Решение (комиссия) №689/24 решение от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru Министерство здравоохранения Тульской области Оборонная ул., д.114г, город Тула, Тульская область, 300045 minzdrav@tularegion.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РТ-МЕДКОМПЛЕКТ" 124498, Г.Москва, вн.тер.г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ СТАРОЕ КРЮКОВО, Г ЗЕЛЕНОГРАД, ПРОЕЗД 4922-Й, Д. 4, СТР. 4 info@rtmk.ru Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-96/2024

15.02.2024 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-Медкомплект" (далее – Общество, Заявитель) (вх. № 817/24 от 09.02.2024) на действия министерства здравоохранения Тульской области (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта «Здравоохранение» (закупка № 0366200035624000325) (далее – Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» на основании доверенности,

- представителя Заказчика на основании доверенности,

- представителя Общества на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 (далее - Правила использования каталога), постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление № 878). Указанное податель жалобы обосновывает следующим.

В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В извещении о Закупке Заказчик предусмотрел, что требуемая к закупке продукция относится к коду 26.60.11.113 ОКПД2 «Аппараты рентгенографические».

Код 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические» содержится в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Постановлением № 878.

Таким образом, при закупке всей радиоэлектронной продукции с кодом 26.60.11.113 ОКПД2 заказчик обязан применять КТРУ и составлять описание объекта закупки (в том числе и указание дополнительной информации) в строгом соответствии с описанием, указанным в соответствующей позиции КТРУ.

В извещении о проведении закупки Заказчиком установлено ограничение в соответствие с Постановлением № 878.

При осуществлении закупки медицинского изделия «Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая» Заказчик не применил соответствующую позицию КТРУ, а использовал код ОКПД2 - 26.60.11.113 - Аппараты рентгенографические.

При этом само описание объекта закупки произведено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 55772-2021 «Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские цифровые для просвечивания и снимков. Технические требования для государственных закупок».

Заявитель отмечает, что КТРУ содержит позиции, соответствующие предмету Закупки, которые с 06.05.2023 являются обязательными для применения (72 записи, в уникальных цифровых кодах которых содержится код 26.60.11.113 ОКПД2).

Исходя из анализа установленных Заказчиком требований к закупаемой продукции и их соотнесения с позициями КТРУ, Заявитель пришел к выводу, что потребности Заказчика может максимально удовлетворить товар, характеристики которого указаны в позиции КТРУ 26.60.11.113-00000095.

При таких обстоятельствах, Общество усматривает в действиях Заказчика нарушение пунктов 4 и 5 Правил использования каталога.

Заявитель сообщает, что он обращался к Заказчику за разъяснениями положений извещения о проведении Закупки с целью уточнения, по какой причине Заказчик не использовал КТРУ при описании объекта закупки.

В разъяснении положений извещения об осуществлении Закупки, опубликованном в единой информационной системе в сфере закупок 05.02.2024, Заказчик пояснил, что: «на основании пункта 7 Правил использования каталога и ввиду того, что в КТРУ отсутствуют позиции, которые в полной мере удовлетворяют потребностям заказчика, описание объекта закупки подготовлено исходя из потребности лечебного учреждения, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия подготовленных кадров, материальной базы, практики применения товара, приоритета жизни и здоровья пациента и с позиции проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ».

Заказчик признал, что код КТРУ 26.60.11-113-00000095 соответствует потребности Заказчика, однако характеристики, установленные в данной позиции, по его мнению, не позволяют описать потребность Заказчика.

В приведенном обосновании невозможности применения некоторых характеристик из указанного кода КТРУ для описания предмета закупки, по мнению Заявителя, Заказчик не привел достаточных и убедительных доводов, которые бы объективно указывали на необходимость их наличия в описании требуемого к закупке товара.

Кроме того, Заказчик разъяснил, что в коде КТРУ 26.60.11-113-00000095 отсутствует ряд характеристик, которые, по его мнению, необходимы для описания товара. К таким характеристикам Заказчик отнес теплоемкость излучателя/анода рентгеновской трубки, мощность трубки, а также работоспособность излучателя.

Согласно пунктам 6-7 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

При формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренным каталогом товаров, работ, услуг, заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.

С точки зрения Общества, Заказчик не обосновал необходимость наличия таких характеристик (дополнительных потребительских свойств) при описании объекта закупки, что свидетельствует о нарушении Постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, статьи 33 Закона.

Кроме этого, Заявитель указывает, что в результате проведенного им анализа описания объекта закупки, он пришел к выводу, что указанные в нем характеристики требуемых к закупке медицинских изделий соответствуют продукции единственного производителя – ЗАО «АЗРТ», а именно товару - Комплекс рентгеновский диагностический цифровой "МЕДИКС-РЦ-"АМИКО" по ТУ 9442-002-40198845-2011 в трех исполнениях (Исполнение 2).

Указанное, по мнению подателя жалобы, нарушает требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, ограничивающих конкуренцию.

Принимающий участие в заседании Комиссии представитель Заявителя, поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Уполномоченного учреждения, Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в устных и письменных возражениях на рассматриваемую жалобу; просили оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 31.01.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 67 105 500,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения данного дела Заказчиком не заключен.

 

Комиссия считает необходимым отметить, что доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

В отношении иных доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе:

наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5),

информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона (пункт 15).

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

На основании положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.

По общему правилу указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2).

Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145 (пункт 3).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

Согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7 Правил использования каталога).

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемого электронного аукциона предусмотрена поставка товара с кодом ОКПД 2 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические», включенным в перечень товаров радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878.

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара приведены в пункте 7 электронного документа «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на поставку медицинских изделий (система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта «Здравоохранение» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил следующее.

Пунктом 7 Правил использования каталога предусмотрена ситуация, при которой закупаемый заказчиками товар отсутствует в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказ, в рамках которого будут отсутствовать необходимые Заказчику параметры и характеристики товара, противоречит принципу оказания надлежащей медицинской помощи населению в полной мере.

Вместе с этим, заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

При подготовке описания объекта закупки Заказчиком проведен анализ рынка оборудования, соответствующего его потребностям, зарегистрированного в установленном порядке на территории Российской Федерации, а также анализ присутствующих в КТРУ позиций и их характеристик.

Все 72 позиции КТРУ, в том числе позиция 26.60.11-113-00000095, на которую ссылается Заявитель, в полной мере не отображают технические характеристики аппарата рентгенографического, необходимого к поставке Заказчику, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, что может привести к поставке аппарата, не отвечающего требованиям Заказчика.

Оборудование, соответствующее потребностям Заказчика, относится к коду ОКПД2 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические» и соответствует коду вида номенклатурной классификации медицинских изделий 191220.

В КТРУ включены позиции, соответствующие коду вида медицинского изделия 191220:

- 26.60.11.113-00000094

- 26.60.11.113-00000095

- 26.60.11.113-00000096

- 26.60.11.113-00000097

- 26.60.11.113-00000098.

Позиция 26.60.11.113-00000098 - Укрупненная (группировочная) позиция каталога представляет собой позицию каталога, объединяющую набор позиций каталога, относящихся к одной номенклатурной единице. Т.е. регулирующая один предмет, но устанавливающая разные характеристики по нему. При формировании технического задания укрупненная позиция не используется.

Остальные позиции разделены по типу конструктивного исполнения штатива и/или типу крепления штатива.

Позиция 26.60.11.113-00000096 (Штатив на основе двух раздельных колонн с напольным креплением) и позиция 26.60.11.113-00000097 (Подъемно-поворотный штатив) по конструктивному исполнению штатива не относятся к закупаемому оборудованию, т.к. требуется аппарат, состоящий из Стола снимков для рентгенографии и Стойки для вертикальной рентгенографии.

Позиция 26.60.11.113-00000094 не соответствует потребностям Заказчика по типу крепления штатива (Потолочное). Заказчику требуется напольное или напольно-потолочное крепление штатива

Позиция 26.60.11.113-00000095 по типу крепления штатива (Напольное или напольно-потолочное) соответствует потребностям Заказчика, однако, в ходе проведенного анализа выявлено, что характеристики, установленные в данной позиции, не позволяют описать потребности Заказчика в оборудовании с учетом нужд лечебного учреждения, практики применения товара и приоритета жизни и здоровья пациентов и с позиции проведения необходимых исследований, например:

Описание согласно КТРУ

Потребность заказчика

Обоснование потребности заказчика

Наличие лифта деки стола-снимков

Да

Минимальная высота деки стола от пола не более 50 см

КТРУ не регламентирует диапазон перемещения лифта деки, таким образом по КТРУ может быть поставлен аппарат с несущественным изменением высоты деки, что повлияет на комфортное проведение исследований, как для пациентов с ограниченной подвижностью, так и для персонала

Максимальная высота деки стола от пола не менее 75 см

Перемещение деки стола снимков для рентгенографии в продольном направлении, см

Менее 80

Перемещение деки стола в продольном направлении не менее 100 см

 

Чем больше перемещения деки как в продольном, так и в поперечном направлениях, тем проще позиционировать пациента при проведении исследований, совмещать центр излучения с центром приемника изображения без дополнительного перемещения пациента по деке стола, что приводит к неудобству пациента

Не менее 80

Перемещение деки стола снимков для рентгенографии в поперечном направлении, см

Не менее 22

Перемещение деки стола в поперечном направлении не менее 25 см

Перемещение излучателя в поперечном направлении

Да

Поперечное перемещение излучателя для удобства исследования пациентов не менее 25 см

КТРУ не регламентирует диапазон поперечного и продольного перемещения излучателя, таким образом по КТРУ может быть поставлен аппарат с несущественным перемещением излучателя, в то время как заказчику требуется чтобы был обеспечен как охват деки стола, так и широкий диапазон изменения фокусного расстояния на стойку снимков

Перемещение излучателя в продольном направлении

Да

Горизонтальное перемещение колонны с излучателем не менее 190 см

Отсутствуют

Вертикальное перемещение излучателя от пола, см не менее 155

В КТРУ отсутствуют требования к вертикальному перемещению излучателя. Данный параметр определяет возможности перемещения излучателя по вертикали при проведении исследований. Позволяет оценить, насколько возможно и удобно проводить исследования не только на столе снимков, но и на стойке снимков

Минимальное расстояние от пола до фокуса рентгеновского излучателя, см не более 40

Максимальное расстояние от пола до фокуса рентгеновского излучателя, см не менее 197

Линейная томография

Да

Количество выбираемых скоростей сканирования для каждого угла не менее 4

Линейная томография является востребованным рентгенографическим исследованием, позволяющим оценить наличие и локализацию патологий.

Требуется оборудование, предоставляющее больше возможностей и вариантов проведения исследований в зонографии, в области тонкослойной томографии и в области срезов 2 мм.

Количество скоростей сканирования позволяет подобрать оптимальные параметры исследования для того, что бы получить качественное изображение и избежать  дополнительного переоблучения пациента

 

Изменение угла томографии, градусы, в диапазоне от не более 5 до не менее 45

Количество выбираемых углов томографии, шт. не менее 5

Изменение глубины среза, мм, в диапазоне

0 и ≤ 250

Шаг изменения глубины среза, мм не более 1

Отсутствуют

Стойка для вертикальной рентгенографии Наличие

В КТРУ отсутствуют требования к характеристикам перемещения приемника изображения стойки для вертикальной рентгенографии. Позволяет определить возможности по проведению исследований на стойке, в том числе специализированных.

 

Представитель Заказчика отметил, что кроме вышеперечисленных характеристик, в позиции КТРУ 26.60.11.113-00000095 отсутствуют требования к теплоемкости излучателя/анода рентгеновской трубки, мощности трубки, которые позволяют определить качество рентгеновского излучения, возможности по проведению исследований, влияют на качество получаемого изображения, а также на работоспособность излучателя.

Параметры АРМ лаборанта и АРМ врача, их полная комплектация, а также требования к ПО. Значение этих характеристик влияет на быстродействие и корректность работы и обеспечивает функционал, необходимый для оценки качества изображения, ведения базы данных пациентов, проведения диагностического анализа изображений и составления заключений.

Без печатающего устройства для печати рентгеновских изображений на специализированной пленке будет невозможна распечатка полученных изображений на пленке для предоставления пациенту или клиницисту.

Таким образом, на основании пункта 7 Правил использования каталога и ввиду того, что в КТРУ отсутствуют позиции, которые в полной мере удовлетворяют потребностям Заказчика, описание объекта закупки подготовлено исходя из потребности лечебного учреждения, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия подготовленных кадров, материальной базы, практики применения товара, приоритета жизни и здоровья пациента и с позиции проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ. Технические, функциональные и качественные характеристики товара определены и сформированы Заказчиком в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона, на основании положений ГОСТ Р 55772-2013 Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские для просвечивания и снимков цифровые. Технические требования для государственных закупок, ГОСТ Р 57084-2016 Изделия медицинские электрические. Детекторы для рентгенодиагностики плоскопанельные. Технические требования для государственных закупок, ГОСТ Р 57082-2016 Изделия медицинские электрические. Рабочая станция врача-рентгенолога. Технические требования для государственных закупок, а также в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.06.2020г. № 560н «Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований», в том числе Стандартом оснащения рентгеновского кабинета (Приложение №3 к Правилам проведения рентгенологических исследований).

Заказчик особо отмечает, что все указанные им характеристики приобретаемого товара имеют существенное значение и напрямую влияют на функциональность поставляемого оборудования. Показатели установлены Заказчиком для максимально эффективной и безопасной эксплуатации оборудования, достижения поставленных перед учреждением задач, и соответствуют характеристикам товара нескольких производителей, присутствующих на рынке.

При описании объекта закупки Заказчиком был исследован рынок аппаратов рентгеновских, удовлетворяющих потребностям Заказчика. В результате данного исследования Заказчиком было выявлено, как минимум 2 рентгеновских аппарата российского производства, полностью удовлетворяющих потребностям Заказчика и соответствующих описанию объекта закупки, содержащемуся в документации о Закупке:

- Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая «МЕДИКС-РЦ-АМИКО», ЗАО «АЗРТ», Россия;

- Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая "РЕНЕКС-2", ООО "С.П.ГЕЛПИК", Россия.

При изложенных обстоятельствах, с точки зрения Заказчика, при описании объекта закупки им в полной мере соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

 

Изучив документы и сведения, представленные Заказчиком в материалы рассматриваемого дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Как было указано выше, в силу пункта 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона.

Как следует из материалов рассматриваемого дела под характеристики, содержащиеся в описании позиций каталога 26.60.11.113-00000094, 26.60.11.113-00000095, 26.60.11.113-00000096, 26.60.11.113-00000097, 26.60.11.113-00000098, подходит оборудование, не обладающее имеющими значение для Заказчика функциями.

Комиссия соглашается с позицией Заказчика, что необходимость закупки продукции с дополнительными характеристиками обусловлена требованиями статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), в которой предусмотрено, что в качестве основополагающих принципов охраны здоровья провозглашены приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.

Под качеством медицинской помощи Закон № 323-ФЗ определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 323-ФЗ в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы Закона № 323-ФЗ.

Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки системы рентгеновской диагностической стационарной общего назначения, цифровая с учетом нужд соответствующих лечебных учреждений.

Комиссия отмечает, что код ОКПД 2 был определен и установлен в соответствии со спецификой закупки, следовательно, данное условие имело принципиальную значимость для Заказчика с учетом его потребности и вида деятельности. Потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, таким образом, действия Заказчика, связанные с определением позиции КТРУ и формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду государственного заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет сужение круга участников, не противоречат Закону.

Код ОКПД 2 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические» не противоречит потребностям Заказчика и функциональному назначению закупаемого оборудования, что свидетельствует о возможности его применения при осуществлении закупок; описание объекта спорной закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона.

При этом, контрольный орган в сфере закупок не наделен полномочиями по определению потребности заказчика, а именно по вопросу того, какая позиция КТРУ или код ОКПД 2 в большей или меньшей степени будет удовлетворять его потребность, ввиду чего, Комиссии не представляется возможным установить, что используемый в данной закупочной процедуре код ОКПД 2 является менее оптимальным для удовлетворения потребности Заказчика в закупаемом товаре.

Отдельно стоит отметить, что, так как в рамках Закупки Заказчиком не применялся КТРУ, а описание объекта закупки осуществлялось в соответствии со статьей 33 Закона, то обоснование установления дополнительных характеристик не требуется.

Приказом Росстандарта от 21.10.2021 N 1192-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 55772-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские цифровые для просвечивания и снимков. Технические требования для государственных закупок".

Исходя из раздела 1 «Область применения» ГОСТ Р 55772-2021 настоящий стандарт устанавливает требования к техническому заданию на цифровые рентгеновские комплексы для целей подготовки и проведения процедур закупки данных медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Настоящий стандарт распространяется на цифровые рентгеновские комплексы, имеющие в своем составе одно, или два, или три рабочих места: поворотный стол-штатив для рентгенографии и рентгеноскопии, стол снимков для рентгенографии, стойку для вертикальной рентгенографии или телеуправляемый стол-штатив для рентгенографии и рентгеноскопии.

Согласно пункту 4.4 ГОСТ Р 55772-2021 заказчик вправе включить в ТЗ на закупку МИ требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики.

Комиссия, проанализировав Описание объекта закупки, пришла к выводу о том, что Заказчиком при описании объекта закупки были применены положения ГОСТ Р 55772-2021 и приведено обоснование необходимости использования параметров, отсутствующих или несоответствующих данному ГОСТ Р.

Изучив документы, представленные Заказчиком, его пояснения, Комиссия приходит к выводу, что содержащиеся в Описании объекта закупки требования обусловлены объективными потребностями Заказчика, соответствуют положениям Закона.

В связи с чем Комиссия расценивает довод Общества о нарушении Заказчиком положений статьи 33 Закона, как необоснованный.

Кроме того, в жалобе Заявитель указывает, что совокупности установленных Заказчиком требований к товару соответствует продукция единственного производителя.

На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения, Заказчика пояснили, что совокупности требований извещения о Закупке соответствуют изделия нескольких различных производителей, а именно:

- Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая «МЕДИКС-РЦ-АМИКО», ЗАО «АЗРТ», Россия;

- Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая "РЕНЕКС-2", ООО "С.П.ГЕЛПИК", Россия.

В свою очередь, на заседание Комиссии Заявителем не представлено каких-либо сведений, указывающих на несоответствие вышеуказанных изделий производства ЗАО «АЗРТ», Россия, ООО "С.П.ГЕЛПИК", Россия требованиям извещения о Закупке.

При этом Заявитель в жалобе не указывает, какой именно товар и с какими характеристиками он планировал поставить и в чем заключается нарушение его прав, как участника закупки; какие именно технико-функциональные характеристики товара, установленные Заказчиком, создают ему непреодолимое препятствие для участия в данной закупке.

В свою очередь, Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.

Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем закупаемых медицинских изделий, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупки.

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу, что содержащиеся в оспариваемых подпунктах пункта 6 Описания объекта закупки требования к характеристикам показателей не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона; указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.

При этом в случае исключения из Описания объекта Закупки или изменения спорных характеристик, к поставке будет возможен товар с характеристиками худшими, чем требуемые в рамках рассматриваемой Закупки.

Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить товар, соответствующий Описанию объекта Закупки, Комиссии не представлено.

Необходимо отметить, что установленный статьей 8 Закона принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).

Кроме того Тульское УФАС России считает необходимым отметить, что Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения Закона, помимо субъективной оценки Заявителем таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, приходит к выводу о необоснованности рассмотренного довода жалобы Заявителя.

На основании части 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе, в адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений извещения о Закупке.

Уполномоченным учреждением 05.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок опубликованы разъяснения положений извещения об осуществлении Закупки.

Анализ указанного разъяснения положений извещения о Закупке показал, что такие разъяснения даны в таком объеме, в котором Заказчик, Уполномоченное учреждение посчитали для себя возможным. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника. При этом объем содержания ответа на поступивший от участника закупки запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки не регламентируется положениями статьи 42 Закона.

При изложенных обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушений Закона относительно порядка разъяснения положений извещения о Закупке.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод жалобы общества с ограниченной ответственностью "РТ-Медкомплект" о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-Медкомплект" (вх. № 817/24 от 09.02.2024) на действия министерства здравоохранения Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта «Здравоохранение» (закупка № 0366200035624000325) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-776

 

 

Связанные организации

ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Министерство здравоохранения Тульской области
ИНН 7107006311, ОГРН 1027100971083
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РТ-МЕДКОМПЛЕКТ"
ИНН 7735148060, ОГРН 5157746022506