Решение (комиссия) №7082/23 решение от 19 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР"
Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151
ko@rts-tender.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тульский государственный университет"
Ленина пр-кт, д.92, город Тула, Тульская область, 300012
info@tsu.tula.ru, tulsu@zakupki.tsu.tula.ru

Общество с ограниченной ответственностью "ЭКСТА"
195027, Г.Санкт-Петербург, вн.тер.г. МО Большая Охта, пр-кт Энергетиков, д. 10, литера А, ПОМЕЩ. 1-Н, оф. № 515
stopoliespb@gmail.com

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-1231/2023

14 декабря 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКСТА» (далее – Заявитель, ООО «ЭКСТА», Общество) (вх. № 9435/23 от 08.12.2023) на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный университет" (далее – Заказчик, Университет) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по курсу повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Основы психотерапии и психологического консультирования" (закупка № 0366100002923000135) (далее – Закупка, запрос котировок), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Заказчика на основании доверенности;

в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

Для целей реализации образовательной программы согласно извещению о Закупке исполнитель должен подобрать и привлечь к участию не менее 2 специалистов, имеющих ученые степени доктора наук по 2 специальностям: «Психиатрия», «Клиническая психология»; не менее 2 специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук по специальности «Психиатрия» или «Психотерапия» или «Клиническая психология»; а также не менее 1 специалиста, имеющего ученую степень кандидата наук по специальности «Философия», специалиста в области феноменологии, имеющего публикации в I-II квартиле системы Scopus или Web of Science.

Заявитель отмечает, что согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для оказания услуг по курсу повышения квалификации «Основы психотерапии и психологического консультирования» достаточно иметь лицензию на образовательную деятельность и преподавателей, прошедших курс повышения квалификации по программе «Основы психотерапии и психологического консультирования» и образование преподавателя не ниже среднего-специального.

На основании вышеизложенного Заявитель считает, что Заказчиком в Описании объекта Закупки установлены избыточные требования к исполнителю услуг, что является нарушением конкуренции.

Заказчик не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 01.12.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 612 000,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения жалобы Заказчиком не заключен.

Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе Запрос котировок в электронной форме.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В разделе «Преимущества и требования к участникам» извещения о Закупке Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.

В электронной документе «Сведения о проводимом электронном запросе котировок» извещения о закупке Заказчиком установлены в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, в частности установлено требование о наличии у обучающей организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по виду «Дополнительное образование», подвид «Дополнительное профессиональное образование», за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно электронному документу «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» Извещения о Закупке», заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в том числе:

документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе: в качестве подтверждения наличия лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может быть предоставлен один из документов, указанных в части 8 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ: в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

Комиссия констатирует тот факт, что вышеприведенные требования к участникам закупки, а также к составу заявки, предусмотренные извещением о Закупке и электронными документами к нему, Заявителем не обжалуются.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

По смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара, работ, услуг относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию соответствующих требований в соответствии с его объективными потребностями и спецификой его деятельности при соблюдении ограничений, установленных законодательством.

При этом описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, работы, услуги, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемого запроса котировок предусмотрено оказание услуг по курсу повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Основы психотерапии и психологического консультирования" – ОКПД2 - 85.42.19.900.

Комиссией установлено, что в пункте 1 Описания объекта Закупки по оказанию услуг по курсу повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы психотерапии и психологического консультирования» Заказчиком установлено требование к исполнению Контракта:

«Для целей реализации образовательной программы подобрать и привлечь к участию не менее 2 специалистов, имеющих ученые степени доктора наук по 2 специальностям: «Психиатрия», «Клиническая психология», участию не менее 2 специалистов, имеющих ученую степень кандидата наук по специальности «Психиатрия» или «Психотерапия» или «Клиническая психология», а также не менее 1 специалиста, имеющего ученую степень кандидата наук по специальности «Философия», специалиста в области феноменологии, имеющего публикации в I-II квартиле системы Scopus или Web of Science.

В качестве подтверждения квалификации специалистов Исполнитель до даты проведения курса повышения квалификации уведомляет Заказчика о кандидатурах специалистов с приложением документов, подтверждающих квалификацию».

Участвующий в заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что по заданию Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - (Минобрнауки России) в 2023 году Университетом проводится работа «Проведение комплекса мероприятий, направленных на просвещение, обеспечение правовой защиты и психологической помощи для обучающихся образовательных организаций высшего образования».

Одним из этапов работы согласно паспорту проекта является сопровождение деятельности круглосуточной Горячей линии по психологической помощи студенческой молодежи (далее - Горячая линия).

Деятельность Горячей линии реализуется по заданию Минобрнауки России с февраля 2022 года. Получить помощь психологов могут все категории обучающихся (студенты, аспиранты, учащиеся колледжей), в том числе иностранные граждане, а также студенты из регионов Российской Федерации, вошедших в 2022 году.

Университет является организацией, имеющей опыт, кадровый потенциал (штат квалифицированных педагогов-психологов) и технические возможности для организации указанной работы. На базе Медицинского института Университета работает кафедра Психиатрии и наркологии, в состав которой входит Служба психолого-педагогической помощи студентам.

Работа операторов горячей линии сопровождается постоянной необходимостью оказывать психологическую поддержку находящимся в кризисной ситуации абонентам, в том числе страдающими психическими расстройствами, кроме того поддерживать стабильное психоэмоциональное состояние сотрудников, а также высокий уровень эффективности работы. Специалистам круглосуточной горячей линии, проводящим больше 6-9 часов на линии, приходится сталкиваться со сложными ситуациями у звонящих, требующими высокого уровня профессиональной подготовленности, стрессоустойчивости, гибкости и адаптивности.

Все сотрудники службы психолого-педагогической помощи имеют высокую квалификацию, большинство из них одновременно являются преподавателями кафедры психиатрии и наркологии медицинского института, читают профильные предметы у студентов, ординаторов, на курсах, повышения квалификации у врачей психиатров, ведут групповые тренинги.

Именно для данных сотрудников рассчитан курс повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Основы психотерапии и психологического консультирования", так как необходимо постоянное улучшение подготовки указанных лиц одновременно в области как психологического консультирования, так и психиатрии.

Проведение групповых семинаров преподавателями указанной квалификации позволит получить достаточное качество супервизий, улучшить практическую подготовку и позволит систематизировать и по новому посмотреть на современные теоретические проблемы психотерапии, психопатологии, консультирования. Также в процессе обучения необходимо использование инновационных подходов к обучению, которые будут новыми и интересными* для специалистов, одновременно преподающих и обладающих большим практическим опытом работы, а не будут являться формальным выполнением учебного плана.

Операторы горячей линии работают с острыми стрессовыми ситуациями круглосуточно, что приводит не только к физической усталости, но и моральному истощению.

Обучение у специалистов высокого уровня позволит сотрудникам обеспечить своевременное предупреждение профессионального выгорания, а также даст возможность поддерживать высокий уровень выполнения работы. В связи с этим высокие требования к преподавателям для обучения сотрудников СППС являются минимальными для решения поставленных задач.

Заказчик также отметил, что при формировании Описании объекта Закупки исходил из собственных нужд.

Заказчиком был проведен мониторинг товаров, присутствующих на рынке и отвечающих потребностям Заказчика, направлены коммерческие предложения потенциальным участникам Закупки и получены ответы от трех поставщиков о готовности поставить необходимый Заказчику товар.

Кроме того согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 на участие в Закупке подано 3 заявки, сами заявки и участники Закупки признаны соответствующими Закону и Извещению о Закупке.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к заключению, что вышеприведенные требования к оказанию услуг по курсу повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы психотерапии и психологического консультирования» относится к сфере исполнения государственного контракта, а не к сфере определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Следовательно, вопросы, относящиеся к условию об оказании услуг, являющихся объектом Закупки, специалистами с определенным образованием, представляют собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения Закупки, но никак не являются требованием к участникам закупки, установленным в соответствии со статьей 31 Закона; указанное условие не создает препятствий участнику закупки на стадии подачи заявки, не ограничивает конкуренцию.

Указанные условия Описания объекта закупки установлены исходя из потребности Заказчика, спорные положения являются одинаковыми для всех участников Закупки, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в закупке. Доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные Заказчиком требования привели к ограничению количества потенциальных участников закупки, к созданию одним участникам закупки преимуществ перед другими, в материалы дела не представлено.

Вышеназванные условия Описания закупки, предъявляющие требования к объекту закупки, его объективным характеристикам сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону, пока не доказано, что соответствующие условия включены в документацию о Закупке с целью обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключают возможность участия в торгах какого-либо иного лица.

Данные обстоятельства, вопреки доводам Заявителя, им не доказаны.

При этом, как было отражено выше, указанные требования не обращены к участнику закупки и не обязывают к предоставлению в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме иных документов и сведений, кроме предусмотренных Законом, не создают препятствий участнику закупки на стадии подачи заявки.

Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия пришла к выводу, что вышеперечисленные положения и условия извещения о Закупке и электронных документов к нему не противоречат Закону, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя, не влекут ограничение числа участников закупки.

Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению его жалобы не обеспечил; объективных доказательств того, что сформулированные Заказчиком условия исполнения контракта, предусмотренные рассматриваемой документацией о Закупке, создают непреодолимое препятствие Заявителю для участия в данной закупке, Общество не предоставило.

Равно как подателем жалобы не опровергнута потребность Заказчика в оказании услуг в порядке, предусмотренном извещением о Закупке и электронными документами к нему.

Таким образом, в результате рассмотрения жалобы Общества по существу, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКСТА» (вх. № 9435/23 от 08.12.2023) на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный университет" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по курсу повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Основы психотерапии и психологического консультирования" (закупка № 0366100002923000135) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

2023-7692

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКСТА"
ИНН 7806588302, ОГРН 1217800099824
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ФГБОУ ВО "Тульский Государственный Университет"
ИНН 7106003011, ОГРН 1027100753360