Решение (комиссия) №1609/23 Решение от 16 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СОЮЗПРОМТОРГ" 300016, Тульская область, город Тула, Новотульская ул., д. 12 зд. админ., офис 201, 2 этаж tender@sptrf.ru МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА ТУЛЫ" 300034, Тульская область, город Тула, Гоголевская ул., д.73 uks_tula@tularegion.org

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-252/2023

13 марта 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы» (далее – Заказчик, Учреждение) (вх. № 1814/23 от 03.03.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "СОЮЗПРОМТОРГ" (далее – Общество, ООО «СОЮЗПРОМТОРГ») (ИНН 7105055874; 300016, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ТУЛА, НОВОТУЛЬСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 12, ЗДАНИЕ АДМИН., ОФИС 201, 2 ЭТАЖ) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 26.08.2021 № ОК-2021.043717 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Водоснабжение с. Хрущёво, д. Барсуки, в т.ч. ПИР" (закупка № 0166300024721000493, ИКЗ 213710600335771060100100120017112414) (далее – Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- К. – представителя ООО «СОЮЗПРОМТОРГ» по доверенности;

- И. – представителей Заказчика по доверенности,

 

        1. УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «СОЮЗПРОМТОРГ» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Водоснабжение с. Хрущёво, д. Барсуки, в т.ч. ПИР" (закупка № 0166300024721000493, далее – Закупка), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о Закупке размещены 14.07.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система). 23.07.2021 в извещение и документацию о Закупке внесены изменения, которые размещены в единой информационной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 500 000,00 рублей.

26.08.2021 по итогам Закупки между Заказчиком и ООО «СОЮЗПРОМТОРГ» заключен Контракт на сумму 6 399 999,00 рублей.

25.02.2022 сторонами Контракта заключено дополнительное соглашение № 1 о внесении изменений, касающихся финансирования Контракта.

29.04.2022 сторонами Контракта заключено дополнительное соглашение № 2, согласно которому конечный срок исполнения Контракта продлен до 20.12.2022.

 

Раздел 1 Контракта устанавливает следующие положения:

«1.1. Подрядчик обязуется выполнить проектно-изыскательские работы для строительства объекта: «Водоснабжение с. Хрущево, д. Барсуки, в т.ч. ПИР» (далее - объект) (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), в сроки, установленные контрактом, соблюдая промежуточные сроки, согласно графику выполнения проектно-изыскательских работ (Приложение № 5 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в установленном настоящим Контрактом порядке.

1.2. Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в п. 1.1 настоящего Контракта, своими силами или с привлечением субподрядчиков.

1.3. Результатом выполненных работ по Контракту является проектная и рабочая документация».

Разделом 3 Контракта установлены следующие сроки выполнения работ:

«3.1.1. I этап - Выполнение проектно-изыскательских работ:

-Начало выполнения проектно-изыскательских работ: со дня заключения контракта;

-Конечный результат выполненных проектно-изыскательских работ по этапу (отчеты по результатам выполненных инженерных изысканий, проектно-сметная документация, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая достоверность определения сметной стоимости) должен быть передан Заказчику не позднее 25.12.2021 г

3.1.2. II этап- Выполнение проектно-изыскательских работ (рабочая документация):

Начало выполнения работ по II этапу: по истечении 10 рабочих дней со дня приемки-передачи выполненных работ по I этапу;

-Конечный результат выполненных проектно-изыскательских работ (рабочая документация) должен быть передан Заказчику не позднее 29.04.2022 г.

3.2. Срок выполнения работ включает в себя получение Подрядчиком положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства (в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получение таких документов является обязательным)».

Приложение № 5 к Контракту содержит следующий график выполнения проектно-изыскательских работ:

 

Номер этапа

Наименование этапов проектирования

Сроки выполнения работ

Стоимость,

руб. в %

1 этап

Выполнение проектно-изыскательских работ

-Начало выполнения проектно-изыскательских работ: со дня заключения контракта;

-Конечный результат выполненных проектно-изыскательских работ по этапу (отчеты по результатам выполненных инженерных изысканий, проектно-сметная документация, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая достоверность определения сметной стоимости) должен быть передан Заказчику не позднее 25.12.2021 г

50,59%

2 этап

Выполнение проектно-изыскательских работ (рабочая документация)

Начало выполнения работ по II этапу: по истечении 10 рабочих дней со дня приемки-передачи выполненных работ по I этапу;

-Конечный результат выполненных проектно-изыскательских работ (рабочая документация) должен быть передан Заказчику не позднее 29.04.2022 г.

49,41%

 

При этом конечный срок выполнения работ в соответствии с дополнительным соглашением № 2 от 29.04.2022 установлен как 20.12.2022.

Раздел 5 Контракта определяет порядок сдачи и приемки выполненных работ.

В соответствии с пунктом 4.1 Подрядчик обязан:

«4.1.1. В соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные Контрактом выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства: «Водоснабжение с. Хрущево, д. Барсуки, в т.ч. ПИР».

4.1.2. Выполнить работы, указанные в пункте 1.1 Контракта, в сроки, установленные в пункте 3.1.1, 3.1.2 Контракта.

Разработать рабочую документацию на основании проектной документации, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в соответствии с ГОСТ Р 21.101-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».

Проектная документация должна соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию» и другим действующим на территории Российской Федерации нормам и правилам на момент заключения настоящего Контракта.

4.1.3. За свой счет устранять допущенные ошибки и недоработки в проектной и рабочей документации, а также представлять Заказчику и/или органам исполнительной власти, государственным учреждениям, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации.

4.1.4. Не вносить без предварительного согласования с Заказчиком (в письменной форме) изменения в проектную и рабочую документацию, увеличивающие сметную стоимость и сроки строительства объекта.

4.1.5. Своевременно ставить в известность Заказчика об изменениях в нормах и правилах, требующих корректировки проектной и рабочей документации в процессе разработки.

4.1.6. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего Контракта.

4.1.7. В случае наступления любых неблагоприятных последствий у третьих лиц, в связи с выполнением работ Подрядчиком в период их проведения, ответственность перед третьими лицами Подрядчик несет самостоятельно в течение срока исковой давности.

4.1.9. Выбор проектных решений проектной документации согласовать с Заказчиком до приемки выполненных работ.

4.1.10. Согласовать формат данных проектной и рабочей документации, передаваемых в электронном виде.

4.1.12. Сдать результат выполненных работ по этапу Заказчику по акту сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение № 2 к Контракту) в пределах срока, установленного пунктом 3.1. Контракта.

4.1.13. Подрядчик обеспечивает самостоятельное получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая экспертизу проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости, самостоятельно, за счет собственных средств, включая устранение полученных при прохождении экспертизы замечаний.

4.1.14. Обеспечить отсутствие оснований для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», за исключением случаев, если такой отказ получен по вине Заказчика.

4.1.15. При выявлении в проектной документации в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 34 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», обеспечить их устранение в срок, установленный организацией по проведению государственной экспертизы, а при отсутствии такого срока – в срок, установленный Заказчиком.

При выявлении в процессе приемки рабочей документации ошибок, недостатков и пр. в такой документации обеспечить их устранение в срок, установленный Заказчиком.

4.1.16. Предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по Контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика.

4.1.17. Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по Контракту, при передаче результатов работ по Контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены Подрядчиком в срок не позднее 15 (пятнадцати) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах)».

В соответствии с пунктом 4.3 Заказчик обязан:

«4.3.1. Осуществлять приемку результатов выполненных работ по контракту в соответствии с Графиком выполнения проектно-изыскательских работ, который является приложением № 5 к Контракту и его неотъемлемой частью, после получения Подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

4.3.2. Оплачивать выполненные по Контракту работы в размерах, установленных Контрактом, не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ (Приложение №2).

4.3.4. Провести экспертизу выполненных работ для проверки их результатов на соответствие условиям Контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

4.3.5. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.

4.3.6. Перечислить денежные средства, внесенные Подрядчиком на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения Контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Подрядчиком), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с пунктами 7.5, 7.6 настоящего Контракта, частью 7.2 и частью 7.3 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ,при условии надлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту. При этом срок возврата Заказчиком Подрядчику таких денежных средств не должен превышать 15 (пятнадцать) дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом».

Согласно пункту 13.1 Контракта такой Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.

На заседании Комиссии представители Общества и Заказчика, участвующие в рассмотрении настоящего дела, пояснили и из материалов дела установлено следующее.

26.10.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. № 3590, в котором указал, что предварительные планы земельных участков направлены Обществу 08.09.2021; сообщил, что Учреждение не может оформить земельные участки, так как не выполнены кадастровые работы, необходимые для постановки земельных участков на кадастровый учет, а также что для получения технических условий на электроснабжение необходимы расчетные нагрузки на электроснабжение и правоустанавливающие документы на землю, которые Заказчик получает на основании кадастровых работ, которые выполняет Подрядчик.

08.12.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. № 4151, в котором указал, что по состоянию на 07.12.2021 отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий в границах участков размещения скважин Обществом не передан.

14.12.2021 Подрядчик письмом исх. № 883 сообщает Заказчику о необходимости (целесообразности) замены метода обезжелезивания и умягчения исходной воды (вместо обратного осмоса, предусмотренного Контрактом, предложен ионный обмен), в связи с чем просит согласовать такое решение.

17.12.2021 Подрядчик письмом исх. № 903 направляет Заказчику технологические решения существующей станции водоподготовки другого объекта, где уже применяется метод ионного обмена для умягчения исходной воды.

22.12.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. № 925, в котором запросил у Учреждения получить у ООО «Газпром трансгаз Москва» технические условия на пересечение магистральных газопроводов из-за возникшей необходимости производить такие действия в ходе выполнения работ.

24.12.2021 Подрядчик письмом исх. № 947 направил Заказчику на рассмотрение и согласование схему организации земельного участка с нанесением проектируемых зданий и сооружений.

10.01.2022 Заказчик письмом исх. № ОП-5 направил Подрядчику уточненные данные с учетом перспективы развития населенных пунктов в с. Хрущево и д. Барсуки.

13.01.2022 Подрядчик в письме исх. № 26 указал Заказчику, что учесть в расчетах полученные уточненные данные о перспективах развития территорий не представляется возможным по причине отсутствия таких данных в Контракте.

При этом Общество выражает готовность выполнить работы с учетом обновленных данных только при условии заключения дополнительного соглашения к Контракту об увеличении сроков и изменении технического задания.

Ожидая дальнейших ответных действий от Учреждения, Общество уведомило Заказчика о приостановке выполнения работ по Контракту.

03.02.2022 Заказчик в письме исх. № ОП-230 ответил Подрядчику на ранее поставленные вопросы, касающиеся процесса выполнения работ.

04.04.2022 Подрядчик письмом исх. № 340 сообщил Заказчику, что на данный момент выполнен комплекс работ по инженерным изысканиям на согласованных Учреждением участках, произведено бурение, в ходе которого был отобран ряд анализов на химический, биологический и радиологический состав воды из скважин для обоснования технологии очистки воды. В связи с решением Заказчика об изменении технического задания на проектирование на совещании в управлении городского хозяйства города Тулы от 21.03.2022 все выполненные Обществом работы и полученные результаты стали недействительными, в связи с чем после подписания дополнительного соглашения появляется необходимость проводить полный комплекс работ повторно.

Учитывая сложившуюся ситуацию Общество просит увеличить цену Контракта.

07.04.2022 Заказчик письмом исх. № ОП-653 сообщает Подрядчику о приостановке выполнения работ по Контакту в связи с подготовкой АО «Тулагорводоканал» технического решения по выбору источников водоснабжения с целью определения более экономически эффективного варианта реализации объекта. О дате возобновления проектно-изыскательских работ Заказчик обязуется сообщить Подрядчику дополнительно.

13.05.2022, 20.05.2022 Заказчик письмами исх. № ЮР-863, № ЮР-928 направляет Подрядчику претензию о просрочке выполнения работ по Контракту с расчетом суммы пени.

23.05.2022 Заказчик направляет Подрядчику электронное письмо, к которому прикладывает для предварительного ознакомления новое техническое задание.

30.05.2022 Заказчик в письме исх. № ОП-986 указывает Подрядчику, что до настоящего времени у Учреждения отсутствует схема расположения земельного участка с размещенными проектируемыми сооружениями на объекте (согласно графику выполнения работ по объект от 20.04.2022 – дата согласования участка 20.05.2022), в связи с чем просит Общество срочно направить такую схему для рассмотрения и согласования.

29.06.2022 Заказчик направляет Подрядчику письмо исх. № ОП-1189, в котором указывает замечания к предоставленным Обществом расчетам водопотребления.

07.07.2022 Заказчик письмом исх. № ОП-1302 согласовывает Подрядчику предоставленный откорректированный расчет водопотребления.

11.07.2022 Заказчик письмом исх. № ОП-1326 сообщает Подрядчику, что письмо о запросе оценки запаса подземных вод направлено в АО «Тулагорводоканал».

12.07.2022 Заказчик письмом исх. № ОП-1337 направляет Подрядчику следующую документацию:

1. Распоряжение администрации города Тулы от 24.06.2022г. № 1/3307-р «О выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 71:14:010901:3629 без его предоставления муниципальному учреждению «Управление капитального строительства города Тулы».

2. Распоряжение администрации города Тулы от 24.06.2022г. № 1/3308-р «О выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 71:14:010901:3646 без его предоставления муниципальному учреждению «Управление капитального строительства города Гулы».

3. Распоряжение администрации города Тулы от 24.06.2022г. № 1/3309-р «О выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 71:14:010901:3649 без его предоставления муниципальному учреждению «Управление капитального строительства города Тулы».

02.09.2022 Подрядчик в письме исх. № 899 направляет Заказчику информацию по необходимому объему забора воды из скважин.

30.09.2022 Заказчик в письме исх. № ОП-1940 просит Подрядчика предоставить информацию по выполненной работе на объекте.

11.10.2022 Заказчик в письме исх. № ОП-2048 просит Подрядчика предоставить состав разделов и подразделов проектной документации.

27.12.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. № 1187, в котором указывает, что Учреждение неоднократно меняло исходные данные на проектирование, вместе с тем дополнительное соглашение к Контракту об изменении технического задания не заключалось.

В этой связи Общество просит до 13.01.2023 заключить дополнительное соглашение к Контракту.

29.12.2022 Заказчик в письме исх. № ОП-9703 указывает Подрядчику, что Обществом не представлены проект планировки территории и проект межевания, проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы; содержание проектной документации, направленной Обществом письмом от 09.12.2022 исх. № 1156 на согласование, не соответствует нормативным требованиям; в направленных ранее технических отчетах до сих пор не устранены замечания.

Учитывая изложенное, Заказчик просит Подрядчика в срок до 09.01.2023 предоставить справку о ходе выполнения работ с приложением подтверждающих документов.

09.01.2023 Заказчик в письме исх. № ОП-03 повторно указывает Подрядчику о необходимости предоставления справки о ходе выполнения работ.

19.01.2023 Заказчик письмом исх. № 19.01.2023 направляет Подрядчику претензию об уплате неустойка в связи с просрочкой исполнения Контракта.

Необходимо отметить, что Обществом в материалы дела предоставлен реестр многочисленных писем за 2021-2023 год, направленных Подрядчиком Заказчику на электронные адреса uks_tula@tularegion.ru, t-o2019@yandex.ru.

Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 13.3 Контракта предусмотрено, что Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта, в том числе:

- обнаружение Заказчиком отступлений Подрядчика от условий настоящего Контракта или иных недостатков работ, которые являются существенным и /или неустранимыми;

- задержка Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 20 дней;

- нарушение Подрядчиком срока исполнения обязательств более чем на 30 дней.

- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.

Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Законом.

В связи с тем, что, по мнению Учреждения, Подрядчиком не выполнены работы по Контракту в срок, ссылаясь на положения статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), 20.02.2023 Заказчик в соответствии с пунктом 13.3 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – Решение).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение сформировано с использованием единой информационной системы 20.02.2023 и получено Обществом 20.02.2023.

Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении им соблюдены.

Посчитав, что Решение вступило в силу и Контракт расторгнут, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.

 

Подрядчиком в материалы дела представлены пояснения следующего содержания.

В соответствии с п. 46.5 Технического задания (Приложение № 1 к Контракту) Схемы границ земельных участков, предварительно выбранных для размещения станций водоподготовки и ВНС II подъема в с. Хрущево и д. Барсуки, предоставляются Заказчиком.

Заказчик только 26.10.2021 официально сообщил, что предварительные планы размещения земельных участков являются Схемами границ земельных участков, предварительно выбранных для размещения станций водоподготовки и ВНС II подъема в с. Хрущево и д. Барсуки (исх. № ОП-3590 от 26.10.2021), при этом Заказчик данный факт подтвердил в ответ на неоднократные запросы Подрядчика от 15.10.2021, 20.10.2021, 21.10.2021.

Таким образом, только 26.10.2021 Подрядчик смог приступить к исполнению Контракта.

По мере выполнения инженерных изысканий было установлено, что предложенные Заказчиком земельные участки не пригодны для их использования в целях исполнения Контракта (несоблюдение минимального расстояния от магистрального трубопровода, отсутствие сетей канализации для сброса стоков после очистки воды методом обратного осмоса).

После проведения всех изысканий и анализов исходной воды Заказчику было предложено на согласование несколько вариантов технологии очистки воды. Было установлено, что в результате очистки воды образуются стоки большого объема. Для слива стоков необходимо наличие канализации, которой не было вблизи данных земельных участков, а вывоз этих стоков был невозможен из-за высоких экономических затрат.

На основании полученных результатов исходной воды 14.12.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. № 883 с запросом согласования альтернативного вида умягчения воды из эксплуатируемых скважин с. Хрущево и д. Барсуки, а именно метода ионного обмена, который является более целесообразным при отсутствии, в частности, централизованной канализации в с. Хрущево и д. Барсуки.

Письмом исх. № 903 от 17.12.2021 Подрядчик в адрес Заказчика также направил технологические решения существующей станции водоподготовки в с. Щетиновка Белгородского района, в которой для умягчения исходной воды применен метод ионного обмена с его описанием.

Ответы на данные письма от Заказчика не поступили.

В письме исх. № 925 от 22.12.2021 Подрядчик с целью присоединения к существующей сети водоснабжения запросил у Заказчика технические условия пересечения магистральных газопроводов.

Заказчик ответ на вышеуказанное письмо не направил.

Письмом исх. № 947 от 24.12.2021 Подрядчик направил Заказчику на утверждение схему организации земельного участка, с нанесением проектируемых зданий и сооружений, для обеспечения водоснабжением с. Хрущево и части с. Барсуки, расположенной к юго–востоку от трассы М2.

Требования к основным технико-экономическим показателям объекта отражены в п.10 Технического задания (Приложение № 1 к Контракту).

10.01.2022 Заказчик направил Подрядчику уточненные данные при этом еще с учетом перспективы развития населенных пунктов с. Хрущево, д. Барсуки с увеличением количества ИЖД (Письмо исх № ОП-5 от 10.01.2022).

13.01.2021 Подрядчик уведомил о приостановке исполнения 1 этапа Контракта (исх. № 26 от 13.01.2022) и сообщил Заказчику о том, что без измененного Технического задания, в котором будут учтены направленные Заказчиком уточненные данные (письмо исх. № ОП-5 от 10.01.2022), а также ранее направленной Подрядчиком информации об альтернативной методике умягчения исходной воды методом ионного обмена, а также корректировки сроков выполнения работ по Контракту проводить дальнейшие проектно-сметные работы не представляется возможным.

В процессе проведения работ по Контракту Общество направляло в адрес Учреждения несколько вариантов земельных участков, которые не были согласованы Заказчиком по различным причинам (нахождение земельного участка в зоне минимального расстояния продувочной свечи, несоблюдение минимального расстояния от магистрального трубопровода Краснодарский край-Серпухов 1 нитка DN 1000 до зданий и сооружений, отсутствие возможности принятие стоков после водоочистки воды методом обратного осмоса и т.д.).

Установить указанные ограничения изначально при отборе земельных участков Подрядчик не имел возможности по причине отсутствия у него соответствующей информации, которой обладал только Заказчик.

В виду физического отсутствия земельных участков, удовлетворяющих требованиям Технического задания к Контракту, на совещании в Управлении городского хозяйства г. Тулы 21.03.2022 Заказчиком было принято решение об изменении технического задания на проектирование.

По измененному техническому заданию предполагается замена участка строительства (п. Барсуки) и установка одной станции водоподготовки, обеспечивающей водоснабжением три поселка: с. Хрущево, д. Барсуки и п. Барсуки (проект технического задания был выслан Заказчиком на электронную почту Общества).

Исполнение Контракта было приостановлено и со стороны Подрядчика, и со стороны Заказчика, что подтверждается письмами Общества от 04.04.2022 № 340 и МУ «УКС г. Тулы» от 07.04.2022 № ОП-653, и не возобновлено.

Заказчик так и не внес изменения в Контракт связанные с изменением Технического задания.

При этом по электронной почте 23.05.2022 Заказчик направил Подрядчику проект изменений в Техническом задании, чтобы не нарушить сроков, указанных в новом графике производства работ Подрядчиком, готовилась проектная документация с учетом измененных Технических условий и направлялась Заказчику.

Необходимо отметить, что Заказчик сам со своей стороны приостановил исполнение Контракта и до настоящего времени не возобновил его (Общество не уведомил).

Письмом № 1187 от 27.12.2022 Общество уведомило МУ «УКС г. Тулы», о том, что в случае непредоставления в срок до 13.01.2023 нового Технического задания и дополнительного соглашения о внесении соответствующих изменений в Контракт Подрядчик вынужден будет отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения понесенных убытков.

Таким образом, неисполнение Контракта были вызваны как независящими от Заказчика и Подрядчика обстоятельствами (физического отсутствия земельных участков, удовлетворяющих требованиям Технического задания к Контракту), так и действиями самого Заказчика, а именно, несвоевременное предоставление исходных данных для проектирования (Схемы границ земельных участков, предварительно выбранных для размещения) и не изменение Заказчиком Технического задания.

Общество имело намерение исполнить Контракт надлежащим образом и в предусмотренные Контрактом сроки; нарушение Обществом сроков выполнения работ по Контракту обусловлено объективными и не зависящими от общества обстоятельствами (физического отсутствия земельных участков, удовлетворяющих требованиям Технического задания к Контракту); приостановкой работ по Контракту; невнесением Заказчиком изменений в Техническое задание к Контракту; по состоянию на дату принятия Заказчиком Решения Подрядчиком частично разработана проектная документация, но с учетом изменений в Техническое задание.

В ходе заседания представитель Подрядчика, считая действия ООО «СОЮЗПРОМТОРГ» в рамках исполнения Контракта направленными на его надлежащее исполнение, просил сведения в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Исследовав в совокупности все документы и сведения, представленные в материалы дела его сторонами, Комиссия пришла к следующим выводам.

Подрядчик на протяжении всего срока исполнения Контракта отвечал на требования о необходимости внесения изменений в разрабатываемую проектно-сметную документацию, причем, согласно переписке и позиции сторон, можно сделать вывод, что необходимые правки Обществом вносились своевременно и в должном объеме.

Одновременно с этим, материалами дела также установлено, что часть выдвинутых требований Подрядчика, относящихся к компетенции Заказчика, в том числе о необходимости заключения дополнительного соглашения к Контракту об изменении технического задания, была проигнорирована Управлением.

Причем новое техническое задание было направлено Учреждением Подрядчику без его официального согласования в соответствии с требованиями законодательства, вместе с тем Общество все же им руководствовалось при выполнении работ.

Таким образом, исходя из положений Контракта и сложившейся ситуации в принципе неясно какой результат работ хотел получить Заказчик в ходе выполнения работ, и как выполненные работы, которые не предусмотрены Контрактом, подлежали бы дальнейшей приемке и оплате.

При этом необходимо отметить, что Комиссия, не обладая специальными познаниями в сфере проектирования, не может дать правовую оценку полноте и качеству представленных Подрядчиком результатов выполненных работ, в том числе ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.

Таким образом, в силу статьи 99 Закона рассмотрение вопросов, связанных с определением соответствия результатов оказанных услуг условиям контракта, не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов, а оценить полноту предоставляемой Подрядчиком проектной документации не представляется возможным.

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

Вывод Управления в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

При этом «автоматическое» включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.

При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

 

В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

В материалы дела доказательств того, что неисполнение Контракта было вызвано именно недобросовестным поведением Общества, совершением им умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения Контракта, лицами, участвующими в дело, не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что Обществом принимались меры по надлежащему исполнению Контракта.

Частью 1 статьи 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Необходимо отметить, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом. Данный отказ подчинен особой процедуре, предусмотренной статьей 95 Закона, и заключающийся в возможности заказчика отказаться от его исполнения только при наличии достаточных к тому оснований.

Приведенный правовой подход наиболее полно соответствует принципу эффективности осуществления закупок (часть 1 статьи 12 Закона), а также направлен на защиту участника закупки как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. При этом положения статьи 95 Закона ориентированы на предоставление участнику закупки возможности устранить выявленные заказчиком нарушения в целях урегулирования возникшего спора без применения к такому участнику мер публично-правовой ответственности (часть 14 статьи 95 Закона).

Основанием к расторжению контракта (и к включению сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков) может являться не любое нарушение таким участником условий контракта, а именно существенное применительно к статье 450 ГК РФ, под которым надлежит понимать такое нарушение, которое является непреодолимым и неустранимым в разумный срок и объективно лишает заказчика того, на что он вправе был рассчитывать при заключении контракта, и которое влечет за собой препятствия последнему в осуществлении своей деятельности или исполнении своих обязательств перед третьими лицами.

Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1).

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2).

В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

При этом, согласно пунктам 1, 2 статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

Вместе с тем, как было установлено выше, Заказчик имел потребность в изменении технического задания, однако не передал такую исходную документацию Подрядчику в установленном действующим законодательством порядке.

При этом Подрядчик просил Заказчика внести соответствующие изменения в Контракт.

Исходя из положений пункта 3 статьи 405 ГК РФ следует, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

Подрядчик воспользовался указанным правом и 13.01.2022 приостановил выполнение работ до подписания дополнительного соглашения о внесении изменений в техническое задание между сторонами Контракта, однако такое соглашение подписано не было.

Вместе с тем, Заказчик также 07.04.2022 по собственной инициативе приостановил выполнение работ по Контракту.

Однако о возобновлении работ Заказчик Подрядчика так и не уведомил.

Таким образом, данные обстоятельства не могут свидетельствовать о нарушении сроков исполнения Контракта исключительно вследствие действий (бездействия) Общества.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО «СОЮЗПРОМТОРГ».

 

Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО «СОЮЗПРОМТОРГ» недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.

Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, вины ООО «СОЮЗПРОМТОРГ», выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией не установлено.

Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта.

Вместе с тем, присутствие разногласий относительно полноты исполненных обязательств Подрядчика, а также вины именно Подрядчика в срыве установленных Контрактом сроков, свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.

C момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.

При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных Законом.

Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.

Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.

Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности, направленности действий на исполнение контракта.

Необходимо отметить, что с целью защиты своих прав и законных интересов Общество обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о признании недействительным односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта (дело № А68-2352/2023).

Для возникновения таких правовых последствий, как признание заявителя недобросовестным поставщиком, уклонившимся от исполнения контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из ранее приведенного правового регулирования, следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления своими правами. Сам по себе факт неисполнения Обществом Контракта, безусловно, не может свидетельствовать в силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ о недобросовестном поведении ООО «СОЮЗПРОМТОРГ» при его исполнении, подлежащим установлению при рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких и указанных выше обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО «СОЮЗПРОМТОРГ» в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную муниципальным учреждением «Управление капитального строительства города Тулы» (вх. № 1814/23 от 03.03.2023) в отношении общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗПРОМТОРГ» (ИНН 7105055874; 300016, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ТУЛА, НОВОТУЛЬСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 12, ЗДАНИЕ АДМИН., ОФИС 201, 2 ЭТАЖ), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.

 

Председатель комиссии

   

Заместитель председателя комиссии

   

Член комиссии

   

 

 

 

 

 

 

2023-1794

 

 

Связанные организации

МУ "УКС Г. Тулы"
ИНН 7106003357, ОГРН 1027100756870
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СОЮЗПРОМТОРГ"
ИНН 7105055874, ОГРН 1187154022560