Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 13 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КО... от 24 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Администрация муниципального образования город Липки Киреевского района
ул. Советская, д. 15 а, г. Липки, Тульская область, 301264
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 13
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
24.09.2021 г. Тула
В Тульское УФАС России поступило заявление АО «ТНС энерго Тула» (вх. № 5047 от 01.09.2021) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования город Липки Киреевского района (далее – АМО город Липки Киреевского района) при передаче в аренду коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности (объекты водоснабжения и водоотведения) обществу с ограниченной ответственностью «Липковский водоканал» (далее – ООО «Липковский водоканал») с нарушением установленных действующим законодательством Российской Федерации процедур.
Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее.
01.02.2021 между АМО город Липки Киреевского района и ООО «Липковский водоканал» заключен договор № 1 аренды объектов водоснабжения и водоотведения (далее – Договор).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Договора арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование в соответствии с его назначением муниципальное имущество, объекты водоснабжения и водоотведения (56 объектов), согласно приложению (акт приема – передачи муниципального имущества). Указанные объекты аренды находятся в собственности АМО город Липки Киреевского района.
Перечень объектов Договора, определен в приложении к вышеуказанному договору.
Пунктом 3.1 Договора установлено, что договор заключен сроком на 12 месяцев (с возможностью пролонгации) с 01 февраля 2021 года по 31 января 2022 года.
Сведений о результатах проведения публичных процедур в отношении указанного имущества, явившихся основанием заключения Договора, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, что свидетельствует о том, что данный договор был заключен без проведения конкурентных процедур.
Объекты муниципальной собственности, перечисленные в приложении к Договору, относятся к централизованным системам водоснабжения, водоотведения. Объекты вводились в эксплуатацию по завершению строительства, начиная с 1945 года.
Из объяснений АМО город Липки Киреевского района (от 10.09.2021 исх. № 931) установлено следующее.
Договор заключен по линии ЧС без проведения торгов на право заключения договор на основании Протокола внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации МО г. Липки Киреевского района от 15.01.2021.
По вопросу заключения концессионного соглашения АМО город Липки Киреевского района сообщает, что с 2017 г. по настоящее время ежегодно администрацией поселения утверждаются Перечни объектов муниципальной собственности (водоснабжения/водоотведения) в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, которые своевременно размещаются на официальном сайте РФ http://torgi.gov.ru в разделе «Концессии», а также в сети Интернет на официальном сайте м.о. Киреевский район в подразделе администрации м.о. г. Липки Киреевского района. Постановление администрации «Об утверждении Перечня объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Липки Киреевского района, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений» от 12.01.202021 № 1.
Обращений в адрес АМО город Липки Киреевского района от каких-либо специализированных организация никогда не поступало.
В целях недопущения чрезвычайных катастрофических ситуаций на территории муниципального образования АМО город Липки Киреевского района вынуждено заключило Договор, так как стабильность и качество обеспечения жителей поселения водоснабжением и водоотведением является первоочередной обязанностью.
С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (08.05.2013, далее - Закон N 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной Закона о водоснабжении.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, если все объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за 5 лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
При этом согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 указанной статьи, является ничтожным.
Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 или 24 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.
Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 указанного Федерального закона, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 указанной статьи.
Таким образом, в Законе о концессионных соглашениях предусмотрены основания и порядок передачи централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в концессию без проведения торгов.
Нормативное закрепление конкурентных процедур направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.
Для хозяйствующего субъекта ООО «Липковский водоканал», которому объекты переданы на условиях договора № 1 аренды объектов водоснабжения и водоотведения, от 1 февраля 2021 года без проведения конкурентных процедур создаются преимущественные условия в получении муниципального имущества в пользование, что лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.
Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Согласно упомянутому закону под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Организация обеспечения надлежащего водоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в качестве чрезвычайной ситуации.
Причины, по которым муниципальное имущество передано ООО «Липковский водоканал», не имеют правового значения для установления признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Основанием для выдачи настоящего предупреждения послужили действия администрации муниципального образования АМО город Липки Киреевского района, выразившиеся в заключении договора № 1 аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01 февраля 2021 года без проведения конкурентных процедур.
Тульское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает администрацию муниципального образования АМО город Липки Киреевского района о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения путем совершения следующих действий.
Администрации муниципального образования АМО город Липки Киреевского района принять меры по расторжению договора № 1 аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01 февраля 2021 года.
Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 20 апреля 2022 года.
О выполнении предупреждения сообщить в Тульское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.