Решение (комиссия) №640/24 решение от 14 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

По списку рассылки

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-87/2024

12 февраля 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы индивидуального предпринимателя К.(далее – ИП К.) (вх. № 715/24 от 06.02.2024), общества с ограниченной ответственностью "РИМЕДИКА" (далее – ООО «РИМЕДИКА»)(вх. № 709/24 от 06.02.2024) (далее также Заявители) на действия государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной клинический кардиологический диспансер» (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы стабилографии (закупка № 0366200035624000246) (далее – Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

– представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Аукционная комиссия) на основании доверенности;

- – представителя Заказчика на основании доверенности;

в отсутствие представителей Заявителей, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении Закупки.

Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия Заказчика при проведении электронного аукциона (закупка № 0366200035624000246), решением Комиссии дела № 071/06/106-87/2024, № 071/06/106-88/2024 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого № 071/06/106-87/2024.

По мнению Заявителей, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

ООО «РИМЕДИКА» в своей жалобе указало, что 31.01.2024 Заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки следующего содержания:

«Добрый день!

Просим Вас предоставить пояснения, так как ТЗ составлено некорректно, поскольку указанный в п.1.2 раздела 7 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров)» способ регистрации движений - Биометрические сенсоры и указанный в п.1.4 этого описания метод организации стабилометрии - 3D стабилометрия противоречат назначению объекта закупки согласно его наименования - Система стабилографии по коду вида медицинского изделия 228380 в соответствии с номенклатурной классификацией (п. 1.31) раздела 7.

Для информации. Комплект устройств 3D стабилометрии без наличия платформы предназначенной для измерения реакции опоры согласно коду вида медицинского изделия 228380 системой стабилографии не является по определению.

Код вида медицинского изделия – 228380.

Наименование вида медицинского изделия - Система стабилографии.

Классификационные признаки вида медицинского изделия (описание).

Комплекс изделий для проверки сенсорного, сознательного и/или рефлекторного двигательного контроля равновесия и подвижности, с целью получения биометрической информации (обратной связи) для планирования реабилитационных мероприятий по поводу нарушений чувства равновесия. Пациента помещают на специальную платформу, оборудованную встроенными сенсорными, динамометрическими, оптометрическими и/или тензометрическими датчиками, регистрирующими все движения тела пациента при смещении им/ею центра тяжести (ЦТ) своего тела по указанию врача, либо платформа, провоцирующая потерю пациентом равновесия и передающая на компьютер показания датчиков, где они обрабатываются и представляются графически».

Заказчиком 02.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок опубликованы разъяснения положений извещения о Закупке следующего содержания:

«В связи с поступившим запросом государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной клинический кардиологический диспансер» сообщает следующее:

Указанный в п. 1.2 раздела 7 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров)» способ регистрации движений - Биометрические сенсоры и указанный в п.1.4 этого описания метод организации стабилометрии - 3D стабилометрия соответствуют назначению объекта закупки согласно его наименования - Система стабилографии по коду вида медицинского изделия 228380 в соответствии с номенклатурной классификацией (п. 1.31) раздела 7.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствие с ч.1 ст. 31 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пп. "г" п. 10, п. 57(2) Правил государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, п. 14 Приказа Росздравнадзора России от 06.05.2019 N 3371, для государственной регистрации медицинского изделия представляется, в том числе эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие.

Присвоение кода вида МИ при регистрации осуществляется регулирующим органом-Росздравнадзором в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий…».

Таким образом, согласно реестру МИ, на официальном сайте Росздравнадзора отражены следующие зарегистрированные медицинское изделия с присвоенным кодом вида МИ 228380 с датчиками биомеханическими носимыми (инерциальные сенсоры), модулем БОС и системой поддержки пациента (при необходимости), приведенные ниже:

РЗН 2022/18688 Комплекс для диагностики и реабилитации навыков баланса, осанки и движений «БАЛФИТ» по ТУ 26.60.12-006-63704475-2021 с принадлежностями

РЗН 2018/7458 Система для диагностики двигательной патологии и восстановительного лечения методом биологической обратной связи "Стэдис" по ТУ 26.60.12-089-13218158-2021

Также в дополнение следует отметить, что устройства для стабилометрии, используемые в настоящее время для научных исследований и практической медицины делятся на три поколения. Первое (от 40-х годов прошлого века) – это платформы на основе силоизмерительных датчиков. Именно эту платформу заявитель претензии пытается представить, как единственно возможную технологию. Второе поколение появилось в начале 90-х годов прошлого века и сейчас является самым распространённым устройством для проведения стабилометрических исследований – это системы на основе сенсоров давления, которые дают те же самые показатели, что и стабилометрические платформы на силоизмерительных датчиках, но обладают значительным количеством преимуществ перед первыми (регистрируют положение стоп обследуемого, распределение давления под стопой, лёгкие, представляют собой пластину толщиной 2-3 мм, некоторые можно свернуть и уложить в тубус, кроме этого, они ещё и существенно дешевле при значительно больших функциональных возможностях).

Третье поколение систем для исследования баланса появилось уже в текущем веке и основано на инерционных сенсорах или системах бесплатформенной навигации. По результатам многочисленных исследований эта технология позволяет получать данные о балансе вполне сопоставимые с таковыми систем первого и второго поколений, но имеют ряд значительных преимуществ перед последними: портативность, возможность проводить регистрацию неограниченно долгое время и не только в лабораторных условиях, но и в целом в условиях обычной жизни человека, дают возможность определения за счёт каких структур и сегментов тела имеются нарушения баланса (системы первых двух поколений этого не могут или частично позволяют посредством специальных методик и оборудования). Кроме этого, данный тип регистрации позволяет исследовать высокочастотный спектр колебаний, который недоступен технически первым двум поколениям. Научное исследования, подтверждающее изложенные обоснования: Д. Скворцов, Д.Паинев. Тест Ромберга на стабильность осанки в 3D с использованием инерциального датчика //Симметрия 2023,15,1125 . Отделение реабилитации, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова, Москва 101000, Россия; Скворцов Д.В. Диагностика двигательной патологии инструментальными методами: анализ походки, стабилометрия. Науч.-мед. журнал. Фирма MBN. 2007; стр. 640.)

Соответственно, нарушений и противоречий в составленном ООЗ Заказчик не видит.

Изложенные требования к объекту закупки отвечают объективным потребностям Заказчика, основания для внесения изменений в извещение об осуществлении закупки отсутствуют».

С данными разъяснениями ООО «РИМЕДИКА» не согласно, в том числе по следующим основаниям, которые в своей жалобе также поддерживает ИП К.

Код номенклатуры медицинского изделия, закупаемого Заказчиком – 228380.

К коду 228380 «Система стабилографии», согласно официальному сайту Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru), относится: «Комплекс изделий для проверки сенсорного, сознательного и/или рефлекторного двигательного контроля равновесия и подвижности, с целью получения биометрической информации (обратной связи) для планирования реабилитационных мероприятий по поводу нарушений чувства равновесия. Пациента помещают на специальную платформу, оборудованную встроенными сенсорными, динамометрическими, оптометрическими и/или тензометрическими датчиками, регистрирующими все движения тела пациента при смещении им/ею центра тяжести (ЦТ) своего тела по указанию врача, либо платформа, провоцирующая потерю пациентом равновесия и передающая на компьютер показания датчиков, где они обрабатываются и представляются графически».

Заявители полагают, что описание объекта закупки составлено некорректно, поскольку указанный в пункте 1.2 раздела 7 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров)» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки) способ регистрации движений – «Биометрические сенсоры» и указанный в пункте 1.4 Описания объекта Закупки метод организации стабилометрии – «3D стабилометрия» противоречат назначению объекта закупки согласно его наименованию «Система стабилографии» по коду вида медицинского изделия 228380 в соответствии с номенклатурной классификацией, указанной в пункте 1.31 раздела 7.

Комплект устройств 3D стабилометрии без наличия платформы предназначенной для измерения реакции опоры, согласно коду вида медицинского изделия 228380 системой стабилографии не является.

Базовым условием отнесения оборудования к данному коду является помещение пациента «на специальную платформу, оборудованную встроенными сенсорными, динамометрическими, оптометрическими и/или тензометрическими датчиками».

В разъяснениях положений извещения о Закупке Заказчиком в качестве примера приводятся изделия, соответствующие коду вида медицинского изделия 228380:

1. РЗН 2022/18688. Комплекс для диагностики и реабилитации навыков баланса, осанки и движений «БАЛФИТ» по ТУ 26.60.12-006-63704475-2021 с принадлежностями. Номер реестровой записи 66439. Исполнение 1, в составе: 1.1. Стабилоплатформа (модель 1) - 1 ш., следовательно соблюдается соответствие указанному коду 228380.

2. РЗН 2018/7458. Система для диагностики двигательной патологии и восстановительного лечения методом биологической обратной связи "Стэдис" по ТУ 26.60.12-089-13218158-2021. Номер реестровой записи 59771. В описании модели IV, маркированной кодом 228380, отсутствует базовая принадлежность определения кода 228380 – платформа, на которую помещается пациент, оборудованная встроенными сенсорными, динамометрическими, оптометрическими и/или тензометрическими датчиками.

Кроме того Заявители отмечают, что приведенная в разъяснениях положений извещения о Закупке ссылка на публикацию Д. Скворцова и Н. Паинева «Тест Ромберга на стабильность осанки в 3D с использованием инерциального датчика» не является документом, подтверждающим смену «поколений» приборов, принятия такого мнения Минздравом России, преимущество или какое-либо устаревание одного из методов оценки равновесия, а касается частного прибора компании «Нейрософт», с помощью которого реализуется один из таких методов. К теме установленного на сегодня в России кода номенклатуры медицинских изделий 228380 данный документ не имеет отношения.

На основании вышеизложенного, Заявители считают, что Заказчиком при описании объекта Закупки допущены нарушения положений Закона.

Уполномоченное учреждение, Заказчик не согласились с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 29.01.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 999 000,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения жалобы Заказчиком не заключен.

Относительно доводов Заявителей о нарушении Заказчиком при описании объекта Закупки положений Закона, Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемой Закупки предусмотрена поставка товара: «Система стабилографии - код КТРУ 26.60.12.129-00000041.

В пункте 1.2, 1.4, 1.31 раздела 7 Описания объекта Закупки Заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару:

 

 

п/п

Наименование показателя

Требуемые значения показателей

Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце носят информативный характер)

1.2.

Способ регистрации движения

Биометрические сенсоры

Показатель установлен в целях правильной эксплуатации изделия

1.4.

Метод 3D стабилометрии

Наличие

В соответствии с методом описания функциональных характеристик - абзац второй п. 4.9 ГОСТ Р 55719 -2013: метод 3D стабилометрии чувствительнее к регистрации различных колебаний и позволяет исследовать колебания в более широком спектре частот, чем традиционные методы, основанные на использовании стабилометрических платформ.

 

1.31.

Код вида медицинского изделия соответствии с номенклатурной классификацией

228380

Параметр установлен исходя из выделенных лимитов финансирования по программе реабилитация на конкретный код вида медицинского изделия, на основании

Приказа Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 788 н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых».

Заказчик пояснил, что федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр «Лечебно-реабилитационный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках организации реализации мероприятия федерального проекта «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» по оснащению (дооснащению и (или) переоснащению) медицинскими изделиями региональных медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации, в 2024 году согласовал планируемую потребность на 2024 г., размещенную в Приложении № 5 «Сведения о количестве единиц приобретаемых медицинских изделий, которыми будут оснащаться медицинские организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющие структурные подразделения, оказывающие медицинскую помощь взрослым по медицинской реабилитации, в период действия Соглашения» (Письмо от 02.11.2023г № 01-04/2308):

Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной клинический кардиологический диспансер» в количестве 90 единиц:

- амбулаторное отделение медицинской реабилитации в количестве 23 единицы;

- стационарное отделение медицинской реабилитации взрослых для пациентов с соматическими заболеваниями в количестве 67 единиц.

Кроме того при подготовке и проведении закупочных процедур необходимо руководствоваться положениями Порядка организации медицинской реабилитации взрослых и Порядка организации медицинской реабилитации детей, утвержденных приказами Минздрава России от 31.07.2020 № 788н и от 23.10.2019 № 878н соответственно, данными Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и Номенклатурной классификацией медицинских изделий, размещенных на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в открытом доступе в сети Интернет.

Присвоение медицинскому изделию вида Номенклатурной классификации медицинских изделий осуществляется Росздравнадзором по результатам экспертизы и на основании информации, представленной в комплекте регистрационной документации.

Представитель Заказчика пояснил, что Заказчик приобретает медицинское изделие «Система стабилографии» в соответствии с КТРУ, код позиции номенклатурной классификации медицинского изделия 228380 - система стабилографии, описание данного кода, в том числе размещенного на сайте Росздравнадзора "Комплекс изделий для проверки сенсорного, сознательного и/или рефлекторного двигательного контроля равновесия и подвижности, с целью получения биометрической информации (обратной связи) для планирования реабилитационных мероприятий по поводу нарушений чувства равновесия. Пациента помещают на специальную платформу, оборудованную встроенными сенсорными, динамометрическими, оптометрическими и/или тензометрическими датчиками, регистрирующими все движения тела пациента при смещении им/ею центра тяжести (ЦТ) своего тела по указанию врача, либо платформа, провоцирующая потерю пациентом равновесия и передающая на компьютер показания датчиков, где они обрабатываются и представляются графически".

Заказчик также указал, что системы стабилографии и платформа для системы стабилографии согласно Приказу Минздрава 788н прописаны с разными кодами вида НКМИ, в следствие чего Заказчик закупал оборудование отдельными закупками:

Электронный аукцион на поставку системы стабилографии» - Код вида Номенклатурной классификации медицинского изделия - 228380

- номер извещения 0366200035624000246.

Электронный аукцион на поставку платформы для системы стабилографии» - Код вида Номенклатурной классификации медицинского изделия – 228390.

- Реестровый номер 0366200035624000400 .

Заказчиком в закупке верно избран код КТРУ 26.60.12.129-00000041 «Система стабилографии». Назначение прибора для: постурологических исследований с использованием специализированного оборудования.

При этом, вид исследования избран как «метод 3D стабилометрии», при этом требуемый Заказчику способ регистрации движения - «биометрические сенсоры», что в полном объеме соответствуют назначению объекта закупки согласно его наименования - «Система стабилографии» по коду вида медицинского изделия 228380 в соответствии с номенклатурной классификацией.

Отсутствие платформы в составе системы не противоречит нормам и правилам обращения медицинских изделий.

Заказчик планирует закупку медицинского изделия Стабилоплатформа, однако данное медицинское изделие имеет код вида 228390 «Платформа для системы стабилографии». Совмещение закупки приборов с двумя разными кодами вида медицинского изделия запрещено.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 (ред. от 12.09.2023) "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Согласно письменным и устным пояснениям Заказчика, в настоящее время имеются, как минимум, две различные системы стабилографии, полностью соответствующих описанию объекта Закупки.

Комиссия также отмечает, что согласно информации, представленной оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер», на участие в Закупке подано две заявки, признанные соответствующими извещению о Закупке, и содержащие предложения о поставке товара 2-х производителей (ООО «Нейрософт» и ООО «Неврокор»).

Необходимо отметить, что описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.

Кроме того Заказчик отметил, что Заявителями не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что невозможно поставить оборудование, обладающее техническими характеристиками, указанными Заказчиком в извещении о Закупке.

Описание объекта Закупки составлено Заказчиком исходя из его фактической потребности, обусловленной спецификой основного вида деятельности Заказчика - оказание медицинской помощи пациентам.

Изучив документы, представленные Заказчиком, его пояснения, Комиссия приходит к выводу, что содержащиеся в Описания объекта закупки требования обусловлены объективными потребностями Заказчика, соответствуют положениям Закона.

Следовательно, при формировании Описания объекта закупки Заказчик исходил из собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств, а содержащиеся в Описании объекта закупки характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона.

Заказчиком был проведен мониторинг товаров, присутствующих на рынке и отвечающих потребностям Заказчика, направлены коммерческие предложения потенциальным участникам Закупки и получены ответы от трех поставщиков о готовности поставить необходимый Заказчику товар.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.

Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем реагентов, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупки.

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу, что содержащиеся в оспариваемых пунктах 1.2, 1.4, 1.31 раздела 7 Описания объекта закупки требования к характеристикам показателей не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона; указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.

При этом в случае исключения из Описания объекта закупки или изменения спорных характеристик, перечисленных в жалобе, к поставке будет возможен товар с характеристиками худшими, чем требуемые в рамках рассматриваемой Закупки.

Необходимо отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем систем стабилографии, в связи с чем, данный товар может быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупки.

Доказательств того, что Заявители не могут приобрести и поставить товар, соответствующий Описанию объекта закупки, Комиссии не представлено.

Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу.

Ввиду того, что подача жалобы Заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 4 статьи 106 указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Как следует из материалов дела, Заявителями такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения Закона, помимо субъективной оценки Заявителями таких действий, не представлено.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения и условия извещения о Закупке и электронных документов к нему не противоречат Закону, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителей, не влекут ограничение числа участников закупки, а доводы жалоб Заявителей не нашли своего подтверждения.

Также Комиссией установлено, что согласно части 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе, в адрес Заказчика поступил ряд запросов о даче разъяснений положений извещения о Закупке.

В частности 31.01.2024 Заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Закупки. Заказчиком 02.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок опубликованы разъяснения положений Извещения об осуществлении Закупки.

Анализ вышеприведенного разъяснения положений извещения о Закупке показал, что такие разъяснения даны в таком объеме, в котором Заказчик, Уполномоченное учреждение посчитали для себя возможным. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника.

При изложенных обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушений Закона относительно порядка разъяснения положений извещения о Закупке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобы индивидуального предпринимателя К.(вх. № 715/24 от 06.02.2024), общества с ограниченной ответственностью "РИМЕДИКА" (вх. № 709/24 от 06.02.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной клинический кардиологический диспансер» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы стабилографии (закупка № 0366200035624000246) необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-712

 

 

Связанные организации

Комиссия ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РИМЕДИКА"
ИНН 5252045986, ОГРН 1205200032740
ГУЗ "ТОККД"
ИНН 7105000314, ОГРН 1027100688450