Решение (комиссия) №1684/24 решение от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9, город Москва, 119435 ko@sberbank-ast.ru Государственное учреждение Тульской области "Тулаупрадор" площадь Хлебная, д.7, пом. 25, г. Тула, 300041 tulauprador@tularegion.org Общество с ограниченной ответственностью "Ниттис" наб. Реки Смоленки, д. 5-7 литера П, помещ. 2-н офис 32-б, город Санкт-Петербург, 199178 vm@nittis.ru Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-290/2024

09 апреля 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ниттис» (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 2114/24 от 04.04.2024) на действия государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» (далее – Заказчик, Учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка № 0366200035624002001) (далее – Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Аукционная комиссия) на основании доверенности;

- представителя Заявителя на основании доверенности;

- представителей Заказчика на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе по следующим основаниям.

В извещении о Закупке установлено ограничение национального режима в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019), так как предметом Электронного аукциона является закупка товара с кодом ОКПД2 26.51.66.190 «Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки», входящего в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом извещение о Закупке опубликовано 25.03.2024 года.

Вместе с тем, 11.01.2024 в каталог товаров, работ, услуг (далее также – КТРУ) включена позиция 26.51.66.190-00000023 «Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения», применение которой обязательно с 25.03.2024.

Следовательно, Заказчик обязан был применить соответствующую позицию КТРУ с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).

 

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.

При этом из пояснений Заказчика следует, что при формировании Закупки Учреждение установило требования к техническим характеристикам, соответствующие товарам двух производителей.

Отдельно Заказчик пояснил, что каталог товаров, работ, услуг в рассматриваемом случае не применялся, поскольку позиции КТРУ не удовлетворяют потребности Учреждения.

Позиции КТРУ не отображают технических характеристик товара, необходимого к поставке, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, что может привести к поставке практически любых специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением, совершенно не отвечающей требованиям Заказчика. Заказчик не вправе использовать дополнительные характеристики при описании товара только в том случае, если осуществляется закупка товара, имеющего соответствующие позиции в каталоге.

В силу пункта 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона.

Таким образом, в целях удовлетворения потребности, Заказчик сформировал описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.

 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 25.03.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система). В извещения о Закупке изменения не вносились.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 800 000,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения данного дела Заказчиком не заключен.

 

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога).

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

 

В соответствии с информацией, размещенной в единой информационной системе, в КРТУ присутствует следующий код позиции: 26.51.66.190-00000023 – «Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения», обязательный к применению с 25.03.2024.

В указанную позицию каталога Минфином России включено описание, содержащее характеристики товара «Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения» путем размещения во вкладке «Описание товара, работы, услуги» позиции каталога в единой информационной системе в сфере закупок соответствующей информации; также во вкладке «Общая информация» содержится справочная информация о коде ОКПД2, в соответствии с которым такая позиция сформирована – 26.51.66.190: «Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки».

Согласно извещению о Закупке, а также электронному документу «Описание объекта закупки» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки) предметом Закупки является поставка товара с кодом ОКПД2 26.51.66.190 «Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки».

Как было указано выше, не применение соответствующей позиции КТРУ Заказчик в своих пояснениях обосновал тем, что позиции КТРУ не отображают технических характеристик товара необходимого к поставке, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, что может привести к поставке практически любых специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением, совершенно не отвечающих требованиям Заказчика.

Комиссия отклоняет такой довод Заказчика в виду следующего.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Как отмечено Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в Постановлении от 28.02.2022 №19АП-266/2022 по делу №А48-9099/2021, по смыслу пункта 7 Правил использования каталога его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара, как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации, как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения.

В установленном случае указанная выше позиция КТРУ содержит описание объекта закупки, которое соответствует предмету закупки, причем в позиции указана информация о технических регламентах и стандартах на такой товар – ГОСТ Р 57144-2016, на необходимость соответствия которому Заказчик неоднократно ссылается в Описании объекта закупки.

Учитывая, что содержание кода позиции КТРУ 26.51.66.190-00000023 – «Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения» и кода ОКПД2 26.51.66.190 идентично, Комиссия приходит к выводу о необходимости использования Заказчиком кода позиции КТРУ, в том числе при описании объекта Закупки.

Комиссия отмечает, что при наличии в КТРУ позиции, соответствующей требуемому Заказчику товару, и отсутствие в такой позиции КТРУ дополнительных характеристик, необходимых Заказчику, при соответствии описательной части и основных характеристик, не свидетельствует о несоответствии такой позиции требуемому Заказчику товару и не освобождает последнего от необходимости использования при описании объекта закупки соответствующей позиции КТРУ.

Обратное Заказчиком не доказано.

При таких обстоятельствах, извещение о Закупке сформировано Заказчиком с нарушением требований пункта 5 части 1 статьи 42, части 6 статьи 23 Закона.

В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» (далее – Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.

Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее – Положение).

В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции:

осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.

Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание извещения Закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим пункт 5 части 1 статьи 42, часть 6 статьи 23 Закона.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

2024-1874

 

 

Связанные организации

ГУ ТО "Тулаупрадор"
ИНН 7107081622, ОГРН 1047101125730
ООО "Ниттис"
ИНН 7801732400, ОГРН 1247800028299
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441