Решение (комиссия) №4352/23 решение от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ТУЛЬСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ № 4" 300045, Тульская область, город Тула, ул. Некрасова, д. 8 gou.tshoovz4@tularegion.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕНИКС" 300001, г. Тула, ул. К. Маркса, д.5, эт.2, оф. 201 ooophoenix71@gmail.com

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-783/2023

12.07.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного общеобразовательного учреждения Тульской области "ТУЛЬСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ № 4" (далее – Заказчик, Учреждение) (вх. №5606/23 от 05.07.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «ФЕНИКС» (далее – Общество, ООО «ФЕНИКС», Исполнитель) (ИНН 7105012905; 300001, г. Тула, ул. К. Маркса, д.5, эт.2, оф. 201) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.12.2022 № 10/2023 на оказание услуг по дежурству для производства работ по ликвидации аварий и повреждений внутренних инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в зданиях (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- П. - представителя Общества на основании приказа;

в отсутствие представителей Заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела посредством видеоконференцсвязи,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «ФЕНИКС» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

30.12.2022 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 276 000,00 рублей.

Согласно разделу 1 Контракта Исполнитель обязуется оказать Заказчику в срок, предусмотренные настоящим Контрактом, услуги по дежурству для производства работ по ликвидации аварий и повреждений внутренних инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в зданиях, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Наименование, объем, качественные характеристика услуги определяются описанием объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Согласно Описанию объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту) наименование оказываемой услуги: «Дежурство для производства работ по ликвидации аварий и повреждений внутренних инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения».

Пункт 2 Описания объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту), устанавливает цели оказываемой услуги: «данный вид услуг позволяет предотвратить аварийные ситуации, связанные с порывом сетей теплоснабжения, водоснабжения, выхода из строя системы водоотведения, электроснабжения».

Согласно пункту 3 Описания объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту) место оказания услуги: г. Тула, ул. Некрасова д. 8.

Согласно пункту 2.9 Контракта сроки оказания услуг с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.

Разделом 3 Контракта закреплены права и обязанности сторон, в частности определены следующие обязанности Исполнителя:

«3.1.1. Оказать услуги на высоком профессиональном уровне, согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение № 2). В случае необходимости исполнитель вправе привлечь третьих лиц к исполнению настоящего контракта.

3.1.2. Оформить два экземпляра акта приемки оказанных услуг на бумажном носителе и направить его заказчику.

3.1.3. Незамедлительно безвозмездно исправить по требованию заказчика все выявленные недостатки, если в процессе оказания услуг исполнитель допустил отступление от условий настоящего контракта, ухудшающее качество оказываемых услуг.

3.1.4. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному настоящим контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты оказанных услуг».

Подпункт 3 пункта 6 «Общие требования к оказанию услуги, ее качеству, в том числе технологии» Описания объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту) определяет условия оказания услуг по обслуживанию внутренних систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.

В частности установлены следующие условия:

«- принятие заявок в случае аварийных ситуаций и реагирование должно осуществляться подрядчиком круглосуточно;

- к ликвидации аварий, повреждений приступить с момента получения вызова (следует иметь запас материалов, требуемых для качественного устранения аварийной ситуации);

- устранение порывов трубопроводов, свищей, течи, том числе в районе запорной арматуры, фасонных частей на внутренних системах горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения с использованием необходимого количества труб, в том числе ПНД, запорных устройств и нагревательных приборов;

- ликвидация засоров во внутренних системах канализации, с заменой фасонных частей и участков труб;

- проведение ежеквартальных плановых осмотров инженерных коммуникаций заказчика, для выявления вышедшей из строя запорной арматуры, с предоставлением отчётности;

- проведение замены запорной арматуры, не действующей в случае аварийной ситуации».

Разделом 4 Контракта установлен порядок приемки оказанных услуг, в котором указано следующее:

«4.1. По завершении оказания услуг исполнитель представляет заказчику два экземпляра акта приемки оказанных услуг на бумажном носителе.

4.2. Заказчик принимает оказанные услуги в течение пяти рабочих дней со дня выполнения исполнителем обязательств, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего контракта.

4.3. При наличии мотивированного отказа заказчика от приемки услуг сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок. На основании этого акта исполнитель в течение двух рабочих дней обязан устранить все несоответствия без дополнительной оплаты.

4.4. Результатом оказания услуг акт приемки оказанных услуг на бумажном носителе».

В соответствии с пунктом 9.1 Контракта срок его действия с момента заключения Контракта по 31 января 2024 года (срок действия Контракта включает срок оказания услуг, период приемки результатов оказания услуг, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств исполнителем по Контракту, оплаты за оказанные услуги).

Из представленной Заказчиком, Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

30.12.2022 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт.

С 01.01.2023 Общество приступило к оказаниям услуг по заявкам Заказчика.

10.05.2023 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия (исх. № 270-и) по ненадлежащему исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом на оказание услуг, в которой Заказчик указывает, что 04.05.2023 в адрес ООО «Феникс» была направлена заявка на устранение аварии в инженерной сети холодного водоснабжения, а именно: на металлической трубе подачи холодной воды произошли три прорыва, которые требовали немедленного устранения аварийной ситуации. Вместе с тем, на 10.05.2023 ООО «Феникс» не приступило к устранению аварийной ситуации. Возможность привлечения третьих лиц к исполнению контракта ООО «Феникс» не используется.

В рамках Контракта ООО «Феникс» был заменен участок водяной металлической трубы длинною 1,5 метров. За истекший период времени (с февраля 2023 года по май 2023 года) на данном участке трубы произошли три прорыва. Места прорывов были устранены при помощи повторной установки временных технических средств (хомутов). В претензии Заказчик указывает, что данный факт свидетельствует о некачественном оказании услуг по ликвидации аварий и повреждений систем холодного водоснабжения.

25.05.2023 Заказчик в адрес Общества направил письмо (исх. № 270-и), в котором указал, что в период с 01.01.2023 по настоящее время ООО «Феникс» по заявкам Учреждения организует работы по устранению свищей в системе водоснабжения здания. За указанный период на определенных участках труб количество наложенных хомутов в следствии образованных свищей составляет от трех до 10 штук, в связи с чем Заказчик указал, что считает необходимым заменить участки труб, подвергшихся наибольшему количеству аварий.

Заказчик отметил, что ООО «Феникс» в рамках Контракта от 06.04.2023 № 25/2023 с 1 июня 2023 года будет проводить работы по ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушения в Учреждении.

В связи с изложенным Заказчик просил в рамках Контракта и в период ремонта узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушения (Контракта от 06.04.2023 № 25/2023 с 1 июня 2023 года) организовать и провести работы по замене участков труб, подвергающихся наиболее частым прорывам на новые.

14.06.2023 Заказчик в адрес Общества направил письмо, в котором повторно просил в период ремонта узла ввода водоснабжения в рамках Контракта организовать и провести работы по замене участков труб, подвергающихся наиболее частым прорывам, на новые.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктам 9.2. Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случае (но не ограничиваясь указанным):

- отступления исполнителя от условий Контракта или наличия иных недостатков при оказании услуг, которые не были устранены исполнителем в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.

Учитывая допускаемые ООО «Феникс» отступления от условий Контракта и наличие иных недостатков при оказании услуг, которые не были устранены, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по дежурству для производства работ по ликвидации аварий и повреждений внутренних инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в зданиях (далее - Решение).

В Решении Заказчик, в том числе указывает, что согласно положениям Контракта устранение порывов трубопроводов, свищей, течи осуществляется с использованием необходимого количества труб, в том числе ПНД. В рамках Контракта Заказчик неоднократно обращался в ООО «Феникс» по замене аварийных участков труб. Однако по 23.06.2023 Общество заменило лишь один небольшой участок. По данному факту Заказчиком были направлены ООО «Феникс» претензии № 242-и от 10.05.2023, № 270-и от 25.05.2023.

Кроме того Заказчик указывает, что аварийные ситуации устраняются Обществом через 1-3 дня. При обращении в ООО «Феникс» 21.06.2023 через телефон диспетчера 71-77-66 по факту устранения свищей на участке требующем сварочных работ Заказчику было предложено подождать до 26.06.2023. По состоянию на 23.06.2023 заявка не выполнена.

В ответном письме от 23.06.2023 Общество указало, что сотрудники ООО «Феникс» выезжали на устранение аварийной ситуации по заявке Заказчика от 21.06.2023, однако течи не обнаружили, при повторном выезде специалистов ООО «Феникс» на заявку от 21 июня 2023 года по проведению сварочных работ был установлен факт неподтверждения сотрудниками Учреждения данных работ. Со слов сотрудников Учреждения поступила информация об отсутствии течи в системе холодного и горячего водоснабжения, ввиду этого необходимость проведения сварочных работ отсутствует.

Общество также указало, что по состоянию на 23.06.2023 ООО «Феникс» исправно выполняет обязанности согласно Контракту и основания для расторжения отсутствуют.

В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Обществом Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено 23.06.2023 посредством электронной почты.

Документов, свидетельствующих о направлении Заказчиком Решения ООО «Феникс» по адресу Общества, указанному в Контракте, Комиссии не представлено, равно как и не представлено сведений о передаче Решения лицу, имеющему право действовать от имени Исполнителя, лично под расписку.

Поскольку Обществом в срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона, с точки зрения Заказчика, не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик посчитал, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.

Представители Общества, участвующие в заседании Комиссии, пояснили, что услуги по Контракту оказываются надлежащим образом.

В подтверждение выполнения заявок Заказчика Обществом представлены: журнал заявок, акты выполненных работ по выезду сотрудников на аварийную ситуацию.

Учитывая возникновение частых аварийных ситуаций в системах водоснабжения Заказчика, очень частую проблему с образованием «свищей» на системе водоснабжения и пожаротушения, представители ООО «Феникс» неоднократно указывали Заказчику на необходимость:

1. Проведения испытания заземления здания специально оборудованной лабораторией, так как причиной таких частых свищей может быть износ и утечка электроэнергии.

2. Замены части труб и ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушение.

06.04.2023 Заказчик заключил договор на выполнение работ по ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушение с ООО «Феникс» (Контракт №25/2023 от 06.04.2023).

Вместе с тем представитель Общества пояснил, что Заказчик подменяет понятия «ликвидации аварий и повреждений внутренних инженерных сетей в рамках аварийного реагирования» и «текущего ремонта».

Фактически Заказчик требует проведения текущего ремонта системы водоснабжения в рамках Контракта №10/2023 от 30.12.2022, заключенного на аварийное обслуживание инженерных сетей Заказчика, однако подобное требование Заказчика Общество считает неправомерным.

Учитывая наличие заключенного между сторонами контракта №25/2023 от 06.04.2023, в предмет которого входят работы, в том числе, по замене участков труб, заменить которые просит Заказчик в рамках Контракта №10/2023 от 30.12.2022, требование Заказчика о расторжении Контракта №10/20023 от 30.12.2022 является необоснованным.

Кроме того представитель Общества отметил, что заявка Заказчика от 04.05.2023 была выполнена, ООО «Феникс» устранило течь в сети холодного водоснабжения в день обращения - 04.05.2023, что подтверждается актом выполненных работ по выезду сотрудников на аварийную ситуацию.

Относительно неисполненной заявки от 21.06.2023 Общество пояснило, что сотрудники ООО «Феникс» выезжали на устранение аварийной ситуации, однако течи не обнаружили, при повторном выезде специалистов ООО «Феникс» на заявку от 21 июня 2023 года по проведению сварочных работ был установлен факт неподтверждения сотрудниками Учреждения данных работ. Со слов сотрудников Учреждения поступила информация об отсутствие течи в системе холодного и горячего водоснабжения, ввиду этого необходимость проведения сварочных работ отсутствует.

В связи с изложенным, Общество просило информацию об ООО «ФЕНИКС» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Обязательства в силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Как прямо следует из текста Решения оно принято Заказчиком на основании статьи 782 ГК РФ, частью 9 статьи 95 44-ФЗ и пункта 9.2 Контракта.

Пунктом 1 статьи 782 ГК РФ установлено, что Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.

В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.

Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.

При этом из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено следующее.

Как следует из буквального прочтения Решения, оно принято Заказчиком в связи с тем, что ООО «Феникс» допускало отступления от условий Контракта, а также в связи с наличием иных недостатков при оказании услуг, которые не были устранены.

В Решении Заказчик в частности указывает, что согласно положениям Контракта устранение порывов трубопроводов, свищей, течи осуществляется с использованием необходимого количества труб, в том числе ПНД. В рамках Контракта Заказчик неоднократно обращался в ООО «Феникс» по замене аварийных участков труб. Однако по 23.06.2023 Общество заменило лишь один небольшой участок. По данному факту Заказчиком были направлены ООО «Феникс» претензии № 242-и от 10.05.2023, № 270-и от 25.05.2023.

Кроме того Заказчик указывает, что аварийные ситуации устраняются Обществом через 1-3 дня. При обращении в ООО «Феникс» 21.06.2023 через телефон диспетчера 71-77-66 по факту устранения свищей на участке требующем сварочных работ Заказчику было предложено подождать до 26.06.2023. По состоянию на 23.06.2023 заявка не выполнена.

Комиссия отмечает, что документов, свидетельствующих о направлении претензий, относительно неисполнения заявки от 21.06.2023 в адрес Общества на заседание Комиссии не представлено. Получение таких претензий Общество отрицало.

Кроме того из Решения прямо следует, что заявки Обществом исполнялись, что также подтверждается журналом заявок, актами выполненных работ по выезду сотрудников на аварийную ситуацию, представленных Обществом на заседание Комиссии.

Согласно пункту 4.3. Контракта при наличии мотивированного отказа Заказчика от приемки услуг сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок. На основании этого акта Исполнитель в течение двух рабочих дней обязан устранить все несоответствия без дополнительной оплаты.

На заседание Комиссии не представлены Заказчиком мотивированные отказы Заказчика от приемки услуг, а также акты с перечнем необходимых доработок, составленные на их основе.

Относительно невыполнения Обществом замены аварийных участков труб, Комиссия отмечает следующее.

Согласно подпункту 3 пункта 6 «Общие требования к оказанию услуги, ее качеству, в том числе технологии» Описания объекта закупки условием оказания услуг по обслуживанию внутренних систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, в том числе является:

«- устранение порывов трубопроводов, свищей, течи, том числе в районе запорной арматуры, фасонных частей на внутренних системах горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения с использованием необходимого количества труб, в том числе ПНД, запорных устройств и нагревательных приборов».

Предметом Контакта, согласно разделу 1 Контракта являются услуги по дежурству для производства работ по ликвидации аварий и повреждений внутренних инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в зданиях.

Согласно письмам Заказчика от 25.05.2023 и 14.06.2023 Заказчик вне заявки по устранению аварийной ситуации просил в рамках Контракта и в период ремонта узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушения (Контракта от 06.04.2023 № 25/2023 с 1 июня 2023 года) организовать и провести работы по замене участков труб, подвергающихся наиболее частым прорывам на новые.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что согласно условиям Контракта работы по ликвидации аварий и повреждений внутренних инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения направлены на устранение аварийной ситуации, в рамках которых лишь предполагается (при необходимости) замена труб, в том числе ПНД.

Статьей 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 1). Статьей 10 ГК РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Доказательств, однозначно свидетельствующих о не исполнении Обществом услуг по дежурству для производства работ по ликвидации аварий и повреждений внутренних инженерных сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в зданиях, в материалы дела не представлено.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Исполнителя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Общества.

Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Исполнителя на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Общества недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, вины Исполнителя, выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией не установлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Обществом условий Контракта; Исполнителем представлены доказательства, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта.

При таких обстоятельствах, применительно к положениям пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО «ФЕНИКС» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,

РЕШИЛА:

Информацию, представленную Заказчиком в отношении общества с ограниченной ответственностью «ФЕНИКС» (ИНН 7105012905; 300001, г. Тула, ул. К. Маркса, д.5, эт.2, оф. 201), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-4703

 

 

Связанные организации

ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»
ИНН 7105012905, ОГРН 1027100689032
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕНИКС"
ИНН 7104084985, ОГРН 1207100011315