Определение №7017/23 Определение по №071/05/5-1249/2023 от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ИП З.
г. Тула, Тульская область

 

 

Управление по административно-техническому надзору
300034, город Тула, ул. Гоголевская, 73
uatn@cityadm.tula.ru

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 071/05/5-1249/2023 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

15 декабря 2023 г. Тула

 

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев материалы, полученные в ходе рассмотрения заявления управления по административно-техническому надзору г. Тулы (вх. № 8871-ЭП/23 от 17.11.2023), о нарушении законодательства РФ о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Тульское УФАС поступило обращение от Управления по административно-техническому надзору по Тульской области (вх. 8871-ЭП/23 от 17.11.23) с жалобой по факту распространения на территории города по адресу: г. Тула, ул. Пузакова информации на рекламном баннере следующего содержания:

 

- «Разминай щёки К тебе едет Чпо Ки "Ё" (логотип) ёбидаёби.рф набор Чпо Ки 1620р 1,66кг.»

 

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.06.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

П. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно словарно-справочной литературе, ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) - сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Выделяются понятия ненормативной лексики и табуированной (обеденной) лексики. Одной из разновидностей обеденной лексики в русском языке является русский мат (наиболее грубая разновидность ненормативной лексики).

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности

Русский мат - бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений. Матерными считаются высказывания состав которых входят слова, образованные от матерных корней (список таких корней определяется по опросам носителей языка и традиционно содержит от четырех до семи общеизвестных корней). Слова, образованные от данных четырех слов, начинающихся на "х", "п", "е", "б", также считаются нецензурными.

Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Институтом конкурентной политики и регулирования рынков был проведен, семантический анализ слова «Ёбидоёби» с целью отнесения (не отнесения) последнего к бранным словам.

При анализе рекламы по доставке суши и роллов «Ёбидоёби» экспертами настоящего заключения установлено, что указанное обозначение передает русскими буквами японский текст (фразу на японском языке) «День недели – суббота».

"Ебидоеби", хотя полностью не соответствует русскому сквернословию и не воспроизводит целиком мат, является сложным образованным от матного слова (еб.../еб...), в котором дважды повторяется один их четырех самых распространенных матерных корней (еб/еб). Следовательно, выражение "Ебидоеби" может восприниматься как завуалированная форма нецензурного, непристойного слова, употребляемого в ненормативной лексике и образовано от матерного корня и общеизвестного слова, начинающегося на букву "е", относящегося к нецензурным словам.

Вместе с тем анализируемое словесное обозначение содержит буквы «ё» и «б», которые следуют друг за другом. Последовательность данных букв образует корень многочисленных бранных слов. Указанная позиция была закреплена в решении Санкт-Петербургского УФАС России от 23 мая 2019 г. по делу № 3-5-17/78-01-19.

Исходя из изложенного, в рекламе "Чпо Ки" использована умышленная двусмысленность, вызывающая у потребителей ассоциацию с нецензурными, непристойными, оскорбительными выражениями.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе", по делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется.

Для правильной оценки слов и выражений необходимо учитывать факторы их непосредственного восприятия именно средним российским потребителем. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (п. 28. Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").

Так, в решении Суда по интеллектуальным правам от 21 сентября 2020 г. по делу № СИП-327/2020 отмечается, что совершенно очевиден и ясен тот факт, что большинство российских потребителей не обладают специальными познаниями в области филологии, лингвистики и поэтому могут воспринимать спорное обозначение как образованное от общеизвестного слова, начинающегося на букву "е" и относящегося к нецензурным словам.

Таким образом, поскольку слово "Ебидоеби" может быть значительной частью потребителей воспринято как образованное от нецензурного слова, а словосочетание "Чпо Ки" - имеющее непристойный, оскорбительный характер, их использование в рекламе нарушает требования ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена путем размещения рекламного баннера;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - блюду ("Чпо Ки"), а также сети "Ебидоеби".

Рассматриваемая реклама содержит слова "Ебидоеби", "Чпо Ки", которые при прочтении могут восприниматься как бранные и непристойные выражения.

Согласно информации, указанной на рекламном баннере, установлено, что организатором акции и продавцом по публичной оферте является ИП З.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП, основным видом деятельности ИП З. являются деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

В соответствии с вышеуказанным, реклама на баннере по адресу: г. Тула, ул. Пузакова следующего содержания:

- "Разминай щёки К тебе едет Чпо Ки "Ё" (логотип) ёбидаёби.рф набор Чпо Ки 1620р 1,66кг" содержит признаки нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона "О рекламе" в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1922 от 24.11.2020,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу №071/05/5-1249/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель – Управление по административно-техническому надзору г. Тулы;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП З.

3. Назначить дело №071/05/5-1249/2023 к рассмотрению на 11.01.2024 в 11 часов по адресу: г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2, каб. 24.

4. ИП З. срок до 28.12.2023 в УФАС по Тульской области представить следующую информацию и копии документов:

- Письменное пояснение по факту распространения вышеуказанной рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе (с приложением подтверждающих документов и правовым обоснованием позиции);

- Договоры (заявки), платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось производство, изготовление и размещение рассматриваемой рекламной конструкции;

- Договор франшизы и/или публичная оферта, заключенная между с ООО "Ёбидоёби" и ИП З.

 

 

 

Непредставление в антимонопольный орган сведений (информации), либо представление заведомо недостоверных сведений влечет административную ответственность в соответствии со статьёй 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Явка лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также их законных представителей для составления протокола обязательна. В случае неявки указанных лиц без уважительных причин протокол об административном правонарушении может быть составлен в их отсутствие.

 

 

 

 

 

Примечание:

  1. Вход в здание Тульского УФАС России, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2, ограничен. Реализовать свое право на участие в рассмотрении дела № 071/05/5-1249/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе возможно в случае необходимости путем личного присутствия, а также посредством участия в видео-конференц-связи. В случае возникновения необходимости участия в рассмотрении дела № 071/05/5-1249/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лично либо посредством видео-конференц-связи необходимо сообщить об этом в Управление по электронной почте: to71@fas.gov.ru и/или по телефону 8 (4872) 33-14-93 за 4 дня до даты рассмотрения в связи с необходимостью оформления пропуска в здание Управления.

  2. С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тульской области.

  3. Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.

  4. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью уполномоченного лица и скреплены печатью юридического лица.

  5. Информация, составляющая в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» коммерческую тайну, должна иметь гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

  6. В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О рекламе» индивидуальные предприниматели, юридические лица и их руководители обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

 

 

2023-7574

 

 

Связанные организации

Управление по административно-техническому надзору
ИНН 7106076980, ОГРН 1077106005943