Решение (комиссия) №1702/24 решение от 15 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru Государственное учреждение культуры Тульской области «Региональный библиотечно-информационный комплекс» 300041, г. Тула, ул. Тургеневская/проезд Пушкинский, дом 48/3-в guk.torbik@tularegion.org ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ" 302020, Орловская область, Г. ОРЁЛ, УЛ. ЛЕСКОВА, Д.15 kitd@orel.ru Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-291/2024

 

10 апреля 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Орловский государственный институт культуры" (далее – Заявитель, Институт) (вх. № 2113/24 от 04.04.2024) на действия комиссии по осуществлению закупки государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в рамках регионального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди») (закупка №0366200035624001423) (далее – Конкурс, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), Конкурсной комиссии на основании доверенности;

- генерального директора государственного учреждения культуры Тульской области «Региональный библиотечно-информационный комплекс» (далее – Заказчик);

- представителя Заявителя на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступил жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Закупки.

Из жалобы следует, что Заявитель не согласен с решением Конкурсной комиссии об отклонении его заявки с идентификационным номером 116210475, отраженным в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 29.03.2024 (далее – протокол вторых частей заявок), по следующим основаниям:

«на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона:

непредставление документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона, а также требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом (отсутствует копия выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности с указанием в приложении к лицензии сведений: профессиональное обучение)».

Заявитель считает, что его заявка была отклонена Конкурсной комиссией по формальному признаку, а требование о представлении копии выписки из реестра лицензий с указанием в приложении к лицензии сведений «профессиональное обучение» является необоснованным для закупки образовательных услуг по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки, так как профессиональное обучение является отдельным самостоятельным видом в системе образования и не соответствует предмету Закупки в принципе.

Копия выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности, подтверждающая возможность оказания Заявителем образовательных услуг по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность», являющихся предметом Закупки, была приложена к заявке.

 

Уполномоченное учреждение, Конкурсная комиссия, Заказчик в материалы дела представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу, в которых указывают на несогласие с доводами Заявителя.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Извещение о Закупке и электронные документ к нему 11.03.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система, ЕИС). 15.03.2024 в извещение о Закупке внесены изменения, которые размещены в ЕИС.

Начальная (максимальная) цена контракта – 794 000,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения данной жалобы Заказчиком не заключен.

 

Частью 1 статьи 24 Закона установлено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме.

В рассматриваемом случае Заказчик применил конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный конкурс.

Согласно части 1 статьи 48 Закона электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона определено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В извещении о Закупке установлены следующие требования к участникам Закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:

- наличие действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием в приложении к лицензии сведений: профессиональное обучение (статья 91 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) и пункт 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании)).

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании образовательная деятельность подлежит лицензированию.

На основании части 1 статьи 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно части 2 статьи 91 Закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Частью 2 статьи 76 Закона об образовании установлено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (далее – Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490) утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение), а также установлен Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ (далее – Перечень).

На основании пункта 4 Положения образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя деятельность по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению, в котором указано, что требуемые программы относятся к пункту 18 "реализация дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации".

Согласно приложению к Положению лицензированию образовательной деятельности подлежит, в том числе, реализация дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона об образовании, образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.

Согласно части 2 статьи 10 Закона об образовании, образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона об образовании дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В письме Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании" отмечается, что дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования и не включает в себя дополнительное образование детей и взрослых.

Частью 2 статьи 12 Закона об образовании установлено, что в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

В силу части 4 статьи 12 Закона об образовании к дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Частью 2 статьи 76 Закона об образовании определено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В соответствии с частью 4 этой же статьи программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.

Принимая во внимание положения извещения о Закупке (с учетом формулировки и предмета закупки), объектом Закупки в рассматриваемом случае является оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе (программе профессиональной переподготовки).

Вместе с тем, для указанного вида деятельности пунктом 19 Перечня предусмотренный отдельный вид деятельности по реализации образовательных программ – «Реализация дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки», который подлежит лицензированию в соответствии с требованиями Закона о лицензировании и Положения.

Таким образом, единые требования к участникам Закупки, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона в извещении об Электронном аукционе, не соотносятся с объектом Закупки, следовательно, являются неправомерными, что свидетельствует о нарушении пункта 12 части 1 статьи 42, части 6 статьи 31 Закона.

 

В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» (далее – Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.

Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее – Положение о порядке взаимодействия).

В соответствии пунктом 6 Положения о порядке взаимодействия заказчики, в том числе исполняют следующие функции:

устанавливают требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, а также устанавливают (при необходимости) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках в соответствии с Законом.

Учитывая изложенное, в действиях должностного лица Заказчика, установившего неправомерные требования к участникам Закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что по итогам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены вышеуказанные нарушения, Комиссия считает рассмотрение доводов жалобы Заявителя в отношении действий Конкурсной комиссии нецелесообразным, так как именно установление Заказчиком неправомерных требований к участникам Закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона повлекло за собой отклонение заявки Заявителя.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Закупки необоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим пункт 12 части 1 статьи 42, часть 6 статьи 31 Закона.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

2024-1900

 

 

Связанные организации

ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ"
ИНН 5753010945, ОГРН 1025700827712
Государственное учреждение культуры Тульской области «Региональный библиотечно-информационный комплекс»
ИНН 7107020316, ОГРН 1037101126622