Определение №071/01/16-1185/2023 Контракты по обеспечению работоспособности установок, питающ... от 28 ноября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 071/01/16-1185/2023 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

27.11.2023 г. Тула

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение УФСБ России по Тульской области, содержащее информацию о признаках нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях администрации муниципального образования г. Тулы (далее – Администрация), ее структурных подразделений и муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула «Тулагорсвет» (далее - МКП «Тулагорсвет», Исполнитель) при заключении и исполнении отдельных контрактов по обеспечению работоспособности установок, питающихся от линий электропередач г. Тулы. Из содержания обращения следовало, что с 2012 года вышеуказанные контракты заключаются администрацией города, ее структурными подразделениями исключительно в качестве единственного поставщика с МКП «Тулагорсвет», мотивируя это тем, что данная организация имеет статус «субъекта естественной монополии».

Решениями Тульской городской Думы от 28.10.2015 № 17/456, от 26.09.2018 № 57/1386 утверждено Положение «Об управлении по благоустройству администрации города Тулы» (далее - Положение об управлении).

Пунктом 1.1 Положения об управлении установлено, что управление по благоустройству администрации города Тулы (далее – Управление, Заказчик) является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации города.

Управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, штамп, лицевые счета в органах, осуществляющих исполнение бюджета, наделяется муниципальным имуществом на праве оперативного управления.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения об управлении одной из задач Управления является координация работ по благоустройству территории города.

Согласно Положению об управлении Управление выполняет в том числе следующие функции:

  • организация благоустройства и озеленения территории;

  • организация санитарной уборки территории общего пользования;

организация механизированной очистки территории общего пользования;

  • координация (организация) работ по наружному освещению;

  • выполнение функций главного распорядителя бюджетных средств;

  • выполнение функций администратора доходов;

  • ведение реестра расходных обязательств;

  • выполнение функций муниципального заказчика.

В силу требований пункта 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

Статья 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона о контрактной системе) закрепляет основные принципы контрактной системы в сфере закупок, а именно открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Таким образом, требования Закона о контрактной системе являются обязательными для соблюдения управлением по благоустройству администрации города Тулы.

Согласно части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 504-ФЗ, от 27.12.2019 449-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков заказчик не проводит.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены статьей 93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе определяет конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приоритетными при осуществлении закупок.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

Принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок – искусственного ограничения конкуренции и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта в обход конкурентных процедур.

Установлено, что в период с 25.12.2015 по 24.12.2021 на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе между Управлением по благоустройству администрации города Тулы и МКП «Тулагорсвет» были заключены следующие муниципальные контракты по обеспечению работоспособности установок, питающихся от линий электропередач г. Тулы:

- № 376 от 31.12.2015 (реестровый номер контракта 3710751362516000004);

- № 415 от 01.01.2017 (реестровый номер контракта 3710751362517000003);

- № 434 от 05.01.2018 (реестровый номер контракта 3710751362518000004);

- № 1 от 15.01.2019 (реестровый номер контракта 3710751362519000003);

- № 2020/1 от 01.01.2020 (реестровый номер контракта 3710751362520000005);

- № 2022/1 от 24.12.2021 (реестровый номер контракта 3710751362521000013).

В соответствии с пунктом 1.1 вышеперечисленных контрактов исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению работоспособности установок наружного освещения и специальных наружных установок, питающихся от линий электропередач, согласно техническому заданию (Приложение № 1 к контрактам).

Согласно пункту 6.1 вышеуказанных контрактов стоимость оказанных услуг состоит из стоимости услуг по обеспечению работоспособности установок наружного освещения и специальных наружных установок, питающихся от линий электропередач города Тулы, и стоимости потребляемой электроэнергии, определяемой исходя из фактических показателей электросчетчиков по одноставочным тарифам.

Согласно информации, опубликованной Управлением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе «платежи и объекты закупки», в том числе в отношении контракта с реестровым номером 3710751362521000013, наименование объекта закупки и его характеристики - услуги по техническому обслуживанию установок наружного освещения; позицией по КТРУ (ОКПД2) являются услуги по передаче электроэнергии (35.12.10.110) (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/payment-info-and-target-of-order.html?reestrNumber=3710751362521000013#contractSubjects).

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация благоустройства территории городского округа в соответствии с утвержденными правилами благоустройства территории городского округа.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденными соответствующими решениями Тульской городской Думы и действующими в указанном периоде:

- определено понятие благоустройства территории, в которое в том числе включены мероприятия по инженерной подготовке и обеспечению освещения территории города;

- установлены требования к организации освещения территории города, в том числе, определены перечень услуг, оказываемых при освещении территории города, а также результат оказания услуг, урегулированы вопросы, связанные с содержанием, уходом, проверкой работоспособности, проведением ремонтов осветительных установок наружного освещения и специальных наружных установок, в частности иллюминационных и электрочасовых установок.

Сопоставлением положений Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденными соответствующими решениями Тульской городской Думы и действующими в проверяемом периоде, в части организационно-технических мероприятий в отношении осветительных установок наружного освещения и специальных наружных установок и видов работ, выполняемых в ходе исполнения вышеназванных контрактов при оказании услуг по обеспечению работоспособности установок, питающихся от линий электропередач, установлено, что оказываемые услуги в рамках контрактов относятся к благоустройству территории муниципального образования.

Следовательно, учитывая положения части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон № 147-ФЗ), услуги, оказываемые МКП «Тулагорсвет» в рамках контрактов по обеспечению работоспособности установок, питающихся от линий электропередач г. Тулы от 31.12.2015 № 376, от 01.01.2017 № 415, от 05.01.2018 № 434, от 15.01.2019 № 1, от 01.01.2020 № 2020/1, от 24.12.2021 № 2022/1 не могут быть отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ.

Письмом от 03.11.2023 вх. № 8575-ЭП/23 Управлением представлены пояснения, согласно которым в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ можно осуществить закупку у единственного поставщика, если товар (работа, услуга) относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Услуги по передаче электроэнергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий. При этом под услугами по передаче электроэнергии подразумевают комплекс связанных действий, которые обеспечивают передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей.

Пояснения Управления содержат ссылки, в том числе на положения Законом № 147-ФЗ, Федерального закона от 26.03.2003 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям». Однако пояснения Управления, а также представленные им материалы не содержат выводов и доказательств того, что оказываемые МКП «Тулагорсвет» в рамках контрактов по обеспечению работоспособности установок, питающихся от линий электропередач г. Тулы, услуги могут быть отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также, что само МКП «Тулагорсвет» относится к субъекту естественных монополий.

Вместе с тем, ранее, при рассмотрении арбитражными судами различных инстанций дел №№ А68-4310/2019, А68-14393/2019 установлено, что МКП «Тулагорсвет» не относится к субъектам естественных монополий, поскольку не имеет объектов имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 от Закона № 147-ФЗ, отсутствуют факты осуществления МКП «Тулагорсвет» регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона № 147-ФЗ. Кроме того, в реестре субъектов естественных монополий сведения об МКП «Тулагорсвет» также отсутствуют. Судебные акты по делам №№ А68-4310/2019, А68-14393/2019 вступили в законную силу.

При таких обстоятельствах основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, для заключения спорных контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) МКП «Тулагорсвет» не применимы.

Контракты по обеспечению работоспособности
установок, питающихся от линий электропередач заключены в нарушение положений части 1 статьи 24 и пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Предоставление преимущества одному хозяйствующему субъекту осуществляется умышленно, на системной основе. Контракты заключены с целью искусственного придания им вида совершенных по результатам закупок у единственного поставщика, минуя тем самым необходимость проведения конкурентной закупки, которая могла бы привести к раскрытию сведений о фактическом выполнении работ.

Указанные действия способствовали созданию преимущественного положения МКП «Тулагорсвет» и лишили других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на участие в конкурентной закупочной процедуре.

В соглашении Ответчиков без проведения конкурентных процедур в целях ограничения числа участников торгов, имеются признаки нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27.11.2023 № 139/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Управлением по благоустройству администрации города Тулы (ул. Советская, д. 14, г. Тула, 300041; ИНН 7107513625, ОГРН 1097154000426) и муниципальным казенным предприятием муниципального образования город Тула «Тулагорсвет» (300002, Тульская область, г. Тула, ул. Демидовская, д.37; ИНН:  7102000027, ОГРН 1027100519148) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении соглашения, направленного на оказание услуг по обеспечению работоспособности установок, питающихся от линий электропередач г. Тулы без проведения конкурентных процедур в целях ограничения числа участников торгов, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 071/01/16-1185/2023 к рассмотрению на 13.12.2023 в 10-00 час., г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2, каб. 39.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 071/01/16-1185/2023 в качестве ответчиков:

1) Управление по благоустройству администрации города Тулы (ул. Советская, д. 14, г. Тула, 300041; ИНН 7107513625, ОГРН 1097154000426),

2) МКП «Тулагорсвет» (300002, Тульская область, г. Тула, ул. Демидовская, Д.37; ИНН:  7102000027, ОГРН 1027100519148).

3. Ответчикам в срок до 11.12.2023 представить:

а) письменные объяснения относительно факта осуществления со стороны управления по благоустройству администрации города Тулы и МКП «Тулагорсвет» согласованных действий, направленных на оказание услуг по обеспечению работоспособности установок, питающихся от линий электропередач г. Тулы, без проведения конкурентной закупки в целях исключения участия в ней иных хозяйствующих субъектов. Представить нормативные и документальные доказательства обоснованности указанных действий;

б) расчет стоимости услуг по обеспечению работоспособности установок наружного освещения и специальных наружных установок, питающихся от линии электропередач г. Тулы, с приложением копии постановления администрации города Тулы от 25.10.2021 № 1478 «Об установлении тарифов на отдельные услуги, оказываемые МКП «Тулагорсвет», на 2022 год» и иных документов, в том числе указывающих на методику расчета стоимости услуг в 2015 — 2021 г.г.;

в) надлежащим образом заверенные копии всей переписки ответчиков по вопросам заключения, внесения изменений и дополнений, согласований и исполнения контрактов;

г) любую другую информацию, которая, по мнению ответчиков, будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению заявления.

4. МКП «Тулагорсвет» в срок до 11.12.2023 представить:

- сведения о выручке предприятия за 2022 год (баланс, отчет о прибыли и убытках и др.) с отметкой ИФНС России;

- сведения о лицах, входящих в одну группу лиц (в соответствии с Формой представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293).

 

Явка представителей ответчиков по делу с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна. Представителю при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), а также документы, подтверждающие служебное положение и имеющиеся полномочия.

Явка ответчиков по делу, заявителя или их представителей обязательна.

При принятии участником дела решения о рассмотрении такового без его участия представителя необходимо направить на официальный адрес электронной почты Тульского УФАС России to71@fas.gov.ru соответствующее ходатайство.

При этом участнику дела необходимо заблаговременно представить на указанный адрес электронной почты истребуемые документы и информацию, а также мотивированную письменную позицию по рассматриваемому вопросу.

Кроме того, Тульское УФАС России сообщает, что принять участие в рассмотрении дела возможно в дистанционном режиме, без очного участия сторон дела, в режиме видеоконференцсвязи.

Инструкция участника web-конференции и приглашение (гиперссылка) для участия в видеоконференции направляется:

Вход в конференцию: https://fas4.tconf.rt.ru/c/071-01-16-1185-2023

Примечание:

 

  1. С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, контактный телефон 8(4872) 33-15-02.

  2. Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.

  3. Копии документов, представленных для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью уполномоченного лица и скреплены печатью юридического лица.

  4. Информация, составляющая в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» коммерческую тайну, должна иметь гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения).

  5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправлении (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу, в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), либо представление заведомо недостоверных сведений влечет административную ответственность в соответствии со статьей 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Руководитель управления

В.А. Грибко

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

УПРАВЛЕНИЕ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ
ИНН 7107513625, ОГРН 1097154000426
МКП «Тулагорсвет»
ИНН 7102000027, ОГРН 1027100519148