Решение (комиссия) №1532/24 решение от 5 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" поселок Социалистический, Щекинский район, Тульская область, 301218 turma_7@mail.ru, ik7@71.fsin.gov.ru Акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9, город Москва, 119435 ko@sberbank-ast.ru Индивидуальный предприниматель Ш.А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-259/2024

02 апреля 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Ш.А.В. (далее Заявитель, Индивидуальный предприниматель) (вх. № 1915/24 от 28.03.2024) на действия федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку светильников (закупка № 0366100008124000008) (далее – Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии в очном формате:

-  представителей Заказчика на основании доверенности;

в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и возможном способе рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, извещение о Закупке сформировано с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

В электронном документе «Описание объекта закупки» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки) установлено требование о необходимости поставки конкретной марки и модели светильника «Светильник светодиодный LE‑СКУ-32-075-1664-67Х» без сопровождения словами «или эквивалент».

При этом, по мнению Заявителя, светильник LE-СКУ-32-075-1664-67Х не является уникальным товаром на рынке.

Такими характеристиками как «мощность 75 Вт», «световой поток 12 000 Лм», «кривая сила света (КСС) Ш (широкая)» обладают светильники многих производителей.

Результатом же работы светильника является освещенность, которая напрямую зависит от светового потока и кривой силы света, от которой, в свою очередь, зависит распределение этого светового потока.

То есть светильник должен обладать такими характеристиками как «световой поток не менее 12000 Лм» и «кривая сила света Ш (широкая)», требования к которым Заявитель считает в рассматриваемом случае достаточными.

 

Представители Заказчика выразили несогласие с доводами жалобы, представив письменные пояснения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке и электронные документы к нему 18.03.2024 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система, ЕИС). 20.03.2024 в извещение о Закупке внесены изменения, которые размещены в ЕИС.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 850 500,00 рублей.

Контракт по итогам проведения Закупки Заказчиком не заключен.

 

Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами, в том числе являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона).

В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

При этом пункт 2 Описания объекта закупки содержит следующие требования к закупаемому товару:

Наименование товара

Коли-чество

Ед.изм.

Наименование показателя

Описание, наличие функции или величина параметра

1

Светильник светодиодный

LE-СКУ-32-075-1664-67Х

45

шт

Вид светильника

консольный

Взрывозащитный

Нет

Мощность

75 Вт

Коррелированная цветовая температура

4000 К

 

Комиссией установлено, что, согласно паспорту и руководству по эксплуатации ЛДЦК.676273.933 на товар «Светильник со светодиодными источниками света. Серия «KEDR 2.0» LE-СКУ-32-075-1664-67Х, указанный светильник производится по Техническим условиям «ЛДЦК.676200.002 ТУ» изготовителем ООО «ЛЕД-Эффект» (ИНН 7724759892), что указывает на конкретного производителя товара, требования к которому установлены в пункте 2 Описания объекта закупки.

В своих пояснениях Заказчик указывает, что им действительно рассматривался данный светильник, так как исходя из практики применения осветительных приборов, применение эквивалента не обеспечило бы получение уровня освещенности, требуемого для обеспечения надежного уровня охраны периметра и контроля за внутренней режимной территорией.

Также, по мнению Заказчика, применение эквивалента не обеспечило бы требуемого срока службы изделия, вследствие чего при поломке изделия потребовалось бы проведение технической экспертизы для предъявления гарантийных требований к потенциальному поставщику, что, в свою очередь, могло привести к неоправданным затратам бюджетных средств.

Кроме того, из анализа обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также представленных в материалы дела коммерческих предложений следует, что Заказчиком при формировании Описания объекта закупки рассматривался исключительно товар конкретного производителя «Светильник светодиодный LE-СКУ-32-075-1664-67Х».

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Частью 1 статьи 8 Закона установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Включение же заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона и является злоупотреблением заказчиком правил размещения заказа, которое может привести к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).

Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие на рынке продукции двух и более производителей закупаемого товара с характеристиками, в том числе с наименованием, указанными в извещении о Закупке, равно как и не представлено обоснование специфики использования товара, позволяющей установить характеристики и наименование товара, соответствующие одному производителю.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем установлении в извещении о Закупке требований к поставляемому товару, поскольку совокупность характеристик и наименование товара соответствует продукции единственного производителя, что указывает на нарушение Заказчиком положений пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ш.А.В. (вх. № 1915/24 от 28.03.2024) на действия федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку светильников (закупка № 0366100008124000008) обоснованной.

2. Признать федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" нарушившим пункт 1 части 1, часть 3 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона.

3. Выдать федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области", комиссии по осуществлению закупок федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

2024-1699

 

 

Связанные организации

ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области
ИНН 7118009441, ОГРН 1027101504451
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441