Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 10 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КО... от 18 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Администрация муниципального образования Щекинский район
пл. Ленина, д. 1, г. Щекино, Тульская область, 301248
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 10
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
18.08.2021 г. Тула
В Тульское УФАС России поступило заявление АО «ТНС энерго Тула» (вх. № 4147 от 27.07.2021) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования Щекинский район (далее – АМО Щекинский район) при передаче в аренду коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности (объекты водоснабжения и водоотведения) обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоСнабжение» (далее – ООО «ТВС») с нарушением установленных действующим законодательством Российской Федерации процедур.
Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее.
16.11.2020 между АМО Щекинский район и ООО «ТВС» заключен договор № 100 об аренде недвижимого муниципального имущества (далее – Договор).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду недвижимое имущество, являющееся собственностью муниципального образования Щекинский район указанное в приложении № 1 к Договору.
По условиям заключенного Договора АМО Щекинский район обязуется передать за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество муниципального образования Щекинский район согласно приложению, а ООО «ТВС» принять недвижимое имущество и использовать его его в соответствии с Уставом.
Перечень объектов Договора, определен в приложении к вышеуказанному договору.
Пунктом 1.3 Договора установлено, что договор действует на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года. Если ни одна из сторон не уведомила другую о расторжении договора, то договор считается пролонгированным на неопределенный срок, либо до заключения концессионного соглашения.
Сведений, о результатах проведения публичных процедур в отношении указанного имущества, явившихся основанием заключения Договора, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, что свидетельствует о том, что данный договор был заключен без проведения конкурентных процедур.
Объекты муниципальной собственности, перечисленные в приложении к Договору, относятся к централизованным системам водоснабжения, водоотведения. Объекты вводились в эксплуатацию по завершению строительства, начиная с 1956 года.
Из объяснений АМО Щекинский район (от 04.08.2021 исх. № 20-14/6887-0/1) установлено следующее.
С целью недопущения чрезвычайной ситуации на территории Щекинского района, а также предотвращения социальной напряженности среди населения муниципального образования Яснополянское Щекинского района между администрацией Щекинского района и ООО «ТеплоВодоСнабжение» заключен договор об аренде недвижимого муниципального имущества от 16.11.2020 № 100.
Торги на право заключения вышеуказанного Договора не проводились, следовательно, публичные процедуры в отношении муниципального имущества, переданного в аренду ООО «ТВС» не проводились.
10.06.2021 в адрес ООО «ТВС» АМО Щекинский район направлено уведомление о расторжении Договора.
Однако, документов подтверждающих расторжение Договора в Управление не представлено.
Также АМО Щекинский район сообщает, что в отношении муниципального имущества, переданного в аренду ООО «ТВС» (объекты водоснабжения, водоотведения, расположенные на территории муниципального образования Яснопролянское Щекинского района) 29.04.2020 на основании постановления АМО Щекинский район № 4-436 был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования Яснополянское Щекинского района.
В связи с отсутствием заявок конкурс на право заключения концессионного соглашения признан несостоявшимся.
АМО Щекинский район конкурсная документация на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования Яснополянское Щекинского района была актуализирована и 28.06.2021 направлена в Правительство Тульской области на согласование.
19.07.2021 министерством жилищно-коммунального хозяйства Тульской области подготовлены и направлены в адрес АМО Щекинский район замечания по конкурсной документации.
В настоящее время АМО Щекинский район проводится работа по устранению замечаний.
С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (08.05.2013, далее - Закон N 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении.
Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования муниципальным имуществом, предусмотренный статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), не распространяется на объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, с даты ввода в эксплуатацию которых прошло более 5 лет.
Таким образом, в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о водоснабжении определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.
Нормативное закрепление конкурентных процедур направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.
Для хозяйствующего субъекта ООО «ТВС», которому объекты переданы на условиях договора № 100 об аренде недвижимого муниципального имущества, от 16 ноября 2020 года без проведения конкурентных процедур, создаются преимущественные условия в получении муниципального имущества в пользование, что лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.
Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Согласно упомянутому закону под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Организация обеспечения надлежащего водоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в качестве чрезвычайной ситуации.
Причины, по которым муниципальное имущество передано ООО «ТВС», не имеют правового значения для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции.
Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Основанием для выдачи настоящего предупреждения послужили действия администрации муниципального образования Щекинский район, выразившиеся в заключении договора № 100 об аренде недвижимого муниципального имущества от 16 ноября 2020 года без проведения конкурентных процедур.
Тульское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает администрацию муниципального образования Щекинский район о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения путем совершения следующих действий.
Администрации муниципального образования Щекинский принять меры по расторжению договора № 100 об аренде недвижимого муниципального имущества от 16 ноября 2020 года.
Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 30 ноября 2021 года
О выполнении предупреждения сообщить в Тульское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.