Письмо №250/23 решение от 16 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКОПРОМРЕСУРС" 115516, РОССИЯ, Г. МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ЦАРИЦЫНО, БЕХТЕРЕВА УЛ., Д. 51, К. 2, ПОМЕЩ. I, КОМ. 2, РМ 2/3 Grunt-expert@mail.ru ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ ПО ПРОЛЕТАРСКОМУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ОКРУГУ 300004, Тульская область, город Тула, ул. Марата, д. 162а kolychevmn@citiadm.tula.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1541/2022

11 января 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение главного управления администрации города Тулы по Пролетарскому территориальному округу (далее – Заказчик) (вх. № 3918/22 от 29.12.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «ЭКОПРОМРЕСУРС» (далее – Общество, ООО «ЭКОПРОМРЕСУРС», Исполнитель) (ИНН 7728495376; 115516, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Царицыно, Бехтерева ул., д. 51, к. 2, помещ. I, ком. 2, рм 2/3) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 27.10.2022 № Ф.2022.099991 на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации/обезвреживанию отходов с земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Щегловская засека, д. 31, с целью ликвидации аварийной ситуации и предупреждения чрезвычайной ситуации (закупка № 0166300024722000701) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

– представителей Общества на основании доверенности;

в отсутствие представителей Заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;

        1. УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «ЭКОПРОМРЕСУРС» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации/обезвреживанию отходов с земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Щегловская засека, д. 31, с целью ликвидации аварийной ситуации и предупреждения чрезвычайной ситуации (закупка № 0166300024722000701) (далее – Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным, по мнению Заказчика, нарушением Исполнителем условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке размещено 06.10.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Ммаксимальное значение цены контракта составляет 2 468 038,49 рублей.

27.10.2022 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и ООО «ЭКОПРОМРЕСУРС» заключен Контракт на сумму 2 468 038,49 рублей.

Согласно пунктам 1.1-1.2 Контракта Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по сбору, транспортированию и утилизации/обезвреживанию отходов с земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Щегловская засека, д. 31, с целью ликвидации аварийной ситуации и предупреждения чрезвычайной ситуации (далее – услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить фактически оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии со Спецификацией (Приложение №1 к Контракту) и Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение № 2 к Контракту).

Согласно Спецификации (Приложение №1 к Контракту) Исполнителю необходимо исполнить следующие услуги:


 

п/п

Наименование оказываемых услуг

Единица измерения (по ОКЕИ)

Цена единицы услуг, руб.

1.

Услуги по сбору, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов II-IV классов опасности

Тонна;^метрическая тонна (1000 кг)

6 103,10

Сумма цен единиц услуг:

6 103,10

Оплата оказанных Исполнителем услуг осуществляется по цене единицы услуг, указанной в настоящем Приложении, исходя из объема фактически оказанных Исполнителем услуг, в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, установленного пунктом 3.1 Контракта.

В пункте 2.1 Контракта предусмотрены сроки оказания услуг: в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента заключения Контракта.

Согласно пункту 2.2. Контракта место оказания услуг: в границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:030916:845 по адресу: г. Тула, ул. Щегловская засека, д. 31.

На основании пункта 12.1 Контракта срок действия Контракта: с момента заключения Контракта по «23» декабря 2022 г. (срок действия контракта включает срок оказания услуг, период приемки результатов оказания услуг, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Исполнителем по Контракту, оплаты за оказанные услуги).

Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.

В соответствии с разделом 4. «Права и обязанности сторон» Контракта к обязанностям Подрядчика, среди прочего отнесены следующие:

«4.2.1. Оказать предусмотренные настоящим контрактом услуги, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с условиями контракта в сроки, установленные настоящим контрактом.

4.2.2. Оказать услуги с применением своего оборудования и материалов.

4.2.3. Обеспечить качество оказанных услуг в соответствии с действующими нормами, Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156, иного действующего законодательства РФ и Тульской области, определяющего требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды.

4.2.4. Обеспечить Заказчику возможность контроля и надзора за ходом оказанных услуг, качеством используемых материалов и оборудования, представлять по требованию отчеты о ходе оказания услуг.

4.2.8. Немедленно известить Заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить оказание услуг при обнаружении:

возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе оказанных услуг;

иных, независящих от исполнителя обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов оказанных услуг, либо создающих невозможность их завершения в срок.

4.2.9. Немедленно письменно предупреждать Заказчика при обнаружении не зависящих от Исполнителя обстоятельств, которые создают невозможность оказания услуги в срок.

4.2.10. Устранять обнаруженные Заказчиком недостатки в оказанной услуге или иные отступления от условий настоящего контракта.

4.2.11. Предъявить Заказчику оказанные услуги на предмет определения их качества и объемов. Сдать результат оказанных услуг Заказчику в соответствии с условиями настоящего контракта, подписать документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.

4.2.12. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному настоящим контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты оказанных услуг.

4.2.15. Выполнить иные обязанности, предусмотренные настоящим контрактом».

Из устных и письменных пояснений представителей Общества, представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

02.11.2022 между ООО «Экострой» и ООО «ЭКОПРОМРЕСУРС» был заключен Договор подряда №306/11-22 на оказание услуг по очистке емкости хранилища котельной от мазутного нефтешлама и механических примесей.

Как пояснил представитель Общества, Исполнитель приступил к работам 03.11.2022 (в установленный Контрактом срок). На объект была доставлена необходимая для выполнения работ техника и оборудование, а также специалисты, обладающие необходимой квалификацией для выполнения подобного рода работ.

В связи с тем, что в хранилище в основной своей массе находилась именно вода, а не мазут (который в обязательном порядке необходимо было разогреть для получения нужного агрегатного состояния для откачки и дальнейшей транспортировки), Исполнителем было откачано промышленной мотопомпой более 3000 м3 воды из хранилища.

После откачки на поверхности воды остался так называемый шлам мазута, что дало возможность прямой откачки смеси воды и мазута. Для таких работ потребовалась техника, не запланированная ранее, поскольку условиями Контракта предусмотрен именно сбор отходов (мазута), но никак не откачка воды в больших количествах.

Указанные обстоятельства повлекли за собой увеличение сроков работы, поскольку илосос (специальное оборудование для откачки) был доставлен на объект только 01.12.2022 (договор аренды № 5/22 от 28.11.2022).

Также 01.12.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо (исх. № ПО/исх-48020), в котором Заказчик указал, что согласно условиям Контракта услуги необходимо завершить в срок до 16.11.2022 включительно. В настоящее время услуги оказаны не в полном объеме, Заказчик просил Исполнителя приступить к оказанию услуг и закончить их оказание в течение 5 рабочих дней с момента получения письма.

Однако, как пояснил представитель Исполнителя, спустя сутки после откачки воды, Обществом было обнаружено, что хранилище снова заполнено водой выше среднего уровня, а на территории, прилегающей к хранилищу, был обнаружен канализационный колодец, из которого наружу вытекали канализационные стоки.

Исполнителем повторно была проведена работа по откачке воды, взяты пробы оставшегося нефтешлама для принятия решения о выборе метода откачки содержимого.

Таким образом, по причине постоянного наполнения хранилища водой из канализационных стоков, и неоднородности содержимого хранилища (содержание откачанного составило 75% воды и 25 % пластичной темно-серой массы), продолжение работ по сбору, транспортированию и утилизации/обезвреживанию отходов из резервуара было невозможным.

Для оказания услуг по ликвидации аварийной ситуации и предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, необходимо было произвести полную откачку воды из хранилища, демонтировать перекрытие, демонтировать старую систему подогрева мазута, обработать оставшееся содержимое хранилища сорбентом и песком, заблокировать поступление канализационных стоков и утилизировать извлеченный состав.

Представитель Исполнителя отметил, что вышеуказанная категория работ не соотносится с условиями Контракта и соответственно данные работы не будут оплачены Заказчиком, поскольку требованиями Контракта предусмотрен именно сбор, вывоз и утилизация отходов II-IV классов опасности (то есть мазута).

При наличии в хранилище воды и отсутствии мазута – выполнение условий Контракта в соответствии со Спецификацией и Описанием объекта закупки не представляется возможным по независящим от Исполнителя причинам.

13.12.2022 Заказчик направил Исполнителю письмо, в котором просил прибыть представителя Исполнителя 14.12.2022 в 10 час. 00 мин. для составления комиссионного акта приемки оказанных услуг по Контракту.

Письмом от 13.12.2022 Исполнитель обратился к Заказчику с просьбой о переносе встречи по причине невозможности физической явки технического директора И. по состоянию здоровья.

Телефонограммой от 14.12.2022 Заказчиком было перенесено время для составления комиссионного акта приемки оказанных услуг по Контракту с 10 час. 00 мин. на 15 час. 00 мин.

14.12.2022 г. Заказчиком составлен Акт контроля за ходом выполнения работ, в котором зафиксировано следующее:

- «Услуги по сбору, транспортированию и утилизации/обезвреживанию отходов с земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Щегловская засека, д. 31, исполнителем не производятся»;

- «Услуги выполнены не в полном объеме. Определить вид и объем оказанных услуг не представляется возможным. При визуальном осмотре объем отходов остался без изменений, на том же уровне».

Кроме того Заказчиком составлен акт-экспертиза сдачи-приемки результатов указанных услуг, предусмотренных Контрактом, в котором указано, что услуги оказаны Исполнителем не в полном объеме.

В то же время Комиссия отмечает, что Заказчиком в данных актах не указано, в каком именно объеме услуги оказаны, какой объем отходов был извлечен или подлежал извлечению в дальнейшем, не исследован вопрос о целесообразности продолжения работ по Контракту.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании пункта 12.2. Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но, не ограничиваясь указанными):

- в случае, если в установленный настоящим контрактом, срок Исполнитель не приступил к непосредственному оказанию услуг;

- систематического нарушения Исполнителем сроков (два и более раз) оказания услуг, влекущего увеличение срока окончания услуг более чем на 30 дней;

- несоблюдения Исполнителем требований по качеству услуг, если исправление соответствующих некачественно оказанных услуг влечет задержку окончания услуг более чем на 30 дней;

- отступления Исполнителя от условий контракта или иные недостатки результата услуги, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;

- существенного нарушения Исполнителем требований к качеству оборудования, материалов, используемых при оказании услуг, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) Исполнитель перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ);

б) при определении исполнителя Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.

В связи с тем, что Общество в установленный Контрактом срок не подтвердило исполнение своих обязательств по Контракту, не представило информацию об оказании предусмотренных Контрактом услуг, 15.12.2022 Заказчиком с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы 15.12.2022 в 18:25 (МСК) и поступило в адрес Индивидуального предпринимателя 15.12.2022 в 18:25 (МСК).

Вместе с тем, 19.12.2022 Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо с подробным изложением обстоятельств, не позволяющих Обществу осуществить оказание услуг согласно условиям Контракта, предложено расторгнуть контракт в связи с очевидной невозможностью выполнения работ, предусмотренных Контрактом, или же заключить новый Контракт с изменением видов и объемов работ (заключение на значительно отличающихся условиях).

Как пояснил представитель Общества, указанное предложение было направлено на продолжение сотрудничества с Заказчиком, на недопущение возникновения аварийной/чрезвычайной ситуации на территории земельного участка, где находится подземное хранилище отходов нефтепродуктов.

Письмом от 23.12.2022 Заказчик (исх. № ПО/вх-1523/1) сообщил, что неоказание Исполнителем услуг считает необоснованным.

21.12.2022 Исполнителем в адрес Заказчика были направлены возражения на решение об одностороннем расторжении Контракта, в которых было указано о существенном изменении обстоятельств, которое Общество не могло предвидеть как на момент участия в Закупке, так и на момент заключения Контракта, сообщено о том, что Исполнитель был введен в заблуждение при участии в настоящей закупочной процедуре относительно характера работ, подлежащих выполнению по условиям Контракта.

Со стороны ООО «ЭКОПРОМРЕСУРС» также было заявлено предложение об отмене решения об одностороннем расторжении Контракта, и согласовании либо изменения вида и объема работ по Контракту (посредством заключения дополнительного соглашения), либо о расторжении настоящего Контракта по соглашению сторон.

Данное предложение не было согласовано Заказчиком (исх. № ПО/вх-1544/1), в связи с чем решение о расторжении Контракта вступило в законную силу и Контракт был расторгнут.

Посчитав, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.

Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об ООО «ЭКОПРОМРЕСУРС» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, Комиссия пришла к следующим выводам.

Как следует из пояснений представителя Исполнителя, признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении и действиях ООО «ЭКОПРОМРЕСУРС» отсутствуют.

Представитель Общества отметил, что у ООО «ЭКОПРОМРЕСУРС» не было умысла на ненадлежащее исполнение Контракта, Исполнителем были выполнены все действия, направленные на удовлетворение потребностей Заказчика.

Направленность действий Исполнителя на выполнение работ, предусмотренных Контрактом, подтверждается следующими обстоятельствами:

1) представители Исполнителя совместно с представителями Заказчика осуществили выезд на объект 25.10.2022 (за 2 дня до заключения Контракта);

2) Исполнителем неоднократно направлялись в адрес Заказчика запросы о допуске техники на объект;

3) Для выполнения работ по Контракту Исполнителем была дополнительно привлечена субподрядная организация ООО «ЭкоСтрой»;

4) Выезды на объект осуществлялись каждый раз представителями Исполнителя совместно с представителями субподрядной организации, таким образом, стороны совместно принимали активное участие в выполнении работ по Контракту;

5) Возникновение непредвиденных обстоятельств, связанных с необходимостью откачки большого количества воды, повлекло необходимость привлечения дополнительной техники для выполнения работ, в связи с чем был заключен договор на аренду а/м Камаз с илососной установкой (Договор №5/22 от 28.11.2022 г. между ООО «ЭкоСтрой» и ООО «ИнжРесурс»);

6) Для выполнения работ по настоящему Контракту, Исполнителем были понесены расходы в размере 218 800,00 руб. за работу ООО «ЭкоСтрой» (что включает в себя доставку техники, откачку воды, частичную откачку нефтешлама, оплату аренды а/м Камаз с илососной установкой, труда рабочих и т.д.).

Вместе с тем, Исполнитель заинтересован в завершении работ по Контракту с целью получения от Заказчика установленной Контрактом цены, для последующей компенсации упомянутых расходов.

Исходя из изложенного, представитель Исполнителя просил сведения в отношении ООО «ЭКОПРОМРЕСУРС» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.

В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.

Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с Правилами ведения реестра в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках в рамках Закона.

С другой стороны анализ указанных положений позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Как указано пунктом 15 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в том числе в следующих случаях:

если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

Необходимо учитывать, документация о закупке по своей правовой природе представляет собой публичную оферту, которая в силу части 2 статьи 437 ГК РФ является предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в нем условиях с любым кто отзовется.

В свою очередь, заявка на участие в конкурентной процедуре рассматривается в качестве полного и безоговорочного акцепта оферты, который образует договор и порождает обязанность его исполнить.

Таким образом, подавая заявку на участие в конкурентной процедуре, участник соглашается абсолютно со всеми условиями документации о закупке.

В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Таким образом, положения названной статьи призваны обеспечить защиту интересов стороны договора, для которой в условиях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, исполнение обязательства повлекло бы наступление такого ущерба, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Данная позиция изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1515-О, от 19.07.2016 N 1574-О и других.

В силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 1074/10, абзац 2 пункта 1 статьи 451 ГК РФ признает изменение обстоятельств существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения.

В рассматриваемом случае, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Общества в рамках исполнения Контракта, свидетельствуют о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Контракта, по причине того, что Исполнителю, при сложившихся обстоятельствах, не представлялось возможным оказать услуги, предусмотренные Контрактом, в полном соответствии с условиями такого Контракта. Что, в свою очередь, могло повлечь негативные последствия для Общества при приемке Заказчиком услуг по Контракту.

Исходя из представленных документов, объяснений сторон, Комиссией установлено, что Общество не намеревалось не исполнять условия Контракта, было готово оказать услуги, осуществляло действия, направленные на исполнение Контракта (проводило очистные работы, заключило договоры с субподрядными организациями во исполнение Контракта). Однако фактически исполнить Контракт в виду отсутствия предмета утилизации не представляется возможным.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что у Общества отсутствовал умысел, заключающийся в преднамеренном неисполнении условий Контракта.

Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.

Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об Индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, предоставленную Заказчиком в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭКОПРОМРЕСУРС» (ИНН 7728495376; 115516, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Царицыно, Бехтерева ул., д. 51, к. 2, помещ. I, ком. 2, рм 2/3), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.

 

 

 

 

 

2023-260

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКОПРОМРЕСУРС"
ИНН 7728495376, ОГРН 1197746752719
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ ПО ПРОЛЕТАРСКОМУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ОКРУГУ
ИНН 7105008835, ОГРН 1027100690319