Решение б/н Решение от 18 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-363/2021

13.05.2021                                                                                                              г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Хмиль Наталии Ивановны (далее – Заявитель, Индивидуальный предприниматель, ИП Хмиль Н.И.) исх.б/н от 30.04.2021 (вх. № 2484 от 30.04.2021) на действия управления образования администрации муниципального образования город Алексин (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку учебных летательных аппаратов для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (закупка № 0366200035621002088) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

-– представителя  ИП Хмиль Н.И. по доверенности;

-– представителя государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии по доверенности;

(Заказчик, уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, участие своих представителей в рассмотрении данной жалобы посредством видеоконференцсвязи не обеспечил);

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба ИП Хмиль Н.И. на действия Заказчика  при проведении Электронного аукциона.

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в соответствии с поступившими запросами о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, 26.04.2021 внесены изменения в часть II «Техническое  задание» документации об электронном аукционе в отношении поставляемого товара - учебная летающая робототехническая система с CV камерой, в частности значительно ухудшены такие характеристики товара, планируемого к поставке как:

Показатели

Показатели после внесения изменений

Изначальные значения

Комментарии

1.27

Вес (включая вес аккумуляторной батареи, пропеллеров и защит для пропеллеров), гр

Вес (без аккумуляторной батареи, пропеллеров и защит для пропеллеров), гр

не более 87

Устройство , без аккумуляторной батареи, пропеллеров не сможет взлететь, соответственно при наличии батареи и пропеллеров, вес квадрокоптеры будет значительно увеличен, что критически снижает максимальной время полета из-за общего веса

1.39

Возможность программирования квадрокоптера на зяыке Swift

Убрано из документации

наличие

Язык программирования Swift вошел в топ-10 языков по популярности, исключая данный пункт заказчик лишает возможность учеников развиваться в направлении программирования на одном из самых популярных языков.

1.42

Считывание данных, нанесенных на полетные карточки, с отображением на компьютере

Убрано из документации

Наличие

Исключение данного пункта, приводит в невозможности программирования искусственного интеллекта

1.54

Возможность отправлять в ответ на текстовые команды, отправленные пользователем - информационные сообщения на устройство о текущем времени полета

Убрано из документации

Наличие

Исключение данного пункта, приводит в невозможности программирования искусственного интеллекта

1.55

Возможность отправлять в ответ на текстовые команды, отправленные пользователем - информационные сообщения на устройство о текущей версия SDK

Убрано из документации

Наличие

Исключение данного пункта, приводит в невозможности программирования искусственного интеллекта

1.56

Возможность отправлять в ответ на текстовые команды, отправленные пользователем - информационные сообщения на устройство о серийный номер квадрокоптера

Убрано из документации

Наличие

Исключение данного пункта, приводит в невозможности программирования искусственного интеллекта

1.57

Длина  полетной карточки, мм

Убрано из документации

не менее 193

 

1.58

Ширина полетной карточки, мм

Убрано из документации

не менее 193

 

1.59

Количество полетных карточек, шт.

Убрано из документации

не менее 4

Возможность считывания данных с полетных карточек, является важным фактором в процессе подготовки к международным соревнования, без этого пункта учащиеся лишаются возможности достойно подготовится к соревнованиям

1.61

Электронный стабилизатором изображения камеры

Убрано из документации

Наличие

Без электронного стабилизатора изображения, видео и фото снятое на камеру будет смазанным и учащиеся не смогут распознавать объекты, следовательно исключает возможность программируемого полета

1.64

Разрешение снимков фронтальной камеры, Мп

Изменено на 2 МП

не менее 5
 

Снимки получаемые на камеру 2 МП значительно хуже по качеству и не соответствуют современным требованиям, тем самым заказчик лишает возможности учащихся полностью изучить методы распознавания данных по фотографиям.

1.65

Разрешение видео фронтальной камеры, пикселей

не менее 640х480

не менее 1280х720
 

Видео разрешения 640х480 значительно хуже по качеству и не соответствуют современным требованиям, тем самым заказчик лишает возможности учащихся полностью изучить методы распознавания данных на видео.

1.69

Поддержка видеосъемки  в формате MP4

Убрано из документации

Наличие
 

MP4 – современный формат видеосъёмки, исключая данный пункт, заказчик значительно ухудшает качество поставляемого товара

1.78

Тип аккумуляторной батареи - Li-ion

Заменено на Тип аккумулятора Литий-полимерный 3S

Соответствие
 

Нет понимания, чем это обусловлено, так как данный пункт указывает на единственную модель на рынке Геоскан Пионер Мини с худшими характеристиками. Заказчик ограничивает конкуренцию.

 

По мнению Заявителя, составленная в таком виде документация об электронном аукционе, в частности  подпункт 1.78 пункта 2 «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара» части 2 «Техническое задание» документации об электронном аукционе полностью соответствует одной модели одного производителя Геоскан - Пионер Мини, что ограничивает количество участников электронного аукциона.

Заказчик также указывает, что стоимость данного квадрокоптера (на сайте производителя) значительно ниже стоимости указанной в документации об электронном аукционе, что означает возможную продажу оборудования по заведомо завышенной цене и нецелесообразности расходования бюджетных средств.

Принимающий участие в заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Заказчик, Уполномоченное учреждение не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на  поставку учебных летательных аппаратов для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (закупка   № 0366200035621002088) (далее - документация об электронном аукционе) 16.04.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 177 560,00 рублей.

Контракт по итогам Электронного аукциона не заключен.

Ввиду того, что в силу статьи 99 Закона рассмотрение вопросов, связанных с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов, жалоба ИП Хмиль Н.И. на действия управления образования администрации муниципального образования город Алексин в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта направлена для рассмотрения в пределах компетенции в администрацию муниципального образования города Алексин.

 

Относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 «Наименование поставляемых товаров. Количество поставляемых товаров» части II «Техническое  задание» документации об электронном аукционе предметом закупки является, в том числе следующий товар:

п/п

Наименование поставляемых товаров

Единица измерения

(по ОКЕИ)

Количество

1.

Учебная летающая робототехническая система с CV камерой

Штука

20

2.

Любительская мобильная воздушная система с возможностью визуального управления от первого лица

Штука

4

 

Для указанных товаров в пункте 2 «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара» части II «Техническое  задание» документации об электронном аукционе установлены требуемые значения показателей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом,  из положений частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

            Согласно части 6 статьи 65 Закона заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Комиссией установлено, что в соответствии с вышеуказанными положениями Закона, в связи с поступившими запросами о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, Заказчиком в извещение и документацию об электронном аукционе были внесены изменения; указанные изменения размещены в единой информационной системе в сфере закупок 21.04.2021, 26.04.2021 одновременно с документацией об электронном аукционе, утвержденной Заказчиком изначально.

При этом Комиссия отмечает, что подобный порядок внесения изменений в документацию об электронном аукционе не противоречит статье 65 Закона. Извещение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе является неотъемлемой частью самой документации, такие документы должны изучаться и учитываться участниками закупки в совокупности при решении вопроса об участии в торгах.

            Согласно извещению о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 26.04.2021, в том числе спорные подпункты пункта 2 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе для товара - учебная летающая робототехническая система с CV камерой, изложены в новой редакции, а именно: для показателя - вес (без аккумуляторной батареи, пропеллеров и защит для пропеллеров), гр, установлено требование - не более 87;  для показателя - разрешение снимков фронтальной камеры, Мп  -  установлено требование   2 МП, для показателя - разрешение видео фронтальной камеры, пикселей  - установлено требование   не менее 640х480. Показатели - возможность программирования квадрокоптера на языке Swift; считывание данных, нанесенных на полетные карточки, с отображением на компьютере; возможность отправлять в ответ на текстовые команды, отправленные пользователем - информационные сообщения на устройство о текущем времени полета; возможность отправлять в ответ на текстовые команды, отправленные пользователем - информационные сообщения на устройство о текущей версия SDK; возможность отправлять в ответ на текстовые команды, отправленные пользователем - информационные сообщения на устройство о серийный номер квадрокоптера; длина  полетной карточки, мм; ширина полетной карточки, мм; количество полетных карточек, шт.; электронный стабилизатором изображения камеры извещением о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 26.04.2021 исключены из документации об электронном аукционе.

Кроме этого, тип аккумуляторной батареи - Li-ion (подпункт 1.78 пункта 2 «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара» части 2 «Техническое задание» документации об электронном аукционе) также исключен из документации об электронном аукционе (извещение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 26.04.2021).

Внесение изменений в характеристики закупаемого товара - учебной летающей робототехнической системы с CV камерой,   спорных требований Заказчик обосновал в своих возражениях, представленных в материалы дела, в которых указал на следующее:

№ п/п

Показатели

Показатели после внесения изменений

Изначальные показатели

Комментарии заказчика

1.27

Вес (включая вес аккумуляторной батареи, пропеллеров и защит для пропеллеров), гр

Вес (без аккумуляторной батареи, пропеллеров и защит для пропеллеров), гр

Не более 87

Утверждение, что при наличии батарее и пропеллеров вес квадрокоптера будет значительно увеличен, что критически снижает максимальное время полета из-за общего веса не соответствует действительности. Заказчик не менял характеристику «Время полета, заявленное производителем, минут».

1.64

Разрешение снимков фронтальной камеры, Мп

Изменено на 2МП

Не менее 5

Снизив требования к разрешению снимков фронтальной камеры, заказчик расширил потенциальный список участников аукциона. Данные изменения не мешают заявителю поставить учебную летающую робототехническую систему с камерой 5МП.

 

1.65

Разрешение видео фронтальной камеры, пикселей

 

Не менее 640x480

Не менее 1280x720

Снизив требования к разрешению видео фронтальной камеры, заказчик расширил потенциальный список

участников аукциона. Данные изменения не мешают заявителю поставить учебную летающую робототехническую систему с камерой 5МП

 

 

По мнению Заказчика, внесенные 26.04.2021 извещением о внесении изменений в часть 2 «Техническое задание» документации об электронном аукционе изменения характеристик показателей, никак не ограничивают конкуренцию, а наоборот расширяют возможный перечень оборудования для поставки. Новых требований к учебной летающей робототехнической системе Заказчик не предъявил, а утверждение Заявителя о том, что установленные характеристики для подпункта 1.78 пункта 2 «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара» части 2 «Техническое задание» документации об электронном аукционе являются ухудшающими качество товара и соответствуют только модели одного производителя Геоскан - Пионер Мини, что ограничивает конкуренцию, являются ошибочными, поскольку данный подпункт, с учетом извещения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 26.04.2021, полностью исключен из документации об электронном аукционе.

Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Требования к функциональным и техническим характеристикам закупаемого оборудования содержатся в Техническом задании документации об электронном аукционе.

По общему правилу указание заказчиком в документации об электронном аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона).

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в техническом задании документации об электронном аукционе (с учетом извещения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 26.04.2021) характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в  противоречие с  требованиями Закона.

Кроме того, объектом данного электронного аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Товар может быть предложен заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела коммерческие предложения потенциальных участников закупки.

Комиссия при рассмотрении дела приходит к выводу о том, что объект закупки описан Заказчиком исходя из имеющихся потребностей, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.

Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных, муниципальных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а внесение изменений в документацию об электронном аукционе в отношении показателей для объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии не представлено.

Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

Довод Заявителя о том, что совокупность технических характеристик, указанных в части 2 «Техническое задание» документации об электронном аукционе, в частности в подпункте 1.78 пункта 2 «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара» (с учетом извещения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 26.04.2021), соответствуют только одной модели одного производителя Геоскан - Пионер Мини, что ограничивает количество участников данной закупки,  опровергается документами и сведениями, представленными Заказчиком в материалы дела.

Исходя из анализа представленных документов, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.

Следовательно, довод о том, что Заказчик, внеся изменения в документацию об электронном аукционе от 26.04.2021, установил такие характеристики, которые ограничивают права потенциальных участников закупки, не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу индивидуального предпринимателя Хмиль Наталии Ивановны в части доводов об определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта направить для рассмотрения в пределах компетенции в указанной части в

администрацию муниципального образования города Алексин.

2.Признать жалобу индивидуального предпринимателя Хмиль Наталии Ивановны (вх. № 2484 от 30.04.2021) на действия Управления образования администрации муниципального образования город Алексин при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку учебных летательных аппаратов для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (закупка № 0366200035621002088) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

Председатель Комиссии:

   Заместитель председателя Комиссии:

   Члены Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны