Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КО... от 22 апреля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Администрация муниципального образования город Липки Киреевского района
ул. Советская, д. 15 а, г. Липки, Тульская область, 301264
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
22.04.2022 г. Тула
В Тульское УФАС России поступило заявление АО «ТНС энерго Тула» исх. № 01-2/1683 от 30.03.2022 (вх. № 2050 от 06.04.2022) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования город Липки Киреевского района (далее – АМО город Липки Киреевского района) при передаче в аренду коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности (объекты водоснабжения и водоотведения) обществу с ограниченной ответственностью «АКВАСЕРВИС» (далее – ООО «АКВАСЕРВИС») с нарушением установленных действующим законодательством Российской Федерации процедур.
Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее.
01.02.2022 и 01.03.2022 между АМО г. Липки Киреевского района и ООО «АКВАСЕРВИС» заключены договоры аренды объектов водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 договоров от 01.02.2022 и 01.03.2022 арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное пользование в соответствии с его назначением муниципальное имущество, объекты водоснабжения и водоотведения. Указанные объекты аренды находятся в собственности АМО город Липки Киреевского района.
Перечень объектов договоров от 01.02.2022 и 01.03.2022 определен приложениями к вышеуказанным договорам (56 объектов согласно акту приема-передачи муниципального имущества).
Пунктом 4.1 договоров от 01.02.2022 и 01.03.2022 установлено, что срок их действия по 28.02.2022 и 31.03.2022 соответственно.
Следовательно, на момент рассмотрения указанного заявления ООО «ТНС энерго Тула» срок действия договоров от 01.02.2022 и 01.03.2022 истек.
Однако в ходе рассмотрения заявления установлено, что 01.04.2022 между АМО город Липки Киреевского района и ООО «АКВАСЕРВИС» заключен договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения (далее – Договор).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Договора арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное пользование в соответствии с его назначением муниципальное имущество, объекты водоснабжения и водоотведения. Указанные объекты аренды находятся в собственности АМО город Липки Киреевского района.
Перечень объектов Договора определен приложением к вышеуказанному договору (56 объектов согласно акту приема-передачи муниципального имущества).
Пунктом 4.1 Договора установлено, что срок действия договора с 01.04.2022 по 30.04.2022.
Сведений о результатах проведения публичных процедур в отношении указанного имущества, явившихся основанием заключения Договора, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, что свидетельствует о том, что данный договор был заключен без проведения конкурентных процедур.
Объекты муниципальной собственности, перечисленные в приложении к Договору, относятся к централизованным системам водоснабжения, водоотведения.
Из объяснений АМО город Липки Киреевского района исх. № 326 от 14.04.2022 (вх. № 2253 от 14.04.2022) установлено следующее.
Договор заключен по линии ЧС без проведения торгов на право заключения договор на основании протокола внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации МО г. Липки Киреевского района от 31.03.2022.
По вопросу заключения концессионного соглашения АМО город Липки Киреевского района сообщает, что с 2017 г. по настоящее время ежегодно администрацией поселения утверждаются перечни объектов муниципальной собственности (водоснабжения/водоотведения) в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, которые своевременно размещаются на официальном сайте РФ http://torgi.gov.ru в разделе «Концессии», а также в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования Киреевский район в подразделе АМО г. Липки Киреевского района (постановление АМО г. Липки Киреевского района от 11.01.2022 № 2 «Об утверждении Перечня объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Липки Киреевского района, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений»).
Обращений в адрес АМО город Липки Киреевского района от каких-либо специализированных организаций никогда не поступало.
В целях недопущения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования АМО город Липки Киреевского района вынуждено заключила Договор, так как стабильность и качество обеспечения жителей поселения водоснабжением и водоотведением является первоочередной обязанностью.
С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (08.05.2013, далее - Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной Закона о водоснабжении.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, если все объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за 5 лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
При этом согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 указанной статьи, является ничтожным.
Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 или 24 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.
Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 указанного Федерального закона, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 указанной статьи.
Таким образом, в Законе о концессионных соглашениях предусмотрены основания и порядок передачи централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в концессию без проведения торгов.
Нормативное закрепление конкурентных процедур направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.
Для хозяйствующего субъекта ООО «АКВАСЕРВИС», которому объекты переданы на условиях договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01.04.2022 без проведения конкурентных процедур создаются преимущественные условия в получении муниципального имущества в пользование, что лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.
Из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Согласно упомянутому закону под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Организация обеспечения надлежащего водоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.
Причины, по которым муниципальное имущество передано ООО «АКВАСЕРВИС», не имеют правового значения для установления признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Основанием для выдачи настоящего предупреждения послужили действия администрации муниципального образования АМО город Липки Киреевского района, выразившиеся в заключении договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01 апреля 2022 года без проведения конкурентных процедур.
Тульское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает администрацию муниципального образования АМО город Липки Киреевского района о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения путем совершения следующих действий.
Администрации муниципального образования АМО город Липки Киреевского района принять меры по расторжению договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01 апреля 2022 года.
Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 29 апреля 2022 года.
О выполнении предупреждения сообщить в Тульское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.