Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

- Н. – представителя Уполномоченного учреждения, комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» на основании доверенности;

- Г., П. – представителей Заказчика на основании доверенности;

без участия представителей Общества, уведомленного о дате, времени, месте и способе рассмотрения данного дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, электронный документ «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на поставку дезинфицирующих средств для нужд гражданской обороны в 2023 году» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки) не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по следующим основаниям.

Как указывает податель жалобы, Заказчику в соответствии с пунктом 2 Описания объекта закупки требуется дезинфицирующее средство в форме выпуска «жидкость».

В нарушение законодательства о контрактной системе, Заказчик в подпунктах 2.14, 2.15 Описания объекта закупки не применил диапазонные значения, а установил точный показатель ко времени экспозиции дезинфекции изделий медицинского назначения, а именно для требуемой характеристики, предусмотренной подпунктом 2.14 «Концентрация рабочего раствора для предстерилизационной очистки, не совмещенной с дезинфекцией ИМН ручным способом при экспозиции 10 мин., %» Заказчиком предусмотрено требуемое значение «Не более 0,2»; в подпункте 2.15 для характеристики «Концентрация рабочего раствора для дезинфекции, совмещенной с ПСО эндоскопов ручным способом при экспозиции 60 мин., %» предусмотрено значение «Не более 1».

По убеждению Заявителя, указанные требования ограничивают право Общества на участие в Закупке.

Помимо изложенного, податель жалобы сообщает, что в нарушение Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, Заказчиком не представлено надлежащее обоснование необходимости указания в Описании объекта закупки качественных и технических характеристик для закупаемых товаров, не предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), что является нарушением части 6 статьи 23 Закона.

Уполномоченное учреждение, Заказчик не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу; просили оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 05.04.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 347 869,50 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

 

 

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки усыновлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога).

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (пункт 5).

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).

Согласно извещению и иной документации о Закупке предусмотрена поставка товара, включенного в позицию КТРУ 20.20.14.000-00000005.

Заказчиком в пункте 2 Описания объекта закупки установлена следующая дополнительная информация (дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в соответствующей позиции каталога):

 

п/п

Наименование показателей

Требуемые значения показателей, указанные в описании объекта закупки

Обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии

1

Средство дезинфицирующее

Кожный антисептик на спиртсодержащей основе

КТРУ 20.20.14.000-00000005

1.1

Кожный антисептик

Наличие

Тип товара определен с учетом специфики деятельности Заказчика, в соответствии с СанПиН 3.3686-21 п.3479

1.2

Обработка рук хирургов

Наличие

СанПиН 3.3686-21 п. 3437; п. 3552; п. 3761

1.3

Обработка локтевых сгибов доноров

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3552, п. 3444

1.4

Обработка кожи операционного поля

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3552, п. 3444

1.5

Обработка кожи инъекционного поля

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3552, п. 3444

1.6

Разрешено к применению в медицинских учреждениях

Наличие

Для безопасного использования сотрудниками ЛПО и пациентов

1.7

Форма выпуска

Жидкость

Установлено в соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145. Характеристика обязательна к применению.

1.8

Действующее вещество

Изопропиловый спирт

СанПиН 3.3686-21. п.3577 Проведение ротации

1.9

Содержание действующего вещества, %

Не менее 55

СанПиН 3.3686-21. п.3577 Проведение ротации

1.10

Дополнительный антимикробный компонент

ЧАС

СанПиН 3.3686-21. п.3577 Проведение ротации

1.11

Содержание дополнительного антимикробного компонента, %

не менее 0,11 и не более 0,5

СанПиН 3.3686-21. п.3577 Проведение ротации

1.12

Ингредиенты, смягчающие кожу рук

Наличие

МУ 3.5.1.3674-20 п. 6.6

 

1.13

Антимикробная активность в отношении грамотрицательных микроорганизмов

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3398

п. 5. Прилож.№2 к МУ 3.5.1.3674-20

 

1.14

Антимикробная активность в отношении грамположительных микроорганизмов

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3398 п. 5. Прилож.№2 к МУ 3.5.1.3674-20

 

1.15

Антимикробная активность в отношении вирусов, включая вирус полиомиелита, гепатита, ВИЧ

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3398 п. 5. Прилож.№2 к МУ 3.5.1.3674-20

1.16

Антимикробная активность в отношении грибов рода Кандида

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3398 п. 5. Прилож.№2 к МУ 3.5.1.3674-20

1.17

Антимикробная активность в отношении грибов рода трихофитон

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3398 п. 5. Прилож.№2 к МУ 3.5.1.3674-20

1.18

Общая норма расхода при обработке рук хирургов, миллилитр

Не более 6

Норма расхода средства относится к критериям эффективности в соответствии с п. 2.1. Руководства Р 4.2.3676-20.

Общее количество средства определяется расчетной потребностью и учитывает расход кожного антисептика на одну обработку в соответствии с требованием п. 8.3. МУ 3.5.1.3674-20.

Показатель определяет экономическую эффективность за счет расхода средства.

1.19

Время обработки рук хирургов, минут

Не более 5

п. 5. Прилож.№2 к МУ 3.5.1.3674-20.

1.20

Время выдержки после обработки операционного поля, минут

Не более 2

п. 5. Прилож.№2 к МУ 3.5.1.3674-20.

1.21

Время выдержки после обработки инъекционного поля, секунд

Не более 60

п. 5. Прилож.№2 к МУ 3.5.1.3674-20.

1.22

 

Емкость с дозирующим устройством

Наличие

 

Прилож.№6 к МУ 3.5.1.3674-20.

1.23

Фасовка: емкость, литр; кубический дециметр

Не менее 1

Указанная фасовка обеспечивает доступность кожных антисептиков в достаточном количестве в наиболее востребованных местах, удобных для применения

2

Средство дезинфицирующее

 

Нехлорсодержащее дезинфицирующее средство

КТРУ 20.20.14.000-00000005

2.1

Средство дезинфицирующее

Наличие

Тип товара определен с учетом специфики деятельности Заказчика, в соответствии с СанПиН 3.3686-21

2.2

Обработка поверхностей

Наличие

СанПиН 3.3686-21 п. 3552

2.3

Проведение генеральных уборок

Наличие

СанПиН 3.3686-21 п. 3552; п. 3573,

2.4

Дезинфекция ИМН

Наличие

СанПиН 3.3686-21 п. 3552

2.5

Предварительная, предстерилизационная, окончательная очистка эндоскопов ручным и механизированным способом

Наличие

СанПиН 3.3686-21 п. 3548; п. 3552

2.6

Форма выпуска

Жидкость

Установлено в соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145. Характеристика обязательна к применению.

2.7

Готовность к применению – концентрат

 

Наличие

Для оптимизации условий хранения

2.8

В состав средства входит перекись водорода

Наличие

СанПиН 3.3686-21. п.3577 Проведение ротации

2.9

Содержание перекиси (пероксида) водорода, %

Не менее 12

СанПиН 3.3686-21. п.3577 Проведение ротации

2.10

Антимикробная активность в отношении грамотрицательных микроорганизмов

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3398

2.11

Антимикробная активность в отношении грамположительных микроорганизмов

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3398

2.12

Антимикробная активность в отношении грибов рода Кандида и Трихофитон

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3398

2.13

Антимикробная активность в отношении вирусов, включая вирусы энтеральных, парентеральных гепатитов, ВИЧ, полиомиелита, гриппа, герпеса

Наличие

СанПиН 3.3686-21, п. 3398

2.14

Концентрация рабочего раствора для предстерилизационной очистки, не совмещенной с дезинфекцией ИМН ручным способом при экспозиции 10 мин., %

Не более 0,2

В соответствии с расчетной потребностью учреждений заданы максимальные значения, позволяющие обеспечить медицинскую организацию запасом дезинфицирующих средств различного химического состава и назначения, с учетом бюджетных средств выделяемых для закупки дезинфицирующих средств

2.15

Концентрация рабочего раствора для дезинфекции, совмещенной с ПСО эндоскопов ручным способом при экспозиции 60 мин., %

Не более 1

В соответствии с расчетной потребностью учреждений заданы максимальные значения, позволяющие обеспечить медицинскую организацию запасом дезинфицирующих средств различного химического состава и назначения, с учетом бюджетных средств выделяемых для закупки дезинфицирующих средств

2.16

Фасовка: емкость, литр; кубический дециметр

Не менее 1

Потребность Заказчика рассчитана из кол-ва отделений и кабинетов, в которых будут осуществляться разведение и хранение дезинфицирующих средств.

 

Как было указано выше, в случае использования дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).

Из устных и письменных пояснений представителей Заказчика Комиссией установлено следующее.

Как указывает Заказчик, в частности, в отношении спорных характеристик требуемого к поставке товара, последний в полной мере в Описании объекта закупки обосновал необходимость использования таких характеристик. Кроме этого Заказчик пояснил следующее.

При выборе эффективного средства для дезинфекции, предстерилизационной очистки (ПСО) или стерилизации изделий медицинского назначения очень важными, помимо прочих, являются показатели безопасности для работающего с ним медицинского персонала (токсичные и сенсибилизирующие свойства). При этом токсичность и сенсибилизирующее воздействие на организм человека прямо пропорциональны времени контакта с дезсредством. Именно для снижения вредного воздействия на организм человека при выборе препарата, среди равных ему по другим показателям, предпочтение отдаётся средству, которое, в определённой концентрации позволяет достичь нужного эффекта при меньшей экспозиции (продолжительности воздействия).

При этом кумулятивный (суммарный) эффект негативного воздействия химических веществ на организм человека - факт неоспоримый, а следовательно, обязательный при подходе к ограничению отдельных характеристик дезинфицирующих средств, подлежащих закупке для нужд медицинских учреждений.

Широкий спектр дезинфицирующих средств на рынке даёт возможность ужесточать характеристики экспозиции, позволяющие сокращать время каждого из этапов стерилизации инструментария, а, следовательно, и длительность негативного воздействия на персонал учреждения.

Небольшой процент концентрации рабочего раствора, в свою очередь, позволяет эффективно расходовать дезинфицирующее средство, что важно при ограниченном финансировании бюджетных структур (учреждений здравоохранения).

Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки по указанным характеристикам исходил из наилучшего сочетания 2-х факторов: минимальной действенной концентрации препарата при наименьшей экспозиции.

Также представители Заказчика обратили внимание Комиссии, что сокращение времени экспозиции позволяет минимизировать негативное воздействие химических веществ на медицинское изделие, а в случае ручной обработки - и на медработника.

При этом, как отметили представители Заказчика, последний, исходя из вышеизложенного и своих потребностей, установил точный показатель ко времени экспозиции, а не диапазонный, что, в принципе является его правом и не нарушает требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Как отмечает Заказчик, при формировании Описания объекта закупки им был исследован рынок дезинфицирующих средств, удовлетворяющих потребностям медицинского учреждения. В результате данного исследования Заказчиком было выявлено как минимум 3 (три) дезинфицирующих средства российского производства, полностью удовлетворяющих потребностям Заказчика и соответствующих описанию объекта закупки, содержащемуся в документации о Закупке:

п/п

Производитель дезсредства

Наименование дезсредства

1

АО НПО «Новодез», Россия

«Необак-Окси»

2

ООО «Торимед», Россия

«Торицид»

3

ООО «Мир дезинфекции»

«Экобриз окси лайт»

 

При изложенных обстоятельствах, с точки зрения Заказчика, при описании объекта закупки им в полной мере соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Анализ изложенных фактов позволяет Комиссии прийти к выводу, что Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.

Следует отметить, что объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона, либо Правилами использования каталога.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что позиции Описания объекта закупки в части определения технических, качественных характеристик товара составлялись Заказчиком в соответствии с требованием пунктов 5, 6 Правил использования каталога.

Кроме этого Комиссия дополнительно считает необходимым отметить следующее.

Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 3 Правил использования каталога).

Для средства дезинфицирующего, необходимого к поставке в рамках Закупки, в КТРУ в настоящее время отсутствуют обязательные к применению позиции.

Обязательное применение подходящей потребности Заказчика позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 «Средство дезинфицирующее» с формой выпуска «жидкость» установлено с 07.05.2023  - Бессрочно.

При таких обстоятельствах, учитывая, что положения Правил использования каталога в принципе не обязывают заказчиков обосновывать характеристики приобретаемых товаров (работ, услуг) по позициям КТРУ, которые не обязательны в силу даты своего применения, Комиссия соглашается с позицией Заказчика, что при формировании Описания объекта закупки он исходил из своих объективных потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.

По общему правилу указание заказчиком в извещении об осуществлении закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации о закупке такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

 

 

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона.

Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных и муниципальных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем кондиционеров, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.

При этом Комиссия обращает внимание на следующее.

Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предоставлено заказчику.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 №11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 № 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения контракта. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

 

Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.

 

В свою очередь, из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

 

Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

 

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

 

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что спорные характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона; объект закупки описан исходя из имеющихся потребностей Заказчика, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.

 

Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «САВИР» (вх. №3228/23 от 12.04.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения Тульской области «Территориальный центр медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи», государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств для нужд гражданской обороны в 2023 году (закупка № 0366200035623001892) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

 

Член Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

2023-2785

 

 

Связанные организации

ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Савир"
ИНН 7452151128, ОГРН 1197456025975
ГУЗ ТО "ТЦМКСИНМП"
ИНН 7107126009, ОГРН 1187154008403