Решение (комиссия) №5780/23 решение от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Комитет культуры администрации муниципального образования Узловский район 14 Декабря ул. , д. 2, г. Узловая, Узловский р-н, Тульская область, 301602 kult.uzl@tularegion.org Индивидуальный предприниматель З. г. Уфа, Республика Башкортостан

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1013/2023

27 сентября 2023 года г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение комитета культуры администрации муниципального образования Узловский район (далее – Заказчик) (вх. №_7549/23 от 21.09.2023) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе З. (далее – Индивидуальный предприниматель, ИП З., Поставщик) (Республика Башкортостан, г._Уфа, <....>) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 02.05.2023 № 1ДКМ на поставку продукции радиоэлектронной промышленности звукоусилительного комплекса для укрепления материально-технической базы ДК Машиностроителей г. Узловая в рамках национального проекта «Культура» (закупка № 0366200035623001975) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- представителей Заказчика на основании доверенности;

- представителя Индивидуального предпринимателя на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП З. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности звукоусилительного комплекса для укрепления материально-технической базы ДК Машиностроителей г. Узловая в рамках национального проекта «Культура» (закупка № 0366200035623001975) (далее – Закупка, Электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее – Извещение о Закупке), 07.04.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 423 900,00 рублей.

02.05.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен Контракт на сумму 10 336 403,00 рублей.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Контракта Поставщик обязуется поставить продукцию радиоэлектронной промышленности звукоусилительного комплекса для укрепления материально-технической базы ДК Машиностроителей г. Узловая в рамках национального проекта «Культура» (далее – Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту № 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта.

Разделом III Контракта определен порядок, сроки, условия поставки и приемки Товара:

«3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Тульская обл., г. Узловая, ул. 14 Декабря, д. 2 (далее – место доставки), в срок – 65 календарных дней с даты заключения контракта.

 

Поставщик не менее чем за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.

3.2. Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара с использованием единой информационной системы в сфере закупок.

3.3. Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.

3.4. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.5. При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 20 рабочих дней с момента доставки Товара Поставщиком подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе акт приема-передачи Товара (отдельного этапа исполнения Контракта), товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.

3.6. При выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.5 Контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещенный в единой информационной системе мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.

3.7. Во всех случаях, влекущих возврат Товара Поставщику, Заказчик обязан обеспечить сохранность этого Товара до момента фактического его возврата. Возврат (замена) Товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика. Расходы, понесенные Заказчиком в связи с принятием Товара на ответственное хранение и (или) его возвратом (заменой), подлежат возмещению Поставщиком.

3.8. Право собственности и риск случайной гибели или порчи Товара переходит от Поставщика к Заказчику с момента приемки Товара Заказчиком и подписания Сторонами документов, указанных в пункте 3.5 Контракта в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.

3.9. Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного Товара в случае выявления несоответствия Товара условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этого Товара и устранено Поставщиком».

Согласно пункту 4.1 раздела «IV. Взаимодействие сторон» Контракта к обязанностям Поставщика отнесены, в том числе следующие:

4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;

4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;

4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;

4.1.4. осуществить монтаж и наладку Товара в соответствии со спецификацией.

4.1.5. провести обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание Товара в соответствии со спецификацией;

4.1.7. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.

Пунктом 12.1 Контракта предусмотрен срок его действия: с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 30.09.2023 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.

Из представленных Заказчиком и Поставщиком в материалы дела пояснений, а также переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

16.05.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо с просьбой предоставить схему подключения оборудования для осуществления монтажа и наладки Товара в соответствии со спецификацией.

22.05.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил информационное письмо с приглашением на рабочее совещание по вопросу осуществления Поставщиком монтажа и наладки Товара на следующей неделе в любое удобное время. Дополнительно Заказчик направил технический план помещения, предназначенного для осуществления монтажа Товара.

09.06.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил уведомление о том, что поставка Товара будет осуществлена 15.06.2023 с 09:00 до 18:00. В связи с этим Индивидуальный предприниматель просил согласовать время и указать ответственное лицо за приемку Товара.

13.06.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил письмо-согласие на приемку Товара в указанное время и сообщил, что приемка Товара будет осуществлена в соответствии с разделом 3 Контракта.

16.06.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил информационное письмо о том, что Индивидуальный предприниматель вынужден приостановить выполнение монтажных работ Товара в связи с неполучением схемы подключения оборудования; невозможностью подключить Товар без дополнительных усилителей мощности для акустических систем. Также Поставщик сообщил устройство и принцип работы оптического кабеля и в связи с этим просил пояснить назначение и применение оптического кабеля длиной 200 метров, так как длина помещения составляет 23 метра.

 

 

Заказчик в ответ направил письмо, в котором указал на то, что у Поставщика отсутствуют основания для приостановки монтажных работ, так как ИП З. не исполнены обязательства по поставке Товара, в соответствии с условиями Контракта. В связи с чем, Заказчик просил исполнить обязательства по Контракту надлежащим образом.

27.06.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил информационное письмо, в котором указал размещение частей Товара относительно помещения Заказчика. Дополнительно Заказчик просил сообщить предполагаемую дату поставки, монтажа и наладки Товара, а также обучения лиц, осуществляющих использование и обслуживание Товара.

Поставщик в ответ направил письмо, в котором сообщил о том, что осуществить монтаж и наладку Товара, поставленного 15.06.2023, невозможно в силу обстоятельств, не зависящих от Индивидуального предпринимателя. По мнению Поставщика, в помещении Заказчика отсутствуют необходимые элементы установки и подключения Товара: точки подвесов для подвеса акустических систем, кабельная разводка, система питания, рэковый шкаф, точка подключения электричества 32 ампера. В связи с этим Поставщик просил назначить встречу для решения спорных вопросов.

28.06.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил информационное письмо с просьбой исполнить обязательства по поставке Товара 29.06.2023 в строгом соответствии с условиями Контракта.

29.06.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо, в котором сообщил, что сопроводительные документы на Товар будут переданы после монтажа и наладки Товара, обучения сотрудников Заказчика. При этом Индивидуальный предприниматель напомнил, что Заказчиком не передан и не подготовлен объект для осуществления монтажа и наладки Товара. Также Поставщик уведомил о том, что поставка Товара была осуществлена ранее (15.06.2023), в связи с этим поставка Товара 29.06.2023 не будет осуществлена.

Заказчик в ответ направил письмо, в котором сообщил, что по состоянию на 29.06.2023 в единой информационной системе отсутствуют документы, подтверждающие поставку Товара в соответствии с условиями Контракта. При этом Заказчик пояснил, что монтаж Товара необходимо осуществить исключительно после проверки Заказчиком соответствия поставляемого (поставленного) Товара описанию объекта закупки. Также Заказчик предоставил информацию по осуществлению монтажных работ на объекте.

Поставщик в ответ направил письмо, в котором предоставил свои комментарии относительно осуществления монтажных работ и просил в ближайшее время завершить подготовительные работы и передать объект для монтажа и наладки Товара.

30.06.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил письмо, в котором сообщил, что информация по осуществлению монтажных работ неоднократно направлялась ранее; в ходе рабочего совещания 27.06.2023 были разъяснены все возникшие вопросы. Также Заказчик заявил, что по состоянию на 30.06.2023 Поставщиком не исполнены обязательства по поставке Товара. Таким образом осуществить проверку соответствия Товара условиям Контракта невозможно.

03.07.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил информационное письмо, в котором предоставил разъяснения по вопросам, возникшим у Индивидуального предпринимателя в связи выполнением работ по монтажу и наладке Товара; и просил незамедлительно приступить к исполнению принятых обязательств.

04.07.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил уведомление об исполнении Контракта, в котором просил в кратчайшие сроки сообщить предполагаемую дату исполнения обязательств по Контракту.

 

05.07.2023 Заказчик в адрес Поставщика посредством электронной почты направил сообщение, в котором повторно просил сообщить предполагаемую дату исполнения обязательств по Контракту.

07.07.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо с уведомлением о том, что повторная поставка Товара на объект будет произведена 11.07.2023. Также Поставщик просил обеспечить проверку Товара в день его поставки (11.07.2023); устранить препятствия к надлежащему исполнению Контракта. Помимо этого, Индивидуальный предприниматель отмечает, что для выполнения монтажных работ на объекте необходимо дополнительно предоставить недостающие элементы (еще один усилитель мощности) и осуществить работы, не предусмотренные Контрактом (монтаж креплений для подвеса такелажных рам, формирование кабельных трасс до лючков).

10.07.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил письмо, в котором сообщил, что проверка соответствия поставленного Товара 15.06.2023 условиям Контракта не была проведена, так как Товар был поставлен не в полном объеме; препятствия для осуществления поставки Товара 11.07.2023 отсутствуют. Также Заказчик указал, что одновременно с Товаром необходимо передать технические и иные документы (товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру, документы, подтверждающие качество Товара).

11.07.2023 между Заказчиком и Поставщиком составлен акт о том, что в адрес Заказчика осуществлена поставка Товара (коробок – мест) в количестве 58 штук; акт приема-передачи документов.

14.07.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо о том, что Товар не входит в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Заказчик в адрес Поставщика направил мотивированный отказ от подписания акта приемки Товара, так как монтаж Товара не завершен и наладка Товара не осуществлена в соответствии со спецификацией; не проведено обучение сотрудников Заказчика; не представлены документы, обеспечивающие возможность проведения проверки соответствия характеристик (показателей) поставленного Товара с характеристиками (показателями) Товара, заявленного в спецификации Контракта.

17.07.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо о том, что для надлежащей эксплуатации Товара Индивидуальным предпринимателем безвозмездно произведены дополнительные монтажно-наладочные работы, не предусмотренные Контрактом; необходимая документация предъявлена для ознакомления. В связи с этим ИП Захарова С.Т. просил принять меры по приемке Товара.

19.07.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил письмо с просьбой незамедлительно направить документ о приемке Товара и документ, подтверждающий качество Товара с использованием единой информационной системы. Дополнительно Заказчик сообщил о том, что проверка предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта будет произведена 25.07.2023.

24.07.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо, в котором отметил, что работы по монтажу Товара были завершены 11.07.2023; 15.07.2023 были проведены дополнительные работы по тонкой настройке акустических систем с учетом конфигурации помещения Заказчика. Также Индивидуальный предприниматель сообщил, что на Поставщика не может быть возложена обязанность по размещению в единой информационной системе документов об оценке соответствия Товара, поскольку такая оценка законодательством не предусмотрена; техническая документация на Товар (паспорта, инструкции по эксплуатации и т.д.) передана Заказчику одновременно с Товаром; обучение сотрудников Заказчика проведено 15.07.2023. Таким образом, Поставщик исполнил условия Контракта в полном объеме.

26.07.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил ответ на письмо от 17.07.2023 в котором сообщил о том, что безвозмездно выполненные дополнительные работы не соответствуют действительности (в поставке и прокладке дополнительных кабелей нет необходимости; работы по нарезке, прокладке и сварке оптического кабеля являются основными работами по монтажу и наладке коммутационного оптического блока).

27.07.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил ответ на письмо от 24.07.2023 в котором отметил, что работы по монтажу и наладке Товара были выполнены в период с 12.07.2023 по 16.07.2023 (данный факт зафиксирован камерами видеонаблюдения Заказчика); проведение дополнительных работ по настройке акустических систем с Заказчиком не согласовывалось, поэтому данные работы были проведены исключительно по инициативе Поставщика; проведение обучения сотрудников Заказчика до полного завершения монтажно-наладочных работ не представляется возможным). Помимо этого, Заказчик вновь требовал представить документы об оценке соответствия и качества Товара с использованием единой информационной системы.

02.08.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил уведомление о несоответствии поставленного Товара требованиям Контракта, в котором предлагал произвести замену Товара не соответствующего условиям Контракта и поставить Товар надлежащего качества и соответствующего требованиям Контракта в срок до 07.08.2023.

01.09.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил мотивированный отказ от подписания акта приемки Товара, в котором указал, что 17.08.2023 была проведена проверка предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта с привлечением эксперта. По результатам данной проверки были установлено, что нарушены требования технического задания (спецификации) в отношении пунктов 1.1.10, 1.1.26, 1.3.15, 1.5.6, 1.5.16, 1.5.19, 1.6.1, 1.7.1, 1.10.6, 1.10.7, 1.11.3, 1.11.5, 1.11.6, 1.11.14, 1.11.17, 1.14.3, 1.14.4, 1.14.5, 1.14.8, 1.15.6, 1.15.7, 1.17.1, 1.17.15, 1.17.17, 1.18.4, 1.18.6, 1.18.10, 1.18.13, 1.19.10, 1.20.3, 1.21.1, 1.21.5, 1.21.8, 1.21.16, 1.21.18, 1.22.4, 1.22.5, 1.22.6, 1.22.12, 1.22.15, 1.22.19, 1.22.22, 1.23.3, 1.23.7, 1.23.9, 1.23.11, 1.24.3, 1.24.7, 1.24.8.

13.09.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо с просьбой расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании пункта 12.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Как пояснил представитель Заказчика, принимающий участие в заседании Комиссии, так как в установленные Контрактом сроки Поставщик не поставил Товар надлежащего качества и соответствующего условиям Контракта, то 06.09.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течении 10-ти дневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия такого решения.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение сформировано с использованием единой информационной системы 06.09.2023; поступило Поставщику 06.09.2023.

В свою очередь, ИП З. в материалы дела представил следующие пояснения.

 

 

15.06.2023 Поставщик осуществил поставку Товара на объект Заказчика. Товар находился на объекте Заказчика до 29.06.2023г. и был вывезен ИП З. только потому, что со стороны Заказчика не было совершено действий по его фактическому осмотру и принятию, а монтаж его невозможен в виду непредоставления Заказчиком помещений, готовых к монтажу товара (требовалось проведение дополнительных работ и поставка дополнительных материалов, не учтенных в спецификации).

11.07.2023 Товар был повторно поставлен в адрес Заказчика. В период с 11.07.2023 по 16.07.2023 ИП З. осуществила монтаж и настройку поставленного оборудования, провела обучение работников заказчика.

17.07.2023 ИП З. по акту передала Заказчику документы, относящиеся к поставленному товару (паспорта, руководства по эксплуатации).

По мнению Поставщика, в поставленном Заказчику товаре отсутствуют какие-либо недостатки, и он в полной мере соответствует требованиям Контракта. Выводы приемочной комиссии Заказчика и эксперта являются недостоверными и подлежат проверке путем проведения судебной экспертизы.

Индивидуальный предприниматель отмечает, что Поставщик поставил и смонтировал товар в полном объеме, а также им были безвозмездно выполнены работы и поставлены товары, не предусмотренные Контрактом, без которых невозможна эксплуатация данного Товара.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.

Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

 

При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта.

В контексте части 2 статьи 104 Закона включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежит информация, в том числе о лицах, с которыми государственные контракты расторгнуты вследствие их недобросовестного поведения в ходе их исполнения.

При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения.

Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Вместе с тем, присутствие разногласий относительно полноты исполненных обязательств Поставщиком, а также вины именно Индивидуального предпринимателя в срыве установленных Контрактом сроков, свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.

C момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско- правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.

При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных Законом.

Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.

 

Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.

Указанное подтверждается позицией судов.

В частности, определением Верховного Суда РФ от 07.03.2017 N 301-КГ17-341 по делу N А79-2181/2016 установлено, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

В свою очередь, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 1812/06 указано, что антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Необходимо отметить, что с целью защиты своих прав и законных интересов Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением об обязании Заказчика принять поставленный товар и о признании недействительным одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта (дело А68- 9843/2023) до принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

При этом согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, до разрешения арбитражным судом спора, возникшего между сторонами Контракта в части правомерности их действий по исполнению Контракта, антимонопольный орган не вправе констатировать факт того, что нарушение условий Контракта произошло исключительно ввиду виновного поведения Индивидуального предпринимателя.

Кроме того, рассматривая обращения заказчиков о включении сведений о лицах в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган при наличии малейшего сомнения в виновности лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) и отсутствии неопровержимых доказательств виновности такого лица со стороны Заказчика, не вправе ограничить права такого лица, в том числе на участие в государственных закупках, поскольку размещение информации в реестре недобросовестных поставщиков является мерой наказания для недобросовестных участников хозяйственной деятельности.

Ввиду того, что антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта решения Заказчика о расторжении Контракта в одностороннем порядке, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта, Комиссия приходит к выводу о том, что основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, представленных Заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя, в настоящее время отсутствуют.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную комитетом культуры администрации муниципального образования Узловский район в отношении индивидуального предпринимателя З. (Республика Башкортостан, г. Уфа, <....>), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

2023-6236

 

 

Связанные организации

Комитет культуры АМО Узловский район
ИНН 7117001601, ОГРН 1027101485718