Решение б/н Решение от 28 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

по Тульской области

 

ул. Жаворонкова, 2, г.Тула, 300012

тел. (4872) 33-14-95, факс (4872) 35-93-65

e-mail: to71@fas.gov.ru

 

 

_______________  №  ________________

 

на №  __________  от  ________________

 

 

Генеральному директору

АО «Тулагорводоканал»

˂……˃

Демидовская пл., д. 8, г. Тула, 300001

 

 

 

 

˂……˃

ул. Шевченко, ˂……˃

, г. Тула, 300903

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                           г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня  2021г.

В полном объеме решение изготовлено 8 июля 2021г.        

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:  ˂……˃ -  руководитель управления

             Члены комиссии:  ˂……˃ – заместитель руководителя управления –

                                                                      начальник отдела

                                               ˂……˃ – специалист - эксперт,

рассмотрев дело № 071/01/10-471/2020 по признакам нарушения АО «Тулагорводоканал» (ИНН 7105504223, ОГРН 1087154028004, г. Тула, ул. Демидовская пл., д. 8, 300001) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии  на заседании:

˂……˃– представителя АО «Тулагорводоканал» по доверенности № 60-юр от 17.03.2021г. (выдана по 16.03.2022г.),

в отсутствие ˂……˃, уведомленной надлежащим образом (определение об отложении рассмотрения дела № 071/01/10-471/2020 от 18.05.2021г. (исх.2/3678 от 21.05.2021г.), направленное заказной корреспонденций (почтовый идентификатор ˂……˃) по адресу регистрации Заявителя: г. Тула, ул. Шевченко ˂……˃, получено 27.05.2021г., также вышеуказанное определение направлено по электронной почте последней: ˂……˃),

УСТАНОВИЛА:

14.05.2020г. на основании заявления гр. ˂……˃ от 28.02.2020г. (вх.997) в отношении АО «Тулагорводоканал» возбуждено настоящее дело по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части завышения стоимости на услуги по согласованию проекта инженерных коммуникаций и сетей, расположенных в зоне производства земляных работ.

04.02.2021г. Комиссия Тульского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 071/01/10-471/2020, возбужденного в отношении АО «Тулагорводоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», приняла решение рассмотрение дела прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях).

25.03.2021г. на основании жалобы гр. ˂……˃ Коллегиальным органом Федеральной антимонопольной службы принято решение (исх. СП/28457/21 от 12.04.2021г.) об отмене решения Тульского УФАС России от 04.02.2021г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 071/01/10-471/2020 и о направлении материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 071/01/10-471/2020 на новое рассмотрение в Тульское УФАС России.

В целях нового рассмотрения дела № 071/01/10-471/2020 был создан приказ от 19.04.2021г. № 35 «О создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» и вынесено определено о назначении дела № 071/01/10-471/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.04.2021г. (исх.2/1929).

В ходе нового рассмотрения по настоящему делу Комиссией установлено  следующие:

Согласно заявлению гр. ˂……˃ стоимость услуг АО «Тулагорводоканал» по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей, расположенных в зоне производства земляных работ, составляет 3922,50 руб., тогда как аналогичные услуги в АО «Тульские городские электрические сети» - от 500 до 900 руб., в ПАО «Ростелеком» - 440 руб., в АО «Газпром газораспределение Тула» - 981 руб.

Товарные рынки, сопоставимые исследуемому товарному рынку по количеству продаваемого за определенный период товара, по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, находящиеся в состоянии конкуренции, Комиссией не установлены.

Ссылка гр. ˂……˃ на более низкую (в том числе носящий бесплатный характер) стоимость тождественных услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами на территории Тульской области, а также на территории иных субъектов Российской Федерации, Комиссией Тульского УФАС России признаётся несостоятельной по причине уже определенных географических границ в пределах которой оспариваемая услуга оказывается, а именно в границах муниципального образования город Тула, на территории которого и подразумевалось оказание услуги по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей, расположенных в зоне производства земляных работ.

Кроме того, АО «Тулагорводоканал» неоднократно предоставляло письменные пояснения (вх. 1422 от 23.03.2020г., 1867 от 08.04.2020г., 3340 от 15.06.2020г., 6036 от 16.09.2020., 6957 от 09.11.2020г.) в соответствии с которыми отмечало, что услуга, предоставляемая АО «Тульские городские электрические сети», ПАО «Ростелеком», в АО «Газпром газораспределение Тула», не может являться аналогичной, а рынок сопоставимым. Однако, гр. ˂……˃  не предоставила в материалы настоящего дела аргументированной позиции об ошибочности доводов, приводимых АО «Тулагорводоканал».

Таким образом, установление монопольной высокой (низкой) цены товара в данном конкретном случае подлежит определению затратным методом.

Установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием одного затратного метода возможно при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена формируется в условиях конкуренции.

Указанная позиция также содержится в Разъяснении № 1 Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016г. №2.

Затратный метод представляет собой метод определения расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации товара, путем сопоставления уровня рентабельности, занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта:

- с уровнем рентабельности того же самого хозяйствующего субъекта, зафиксированного в иные периоды времени (пункты 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции»), в пределах иных географических границ;

- с уровнем рентабельности других хозяйствующих субъектов, реализующих идентичный товар на рынках со сравнительно развитой конкурентной средой. К другим хозяйствующим субъектам, в том числе могут относиться лица, входящие в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, который подозревается в установлении монопольно высокой цены.

Рентабельность - это величина, рассчитанная следующим образом:

цена - это стоимость единицы товара, себестоимость - это сумма расходов, необходимых для производства и реализации единицы товара.

При установлении монопольно высокой цены товара с использованием затратного метода анализировались:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара (себестоимость товара),

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

- иные показатели, влияющие на стоимость услуги, представленные АО «Тулагорводоканал».

В результате оценки цены услуги по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей, расположенных в зоне производства земляных работ, установленной АО «Тулагорводоканал», с использованием затратного метода, а также с учётом всех предоставленных в настоящее дело документов и информации Комиссией Тульского УФАС России установлено следующее.

26.12.2019г. АО «Тулагорводоканал» утвердило прейскурант стоимости цены на услуги по рассмотрению проекта (приказ генерального директора № 534 от 26.12.2019г.).

Комиссия Тульского УФАС России отмечает, что осуществляемая Обществом деятельность по рассмотрению проекта не относится к деятельности по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению, следовательно, данная услуга не входит в состав единого рынка оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, данный вид услуг не может входить в себестоимость регулируемых услуг. Работы по рассмотрению проекта по своей сути являются подрядными работами и в силу статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат самостоятельной (отдельной) плате. Иное приведет к необоснованному возложению на абонентов расходов организации коммунального хозяйства, связанных с оказанием услуг в интересах и по запросам третьих лиц.

Таким образом, определение стоимости цены на услуги по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей, расположенных в зоне производства земляных работ не подлежит государственному регулированию и устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Из представленных АО «Тулагорводоканал» в материалы настоящего антимонопольного дела документов и информации следует, что при установлении цены на оспариваемую услугу Общество исходило из следующего.

В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пункте 9 Приказа Минстроя России от 25.01.2014 N 22/пр "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат" указано, что при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов (затрат), относимых на разные регулируемые виды деятельности.

Из вышеуказанных норм законодательства следует, что АО «Тулагорводоканал» обязано организовать такое ведение бухгалтерского учета, которое позволило бы организации формировать себестоимость по видам реализуемых услуг, в том числе и тех, по которым цены не регулируются государством. Только такая организация раздельного учета позволяло Обществу сформировать достоверный финансовый результат по оказываемым видам услуг и исключить завышение себестоимости услуг по водоснабжению и водоотведению при установлении тарифов.

Реализуя вышеуказанные требования законодательства АО «Тулагорводоканал», используя метод учета затрат по технологическим циклам организовало учет фактических расходов, связанных с оказанием услуг по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей.

Доходы от оказания услуг по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей равны сумме реализованных услуг по рассмотрению проекта.

Доход от реализации услуги по рассмотрению проекта определяется ценой услуги.

Для определения цены услуги по рассмотрению проекта инженерных и коммуникаций, и сетей Обществом использовался метод экономически обоснованных расходов (затратный метод). Суть затратного метода заключается в том, что определяются прямые и накладные расходы организации, связанные с оказанием услуги, т.е. определяется себестоимость услуги и закладывается норма прибыли.

Калькулирование себестоимости услуги по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей проводилось в соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9 (ред. от 12.10.2000) "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства" (далее Методика).

Согласно пункту 3.1.Методики по характеру участия в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основные - непосредственно связаны с производством и оказанием услуг: они могут быть прямыми и косвенными, а накладные связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими. При исчислении себестоимости часть основных затрат можно прямо отнести на оказание конкретных услуг.

При калькулировании себестоимости услуг по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей прямыми затратами являются расходы на оплату труда работников, которые непосредственно заняты при оказании данной услуги. Так же прямыми затратами являются отчисления на налоги и сборы от ФОТ (30,2%).

Общеэксплуатационные расходы Общество посчитало невозможным прямо включить в себестоимость определенного вида услуг, и распределило их косвенным путем, то есть пропорционально выбранному организацией признаку.

Прямые затраты при калькулировании себестоимости услуги по рассмотрению проекта АО «Тулагорводоканал» определялись следующим образом:

В процессе оказания услуги по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей непосредственно задействованы начальник технического отдела, ведущий инженер, мастер участка по эксплуатации сети водопровода.

В расчет калькуляции по оказанию услуги по рассмотрению проекта были включены:

Заработная плата:

Согласно штатному расписанию руководителей, специалистов и служащих АО «Тулагорводоканал», утвержденного приказом № 303 от 05.09.2019г., заработная плата задействованных специалистов составляет:

Начальник технического отдела – 31325 руб., премия – 12530 руб. (40% от 31325 руб.)

Ведущий инженер – 19345 руб., премия 7738 руб. (40% от 19345 руб.)

Мастер участка по эксплуатации сети водопровода (канализации) 23920 руб., премия – 9568 руб. (40% от 23920 руб.)

Среднее время на выполнение работ задействованными специалистами составляет:

Начальник технического отдела – 0,32 часа;

Ведущий инженер – 3,6 часа;

Мастер участка по эксплуатации сети водопровода (канализации) – 1,22 часа.

Годовой фонд рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе, согласно данным производственного календаря из информационной системы «Консультант плюс» составляет 1979 часов.

Заработная плата задействованных специалистов составляет:

Зп=660*1,4=924 руб.

Расчет затрат начислений на заработную плату производился в соответствии с нормами, установленными статьи 425 Налогового кодекса РФ:

Обязательное пенсионное страхование – 22%

ФОМС – 5,1%

ФСС – 2,9%

ФСС несчастный случай – 0,2%

В сумме отчисления составляют: 22 + 5,1 + 2,9 + 0.2

Начисления на заработную плату специалистов, задействованных в оказании услуги (Нз) составляют:

Нз=924 руб. * 30,2% = 279,05 руб.

Итого затраты на заработную плату задействованных специалистов с учетом отсчислений составляют: Зп итого=Зп + Нз = 924 + 279,05 – 1203,05 руб.

Общеэксплуатационные расходы Общества включают затраты, связанные с управлением и содержанием отдельных служб и подразделений организации в целом. Это оплата труда административно - управленческого персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на оплату консультационных услуг, командировок и представительских расходов, амортизация основных средств общеэксплуатационного назначения, их ремонт и техническое обслуживание и др.

Согласно пункту 4.4.9 Методики планирование общеэксплуатационных расходов осуществляется на основе анализа фактических данных, их динамики за ряд лет и намечаемых в планируемом периоде изменений.

Основой расчета прогнозируемых (плановых) расходов АО «Тулагорводоканал» на 2019 г. являлись данные регистров бухгалтерского учета по счету «Общеэксплуатационные расходы» за 2018 год. На 2019 год Обществом планируемые расходы рассчитывались с применением индексов-дефляторов, в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год, разработанным Минэкономразвития РФ.

В расчете по графе «Фактические затраты за 2018 г.» указаны следующие расходы:

1.Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала  составили 111615,7 тыс. руб. Данная величина представляет собой начисленную заработную плату сотрудникам таких подразделений, как администрация предприятия, планово-экономический отдел, юридический отдел, бухгалтерия, финансовый отдел, отдел сбыта, диспетчерская служба и т.д. В составе оплаты труда аппарата управления Обществом были отражены расходы на оплату труда работников транспортного цеха, которые были задействованы в процессе транспортного обслуживания, сотрудников административно-управленческого персонала, а также заработная плата работников вспомогательного производства, задействованных в проведении текущего и капитального ремонта зданий и помещений общеэксплуатационного характера. Расходы на оплату труда работников аппарата управления отражались Обществом в бухгалтерском учете на основании ведомости начисления заработной платы.

АО «Тулагорводоканал», с учетом повышения заработной платы (индекс-дефлятор 1,046), в 2019 году расходы на оплату труда аппарата управления были запланированы в сумме 116750 тыс. руб.

2. Отчисления на социальные нужды. Сумма отчислений на социальные нужды от расходов на оплату труда аппарата управления Общества за 2018 год составила 32749,0 тыс. руб. Отчисления во внебюджетные фонды производились в соответствии с тарифами, установленным пунктом 2 статьи 425 Налогового Кодекса РФ.

3. Амортизация основных средств общеэксплуатационного назначения (здания, сооружения, оборудование, технические средства). Общая сумма амортизационных отчислений за 2018 год составила 2602 тыс. руб. Амортизационные отчисления формировались АО «Тулагорводоканал» в бухгалтерском учете с использованием линейного метода в соответствии с «Учетной политикой АО «Тулагорводоканал» для целей бухгалтерского учета», утверждённой приказом директора АО «Тулагорводоканал» № 659 от 27.05.2016г., и сроками эксплуатации, установленными постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Основанием для отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учете по счету «Общеэксплуатационные расходы» для Общества являлись ежемесячные ведомости начисления амортизации по основным средствам общеэксплуатационного назначения.

Также из представленных АО «Тулагорводоканал» документов следует, что в 2019 году не планировался ввод в эксплуатацию новых основных средств общеэксплуатационного назначения и поскольку первоначальная стоимость эксплуатируемых основных средств общеэксплуатационного назначения не менялась, нормы эксплуатационных отчислений оставались прежними, то на 2019 год Обществом запланирована та же сумма амортизационных отчислений, что и в 2018 году.

4. Содержание зданий, сооружений, инвентаря. Сумма расходов по данной статье по регистрам бухгалтерского учета за 2018 год АО «Тулагорводоканал» составила 11 718,4 тыс. руб. При этом расходы на теплоэнергию, в основном связанные с отоплением зданий, помещений, а также горячее водоснабжение, составили 1079,3 тыс. руб. Основанием для отражения в учете расходов на теплоэнергию являлся ежемесячный «Расчет стоимости отопления и горячего водоснабжения».

С учетом рекомендованного Правительством РФ индекса дефлятора расходы на теплоэнергию на 2019 год АО «Тулагорводоканал» были приняты в сумме 1128,9 тыс. руб.

Величина расходов на оплату электроэнергии для освещения зданий и помещений, работы оборудования и технических средств, расположенных в этих зданиях, в 2018 году составила 825 тыс. руб. В бухгалтерском учете расходы отражались ежемесячно на основании «Ведомости по расчету электроэнергии по объектам». 

С учетом рекомендованного индекса-дефлятора расходы на электроэнергию для зданий и сооружений общеэксплуатационного характера на 2019 год Обществом были запланированы в сумме 881,9 тыс. руб.

Расходы на материалы для содержания помещений в чистоте, строительные материалы, использованные для текущего и капитального ремонта зданий, сооружений, помещений общеэксплуатационного характера, горюче смазочные материалы для автомобилей и техники в процессе обслуживания административно-управленческого персонала составили 9814,1 тыс. руб. Первичными документами, на основании которых расходы отражались по регистрам бухгалтерского учета, являлись накладные, акты приемки выполненных работ, товарно-транспортные накладные, требования-накладные, путевые листы.

С учетом индекса дефлятора сумма запланированных расходов на материалы на 2019 год составила 10265,5 тыс. руб.  Общая сумма расходов по статье «Содержание зданий, сооружений, инвентаря» на 2019 год составила 12276,4 тыс. руб. (1128,9 тыс. руб.+881,9 тыс. руб.+10265,5 тыс. руб.).

5. Затраты на консультационно-информационные и аудиторские услуги, сформированные по дебету счета «Общеэксплуатационные расходы», в 2018 составили 1438,1 тыс. руб. АО «Тулагорводоканал» в соответствии с пунктом 3 статьи 88 закона «Об акционерных обществах», а также пункту 5 статьи 67.1 подлежит обязательному ежегодному аудиту. Поэтому данные расходы для Общества являются законодательно необходимыми и, как полагает Общество, экономически обоснованными. Основанием для отражения расходов в бухгалтерском учете являются акты приемки выполненных работ (оказанных услуг).

На 2019 год с учетом рекомендованного индекса-дефлятора сумма запланированных расходов Общества составила 1504,3 тыс. руб.

6. Расходы на охрану в 2018 году составили 110,8 тыс. руб. и связаны с оплатой технического обслуживания охранно-пожарной сигнализации, охраной объектов вневедомственной охраной. Расходы отражались на основании актов об оказании услуг.

С учетом индекса-дефлятора сумма запланированных расходов на 2019 год составила 115,9 тыс. руб.

7. Прочие услуги сторонних организаций в 2018 году составили 15219,5 тыс. руб. В составе данных Обществом были учтены расходы по страхованию имущества, членские взносы строителей-проектировщиков в саморегулируемую организацию строителей, ремонт копировальной и множительной техники, консалтинговые услуги. Обоснованием данных расходов являлись акты приемки выполненных работ, акты об оказании услуг, договоры страхования, страховые полисы, платежные поручения.

 С учетом индекса-дефлятора запланированная на 2019 год сумма составила 15 919,6 тыс. руб.

8. Расходы на охрану труда в составе «Общеэксплуатационных расходов» составили 501,2 тыс. руб. К ним Обществом были отнесены расходы по технике безопасности, по производственной санитарии, обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами. Первичными документами, на основании которых расходы отражались в бухгалтерском учете, являлись накладные, акты об оказании услуг, требования-накладные.

С учетом индекса-дефлятора на 2019 год расходы в смете планировались в сумме 524,3 тыс. руб.

9. Командировочные расходы Общества в 2018 году по данным бухгалтерского учета составили 152,5 тыс. руб. Данные расходы связаны с оплатой всех видов служебных командировок работников аппарата управления (оплата проезда, суточных, проживания и т.д.). В бухгалтерском учете в составе общеэксплуатационных расходов командировочные расходы отражались на основании авансовых отчетов.

АО «Тулагорводоканал» предполагалось, что в 2019 году сумма командировочных расходов не увеличится, а потому с учетом индекса-дефлятора их сумма составила 159,5 тыс. руб.

10. Расходы на подготовку кадров в 2018 году составили 125,2 тыс. руб. Данные расходы связаны с оплатой обучения аппарата управления по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников, осуществляемых на основании договоров с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, расходы по повышению квалификации и т.д. Документами, подтверждающими вышеуказанные расходы, и на основании которых они отражены в бухгалтерском учете, являлись акты об оказании услуги, квалификационные сертификаты.

На 2019 год расходы на подготовку кадров с учетом индекса-дефлятора Обществом были запланированы в сумме 131 тыс. руб.

11. Налог на землю в 2018 году исчислялся АО «Тулагорводоканал» и уплачивался в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ «Земельный налог» и составил 125,5 тыс. руб. Налог начислялся на основании декларации по земельному налогу, которые были отражены по регистрам бухгалтерского учета. Поскольку налогооблагаемая база и ставка налога в 2019 году не менялись, то и величина налога на землю была запланирована Обществом в прежней сумме.

12. Транспортный налог. Начисление транспортного налога АО «Тулагорводоканал» производилось в соответствии с главой 28 Налогового кодекса  РФ «Транспортный налог» и законом Тульской области «О транспортном налоге» и в 2018 году сумма налога составила 142,9 тыс. руб. Основанием для начисления налога и отражения расходов в бухгалтерском учете является налоговая декларация по транспортному налогу.

Аналогичная сумма налога к уплате в бюджет была запланирована Обществом и на 2019 год.

13. Расходы на почтовые, телефонные и телеграфные услуги. В 2018 году сумма данных расходов составила 2667,5 тыс. руб., по информации АО «Тулагорводоканал» связаны они были с оплатой услуг связи, интернета, почтовых отправлений, пересылка почтовой корреспонденции. Первичными документами, на основании которых расходы отражались в бухгалтерском учете, являлись акты об оказании услуг, детализация к акту (счету) оказанных услуг, квитанции об отправлении почтовой корреспонденции.

С учетом индекса дефлятора на 2019 вышеуказанные расходы запланированы в сумме 2790,2 тыс. руб.

14. Расходы по программному обеспечению. В 2018 году сумма данных расходов Общества составила 1017,8 тыс. руб. по данной статье расходов приобретались справочно-правовые системы, антивирусные программы, компьютерные программы, сервисы для сдачи электронной отчетности, в бухгалтерском учете расходы отражались на основании лицензионных соглашений, актов об оказании услуг.

В 2019 году АО «Тулагорводоканал» не предполагалось увеличение расходов по программному обеспечению, а потому с учетом индекса дефлятора запланированная Обществом сумма составила 1064,6 тыс. руб.

15. Также АО «Тулагорводоканал» осуществляло платежи за загрязнение окружающей среды. Сумма расходов в 2018 году составила 6,9 тысяч рублей и связана с платой за размещение отходов, образовавшихся в результате деятельности организации. Расходы подтверждаются платежными поручениями.

Эта же сумма была заложена АО «Тулагорводоканал» в смету 2019 года.

16. Прочие расходы. Сумма расходов в 2018 году составила 9,3 тысяч рублей, и, по мнению АО «Тулагорводоканал», они были вызваны необходимостью оплаты технического обслуживания автотранспорта, используемого административно-управленческим персоналом, ремонта техники, услуг. Расходы отражены в бухгалтерском учете на основании актов выполненных работ (оказанных услуг),

На 2019 год Обществом прочие расходы были проиндексированы и запланированы в сумме 9,73 тыс. руб.

17. Аренда имущества. Расходы АО «Тулагорводоканал» по оплате арендованного имущества в 2018т году составили 85,9 тыс. руб. Данные расходы связаны с тем, что АО «Тулагорводоканал» по договору от 03.03.2009г. №92/08 арендует у МУП «Ремжилхоз» имущество и технику. Расходы подтверждаются актами оказания услуг, которые отражались по регистрам бухгалтерского учета.  

С учетом индекса-дефлятора на 2019 год Обществом было запланировано 89,85 тысяч рублей.

Общая сумма общеэксплуатационных расходов АО «Тулагорводоканал» за 2018 год по регистрам бухгалтерского учета составила 180 288,1 тыс. руб.

АО «Тулагорводоканал» сослалось на сноску <4> к пункту 3.3.2. Методики, которой предусмотрено, что распределение общеэксплуатационных расходов по видам услуг и работ, выполняемым производственными подразделениями организации, осуществляется пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги и работы или другим способом, утвержденным в учетной политике организации. В Обществе согласно пункту 46 «Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2011 год» счет 26 «Общеэксплуатационные расходы» распределяется по окончании отчетного периода между объектами калькулирования пропорционально заработной платы рабочих, занятых основным производством.

По строке II расчета прогнозируемых общеэксплуатационных расходов фонд оплаты труда рабочих, занятых основным производством за 2018 год составил 95 418,6 тыс. руб.  Фактический процент общеэксплуатационных расходов за 2018 год составил 180 288,1: 95418,6*100=189,9 процента.

Также АО «Тулагорводоканал» пояснило, что процент общеэксплуатационных расходов за 2018 год получен исходя из данных, отраженных по регистрам бухгалтерского учета по счету 26 «Общеэксплуатационные расходы», в частности анализ счета 26, данные расходы отражены по регистрам бухгалтерского учета в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В пункте 3 данной статьи указано: «Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.»

Первичные документы, на основании которых по регистрам бухгалтерского учета отражались общеэксплуатационные расходы, были также представлены Тульскому УФАС России 9 ноября 2020 года (письмо АО «Тулагорводоканал» исх. от 09.11.20 №2-27/11863-10).

Сумма прогнозируемых Обществом общеэксплуатационных расходов на 2019 год с учетом индексов-дефляторов составила 189541,1 тыс. руб. Фонд оплаты труда рабочих, занятых основным производством, с учетом планируемого роста заработной платы на 2019 принят в сумме 99 807,9 тыс. руб.  Плановый процент общеэксплуатационных расходов на 2019 год составил 189541,1 тыс. руб.: 99807,9 тыс. руб. * 100 = 189,9 процента.

Согласно данным, представленным АО «Тулагорводоканал», плановый процент общеэксплуатационных расходов, принятый на 2019 год и заложенный в калькуляцию расчета себестоимости услуг по рассмотрению и рассмотрению проекта, основан на фактических расходах 2018 года, подтвержденных первичными документами и отраженных по регистрам бухгалтерского учета, а потому является экономически обоснованным.

С учетом вышеизложенного себестоимость услуги по рассмотрению проекта в 2019 году составила 2957,73 руб. и складывалась из расходов на заработную плату с учетом премии 924 руб., отчислений от заработной платы страховых взносов (30,2%) 279,05 руб., общеэксплуатационных расходов 1754,68 руб.

Рентабельность деятельности АО «Тулагорводоканал» определялась следующим образом:

Рентабельность = (Прибыль (убыток) от продаж/Выручка) *100

В соответствии с данными бухгалтерской отчетности выручка составила   1680931 тыс. руб., прибыль от продаж 105349 тыс. руб., рентабельность деятельности АО «Тулагорводоканал» составила (105349/1680931) *100=6%.

С учетом рассчитанной рентабельности прибыль, заложенная в цену услуги по рассмотрению проекта, составила: себестоимость * на рентабельность=2965,12*6:100=177,46 руб.

Цена услуги по рассмотрению проекта без НДС в 2019 году составляла 2957,73 + 177,46 руб. = 3135,19 руб.

На 2020 год цена услуги без НДС была увеличена с учетом индекса прогнозной инфляции, величина которого составляла 4% (Минэкономразвития РФ по строке прочие услуги) 3135.19 * 1,04=3260,6 руб.

Цена услуги по рассмотрению проекта в 2019 году с учетом НДС составила - 3135,19*1,2=3762,23 руб., в 2020 году 3260,6*1,2=3912 руб.

Включение Обществом в трудозатраты работ, не связанных с выполнением услуги по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей, расположенных в зоне производства земляных работ, Комиссией не установлено.

На основании вышеизложенного, цена на услугу «по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей, расположенных в зоне производства земляных работ», не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара (услуги) расходов и прибыли. В связи с чем, цена на рассматриваемую услугу не соответствует критериям, указанным в части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции», и не является монопольно высокой ценой.

Со своей стороны гр. ˂……˃ не представила документы и информацию, обосновывающую ее позицию, в том числе, в части законности и/или незаконности формирования калькуляции на оспариваемый вид услуги.

Комиссия отмечает, что нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Квалификация действий лица как нарушающих запрет, предусмотренный Законом о защите конкуренции, в частности отдельными положениями части 1 статьи 10 данного Закона, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности) либо неограниченного круга потребителей.

Таким образом, важно доказать, что деяние лица содержит в себе антиконкурентный компонент, подпадающий под объект регулирования Закона о защите конкуренции и требующий принятия мер именно антимонопольного контроля.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции). В целях исполнения возложенных на него функций, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, предупреждением монополистической деятельности, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме. Вместе с тем реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемого лица.

В данном конкретном случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Обществом норм антимонопольного законодательства, которое обусловлено именно злоупотреблением им своим доминирующим положением, имеет антиконкурентную направленность, напрямую нарушает антимонопольный запрет, привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей и, соответственно, требует принятия мер антимонопольного регулирования.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу № 071/01/10-471/2020, Комиссия приходит к выводу, что достаточных оснований полагать, что в действиях АО «Тулагорводоканал» по установлению цены на услуги по рассмотрению проекта инженерных коммуникаций и сетей, расположенных в зоне производства земляных работ, имеет место злоупотребление своим доминирующим положением, противоречащее пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, у Комиссии не имеется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Дело в отношении АО «Тулагорводоканал» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях).

 

Председатель Комиссии                                                                                        ˂……˃

Члены комиссии:                                                                                                      ˂……˃

                                                                                                                                    ˂……˃

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны