Решение б/н РЕШЕНИЕ По делу № 64-2/06-2011 по признакам нарушения ОАО ... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

По делу  № 64-2/06-2011 по признакам нарушения ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» Федерального закона  «О защите конкуренции»

Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2011 г.                                              

В полном объеме решение изготовлено 22 июня 2011 г                                             г. Тула

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении  антимонопольного законодательства в составе: < --- >

при участии лиц:

заявитель: < --- >, генеральный директор ООО «Ферма Торхово»;

со стороны ответчика ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов»:

< --- >, представитель по доверенности б/н от 14.04.2011г.,

< --- >, представитель по доверенности б/н от 14.04.2011г.,

рассмотрев дело № 64-2/06-2011 по признакам нарушения ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» (300016, г. Тула, ул. Дачная, д. 26) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006  № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции»

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела явилось поступившее 24 марта 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области заявление ООО «Ферма Торхово» по вопросу установления ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» (Тула, ул. Дачная, д. 26) завышенной цены на отгрузку со склада элеватора комбината автомобильным транспортом зерна пшеницы 5 класса, приобретенного в рамках биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций.

Анализ материалов дела, устные и письменные объяснения сторон по делу свидетельствуют о следующем:

Между ООО «Ферма Торхово» и ОАО «Объединённая зерновая компания» (Москва, Орликов пер., д. 3 стр. 1) 9 февраля 2011 года в рамках биржевых торгов заключен договор купли-продажи № 76 (далее – Договор № 76). Согласно пунктам 1.1 – 1.5 указанного договора товар - мягкая пшеница 5 класса в количестве  270 физических тонн - передается покупателю ООО «Ферма Торхово» на складе элеватора ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» (далее – ОАО «ТКХП», франко-элеватор). Данный договор  является типовым и составлен в соответствии с Правилами Биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (Приложение № 14).

Согласно пункту 2.1.4. указанного договора Покупатель ООО «Ферма Торхово»   обязан принять у Продавца ОАО «Объединённая зерновая компания» товар и подписать трехсторонний акт сдачи- приемки товара не позднее 25 календарных дней с даты  подписания  договора, имея к моменту передачи товара подписанный договор на оказание услуг по хранению с Элеватором, на котором расположен товар (пункт 2.1.3 договора).

В предусмотренных договором № 76 целях между ОАО «ТКХП» и ООО «Ферма Торхово» заключен договор хранения № 4 от 21 марта 2011 года. По договору хранения франко-элеватор обязуется хранить зерно поклажедателя и возвратить его в сохранности по письменному требованию поклажедателя. Дополнительным соглашением к договору хранения № 4 установлены цены на услуги франко-элеватора:

- хранение зерна составляет 66,5 руб/тонна в месяц;

- отгрузка зерна на автотранспорт составляет 1200 руб/тонна в месяц.

По заявлению ООО «Ферма Торхово», несмотря на невыгодные условия договора хранения, общество вынуждено было согласиться с установленной ОАО «ТКХП» ценой отгрузки зерна 1200 рублей/тонна, в противном случае оно несет ответственность за неисполнение обязательств по договору № 76, а именно: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств покупателем (ООО «Ферма Торхово») денежные средства, внесенные последним в качестве гарантийного взноса, удерживаются и перечисляются в качестве штрафа в федеральный бюджет Российской Федерации (пункт 6.2 Договора № 76).

По мнению ООО «Ферма Торхово» стоимость отгрузки товара в размере 1200 рублей за 1 тонну необоснованно завышена ответчиком, оплата полной стоимости отгрузки всего товара (270 тонн) существенно скажется на финансовом благополучии общества-сельхозпроизводителя, издержки оно будет вынуждено включить в стоимость производимого товара.

 Из-за высокой цены отгрузки ООО «Ферма Торхово» не могло своевременно вывезти с элеватора зерно, необходимое для кормления скота, что привело к снижению рациона питания животных,  в результате чего общество в период с 4 марта по 15 апреля 2011 года понесло ущерб в размере 227 428,39 рублей (расчет потерь представлен Комиссии).

Цены на аналогичные работы на других элеваторах значительно ниже; так например, 15 марта 2011 года между ООО «Ферма Торхово» и ЗАО «Новомосковский мельничный комбинат» заключен договор хранения № 7, согласно которому стоимость отгрузки товара – зерна пшеницы 4 класса – составляет 300 рублей за тонну.

 

Согласно устным и письменным объяснениям ответчика ОАО «ТКХП» цена за отгрузку зерна в размере 1200 рублей/тонна была установлена исходя из согласованной воли сторон договора, согласно Гражданскому кодексу РФ. Стоимость услуг не регламентирована ненормативным актом на предприятии, устанавливается с каждым клиентом индивидуально и зависит от следующих факторов:

- объемы отгружаемого и находящегося на хранения зерна;

- класс зерна;

- длительность взаимоотношений с контрагентом;

- удаленность места точки отпуска зерна от места (силоса) его хранения;

- количество задействованных транспортеров и др.

 

При подготовке материалов дела к рассмотрению Управлением установлено следующее:

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 03.08.2001 № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» сельскохозяйственная продукция, закупленная для интервенционного фонда, размещается на хранение в отобранных на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации организациях на основании договоров, заключенных с ними агентом.

Функции государственного агента выполняет ОАО «Объединённая зерновая компания» (далее ОАО «ОЗК»). Биржевые торги по товарной интервенции 2011 года ОАО «ОЗК»  проводит с 4 февраля 2011 года.

На территории Тульской области на конкурсной основе ОАО «ОЗК» было отобрано 5 элеваторов, обладающих исключительными полномочиями по хранению зерна интервенционного фонда, в том числе ОАО «ТКХП» (Тула, ул. Дачная, д. 26).

Министерство сельского хозяйства РФ от имени Российской Федерации на основании Государственного контракта от 22.12.2010 № 1223/22  предоставило право ОАО «ТКХП» (хранителю) заключить в 2011 году Договор хранения запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, закупленных при проведении государственных закупочных интервенций в объёме 19 964 тонны с государственным агентом.

            Государственный агент ОАО «ОЗК» и ОАО «ТКХП» 23 декабря 2010 г. заключили Договор № 533/14 хранения запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции. Согласно данному договору хранитель ОАО «ТКХП» обязуется в течение 2011 года принимать от Агента на хранение зерно интервенционного фонда в любом объёме, но суммарно не более 19 964 тонн. Агент ОАО «ОЗК» обязуется обеспечить оплату услуг по хранению зерна по цене, указанной в Договоре (согласно 4 разделу указанного договора).

            В соответствии с п. 3.5 Договора № 533/14 от  23 декабря 2010 г. при реализации Агентом зерна  интервенционного фонда третьим лицам на условиях «франко-элеватор», объём реализованного зерна списывается с лицевого счёта Агента и переписывается на лицевой счёт нового собственника после подписания трёхстороннего акта сдачи-приёмки зерна, составленным  с          участием уполномоченных представителей Хранителя, Агента и третьих лиц.

Закладка зерновых культур – пшеницы 5 класса – на склад элеватора ОАО «ТКХП», хранение которых осуществляется по договору № 4 от 21 марта 2011 г. с ООО «Ферма Торхово» производилась ООО ОПК «Эко Групп» по договору хранения № 10 от 26 января 2009 года по акту сдачи-приемки от 15 апреля.

            Учитывая условия договора купли-продажи № 76 и договора № 533/14, ОАО «ТКХП» является единственным элеватором, на котором ООО «Ферма Торхово» может отгрузить автомобильным транспортом зерно пшеницы 5 класса, приобретенное при проведении государственных товарных интервенций.

             Согласно Аналитическому отчету по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по хранению и складированию зерна на территории Тульской области за 2010 год ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» является основным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по хранению, складированию, отгрузке зерна пшеницы 5 класса интервенционного фонда в географических границах Тульской области и его доля в 2010 году составила 53,08%.

В силу норм статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» на товарном рынке по хранению, складированию, отгрузке зерна пшеницы 5 класса интервенционного фонда в географических границах Тульской области признается доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 Злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по хранению, складированию, отгрузке зерна пшеницы 5 класса интервенционного фонда выразилось в том, что  при подписании договора хранения № 4 от 21 марта 2011  года  хранителем ОАО «ТКХП»  была установлена завышенная цена на отгрузку зерна пшеницы 5 класса – 1200 рублей за тонну, от которой ООО «Ферма Торхово» в силу условий договора  купли-продажи № 76 не имело возможности отказаться, что повлекло причинение ему убытков.

Экономического обоснования цены на услугу по отгрузке зерна  в размере 1200 рублей за тонну ОАО «ТКХП» не представило.

Представленные ОАО «ТКХП» материалы позволяют комиссии сделать вывод, что изначально установленная для ООО «Ферма Торхово» цена на услуги по отгрузке в размере 1200 рублей за тонну необоснованно завышена, поскольку она значительно превышает сумму расходов, необходимых для ее оказания, и прибыли.

В ходе рассмотрения дела до принятия Комиссией Управления решения  по делу ответчиком ОАО «ТКХП» представлено дополнительное соглашении № 2  к договору хранения № 4 от 21 марта 2011 г., подписанное заявителем ООО «Ферма Торхово» 30 марта 2011 года, ответчиком франко-элеватором в период с 30 марта по 15 апреля 2011 года (после возбуждения Управлением настоящего дела), согласно которому стоимость отгрузки одной тонны зерна составляет 300 рублей. 

 ОАО «ТКХП» объясняет, что данное снижение цены обусловлено поступившим предложением ООО «Ферма Торхово» заключить допсоглашение к договору хранения с ценой отгрузки зерна в размере 300 рублей за тонну  и проведением мониторинга цен на отгрузку зерна.  

  Управление отмечает, что согласно разъяснениям Министерства сельского хозяйства РФ (№ СК-22-23/1877 от 02.03.2011, № СК-22-23/4156 от 28.04.2011), направленным в Федеральную антимонопольную службу России, обоснованный тариф на отгрузку автомобильным транспортом для покупателей запасов зерна интервенционного фонда не должен превышать 150 рублей за тонну.

  На заседание Комиссии по рассмотрению дела 9 июня 2011 года ответчиком в материалы дела представлено дополнительное соглашение № 3 от 17 мая 2011 года, согласно которому цена отгрузки 1 тонны зерна пшеницы на автотранспорт снижена до 130 рублей.

  Из письменных объяснений ОАО «ТКХП» следует, что снижение цены на отгрузку автотранспортом вызвано сложным положением сельхозпроизводителей в связи с беспрецедентной засухой минувшего лета и потерей значительной части урожая.

В 2010-2011 гг. ОАО «ТКХП» фактически не производило отгрузку автомобильным транспортом зерна пшеницы 5 класса интервенционного фонда ООО «Ферма Торхово», счета за отгрузку последнему не выставлялись.

Учитывая то, что для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, стоимость услуг должна быть экономически обоснованной, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39 частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

РЕШИЛА:

 

1.       Признать ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по хранению, складированию, отгрузке автомобильным транспортом зерна пшеницы 5 класса интервенционного фонда в географических границах Тульской области.

2.       Признать ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции» в части установления изначально поклажедателю ООО «Ферма Торхово» монопольно высокой цены на отгрузку автомобильным транспортом зерна пшеницы 5 класса, приобретенного в рамках биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций.

3.       Выдать ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» предписание  о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем установления монопольно высокой цены на услуги по отгрузке автомобильным транспортом со склада-элеватора, принадлежащего  ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов», зерна пшеницы 5 класса, приобретенного хозяйствующими субъектами в рамках биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций.  

4.       Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностного лица ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» к административной ответственности.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2  статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение  антимонопольного органа.

                             

                                                   ПРЕДПИСАНИЕ

 

10 июня 2011 года                                                                                                                    г. Тула

 

            Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >,  руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 10 июня 2011 года по делу  64-2/06-2011 о нарушении  ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» (300016, г. Тула, ул. Дачная, д. 26) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006  № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов» не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем установления монопольно высокой цены на услуги по отгрузке автомобильным транспортом со склада-элеватора, принадлежащего  ОАО «Тульский комбинат хлебопродуктов», зерна пшеницы 5 класса, приобретенного хозяйствующими субъектами в рамках биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России до 22 июля 2011г.

 

 Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях  установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание  антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны