Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу от 8 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

30 апреля 2020 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Грин» (далее – Общество, Заявитель) (вх. № 2290 от 23.04.2020) на действия государственного учреждения здравоохранения «Ленинская районная больница» (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку химических веществ для биохимического анализатора (лот 2) (закупка № 0366300092520000052) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), при участии посредством видеоконференц-связи:

-  – представителя Заказчика, аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного учреждения здравоохранения «Ленинская районная больница» (далее – Аукционная комиссия) на основании доверенности;

представители Заявителя в заседании Комиссии участия не приняли, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконферец-связи Заявитель уведомлен надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

Заявитель полагает, что документация об Электронном аукционе не соответствует положениям Закона, поскольку содержащееся в подпункте 9.7 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об Электронном аукционе требование о совместимости реагентов с биохимическим анализатором Сапфир 400 (имеющимся у Заказчика) сформулировано как «наличие адаптаций, не требует калибровки (перепрограммирования), изменения настроек анализатора», которое противоречит инструкции по эксплуатации данного анализатора.

Кроме того, указанная жалоба содержит следующую информацию:

«В части описания «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» на предмет «Линейный диапазон»: диапазон линейности дает возможность выявить высокую патологию для большинства пациентов без повтора анализа с разведением проб. Согласно инструкции по эксплуатации (находится в общем доступе интернета) в разделе основные особенности Сапфир-400: автоматическое разведение и повторное измерение при превышении предела линейности теста. Сотрудник лаборатории лишь устанавливает в программе анализатора диапазон - разница между наибольшей и наименьшей наблюдаемой величиной количественной характеристики или статистические пределы. Во избежание случайной ошибки составляющая погрешности измерения, изменяющаяся случайным образом при повторных измерениях одной и той же величины (определение взято из Приказа Минздрава РФ № 45 от 07.02.2000), лаборант обязан провести повторное измерение при превышении предела линейности теста, путем разведения пробы и образца. В противном случае недостоверный результат приведет к неправильному диагнозу пациента (врачебной   ошибке),   что,  в   условиях   введенного   на   территории   Тульской   области   режима повышенной готовности в связи с эпидемиологической обстановкой, может нанести существенный ущерб неопределенному кругу лиц - пациентов ГУЗ «Ленинская районная больница», для нужд охраны здоровья которых осуществляется данная закупка».

Таким образом Заявитель считает, что сформулированные положения пункта 2 части II «Техническое задание» документации об Электронном аукционе ограничивают количество участников данной закупки.

Заказчиком представлены письменные пояснения на рассматриваемую жалобу, в которых он просит признать доводы жалобы Заявителя необоснованными.

В частности, Заказчик пояснил следующее.

В описании объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью документации, данное требование "наличие адаптаций, не требует калибровки (перепрограммирования), изменения настроек анализатора" включено в столбец с обоснованием включения показателя в описание закупки, носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в первые и вторые части заявок и проект контракта. Это является обоснованием включения дополнительной информации в техническое задание, как того требует Закон и Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, данная информация не является препятствием для участия в торгах, не ограничивает конкуренцию, не создает преимущественных условий определенному кругу лиц.

Кроме того, анализатор САПФИР 400 является «открытой системой», то есть анализатором, на котором можно использовать реагенты разных производителей, при переходе на другие реагенты необходима перенастройка прибора. В случае такого перехода следует в течение переходного периода ставить пробы пациентов и контрольные материалы параллельно, то есть осуществить процесс верификации (с контролями) и валидации (на образцах пациентов). Оба эти процесса являются обязательными. Выполнение указанных строго обязательных правил приводит к последствиям, которые нужно учитывать:

1. Необходимо создавать по две программы на каждый тест (для заменяемого и нового набора), а количество открытых каналов ограничено, кроме того, надо устанавливать новые калибраторы и контроли.

2. Настройку прибора на новые, приводит к дополнительным затратам денежных средств и времени на внедрение.

3. Параллельная постановка каждой пробы двумя наборами приводит к увеличению времени до получения результата и к материальным затратам: на одну пробу будет расходоваться в 2 раза больше реагентов, чем при использовании уже установленного набора, так как анализ всех проб выполняется дважды (с текущим и с новым реагентами).

Кроме того Заказчик обращает внимание на то, что им в настоящее время для работы своей лаборатории не используются наборы определенного производителя, а по каждой методике выбирается (насколько это возможно) наиболее оптимальная, высокотехнологичная и инновационная продукция, в том числе и в первую очередь, российского производства, таким образом выполняется программа импортозамещения. Именно такой подход позволяет получать экономическую выгоду, проводить безопасные исследования, получать наиболее быстро достоверный результат, ставить правильный диагноз и не наносить ущерб пациентам.

Таким образом товары, соответствующие характеристикам, указанным в Техническом задании документации об электронном аукционе направлены на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению, являются значимыми для Заказчика и направлены на соблюдение принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Извещение и документация об электронном аукционе на поставку химических веществ для биохимического анализатора (лот 2) (закупка № 0366300092520000052)  (далее – извещение и документация об электронном аукционе) размещены 17.04.2020 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет  97 881,30  рублей.

На дату рассмотрения настоящего дела контракт на поставку химических веществ для биохимического анализатора (лот 2) Заказчиком не заключен.

 

Согласно извещению и документации об электронном аукционе предметом закупки является  поставка реагентов для биохимических исследований.

В подпункте 9 пункта 2 «Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе установлены требования к характеристикам товара «Холестерин липопротеинов низкой плотности ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ».

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 2 Правил, Каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Так согласно извещению о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе наименованию приобретаемого товара соответствует следующий Код позиции КТРУ: «21.20.23.110-00000241 Холестерин липопротеинов низкой плотности ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ».

В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Пункт 9.7 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе содержит следующую информацию:

 

№ п/п

Наименование показателя

Требуемое значение показателя

Обоснование включения показателя

в описание

9.7

совместимость

Совместимость с биохимическим анализатором Сапфир 400 (имеющимся у заказчика).

наличие адаптаций, не требует калибровки (перепрограммирования), изменения   настроек анализатора

 

На заседании Комиссии установлено, что позиция дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик закупаемого Заказчиком товара (графы «Наименование показателя», «Требуемое значение показателя» подпункта 9.7 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе) отсутствует в КТРУ, соответственно, Заказчик при формировании объекта закупки  руководствовался пунктом 5 Правил.

В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Таким образом, оспариваемое Заявителем требование «наличие адаптаций, не требует калибровки (перепрограммирования), изменения настроек анализатора» является обоснованием включения в описание товара дополнительной информации, не предусмотренной в позиции КТРУ 21.20.23.110-00000241.

При этом, необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пункт 23 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе содержит следующую информацию:

«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) наличие согласия участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе».

Таким образом, в том числе исходя из пояснений представителя Заказчика, Аукционной комиссии, Комиссия приходит к выводу о том, что указанная в графе «Обоснование включения показателя в описание» подпункта 9.7 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе информация не является требованием к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки или показателем, позволяющим определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям.

При этом, в том числе исходя из положений Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (часть II «Техническое задание» документации об электронном аукционе), документация об электронном аукционе не содержит требований о предоставлении участниками данной закупки в первых частях заявок на участие в Электронном аукционе какой-либо информации, содержащейся в графе «Обоснование включения показателя в описание» подпункта 9.7 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Таким образом, данная информация не является препятствием для участия в Электронном аукционе и не может быть расценена как установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Кроме того, необходимо учитывать, что документация об электронном аукционе была доступна для ознакомления в течение срока подачи заявок (информация о закупке была размещена Заказчиком в единой информационной системе 17.04.2020, срок окончания подачи заявок определен 27.04.2020 09:00 по московскому времени и установлен Заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 63 Закона), участник закупки мог обратиться к Заказчику с запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе. Однако, Общество не высказало возражений против положений документации об электронном аукционе, в том числе определяющих спорные по его мнению требования к товару, являющемуся объектом закупки, и не направило запрос о даче разъяснений таких положений.

При этом, сам показатель и его требуемые значения (графы «Наименование показателя», «Требуемое значение показателя» подпункта 9.7 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе), установленные Заказчиком в соответствие с порядком описания объекта закупки, предусмотренном статьей 33 Закона, Заявителем не обжалуются.

Таким образом, данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.

 

Относительно иной информации, изложенной в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 105 Закона жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

Как указывалось выше, данная жалоба содержит следующую информацию:

«В части описания «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» на предмет «Линейный диапазон»: диапазон линейности дает возможность выявить высокую патологию для большинства пациентов без повтора анализа с разведением проб. Согласно инструкции по эксплуатации (находится в общем доступе интернета) в разделе основные особенности Сапфир-400: автоматическое разведение и повторное измерение при превышении предела линейности теста. Сотрудник лаборатории лишь устанавливает в программе анализатора диапазон - разница между наибольшей и наименьшей наблюдаемой величиной количественной характеристики или статистические пределы. Во избежание случайной ошибки составляющая погрешности измерения, изменяющаяся случайным образом при повторных измерениях одной и той же величины (определение взято из Приказа Минздрава РФ № 45 от 07.02.2000), лаборант обязан провести повторное измерение при превышении предела линейности теста, путем разведения пробы и образца. В противном случае недостоверный результат приведет к неправильному диагнозу пациента (врачебной   ошибке),   что,  в   условиях   введенного   на   территории   Тульской   области   режима повышенной готовности в связи с эпидемиологической обстановкой, может нанести существенный ущерб неопределенному кругу лиц - пациентов ГУЗ «Ленинская районная больница», для нужд охраны здоровья которых осуществляется данная закупка».

Учитывая тот факт, что вышеназванные положения жалобы Заявителя фактически не содержат указаний на обжалуемые действия (бездействие) Заказчика, а также конкретных доводов, раскрывающих суть нарушения Закона, Комиссии не представляется возможным по существу рассмотреть жалобу в данной части.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Грин» (вх. № 2290 от 23.04.2020) на действия государственного учреждения здравоохранения «Ленинская районная больница» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку химических веществ для биохимического анализатора (лот 2) (закупка № 0366300092520000052) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

Связанные организации

Связанные организации не указаны