Решение (комиссия) №6337/23 решение от 8 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Государственное учреждение Тульской области "Региональный центр "Развитие" Епифанская ул., д. 189, город Тула, Тульская область, 300040 razvitie@tularegion.ru Общество с ограниченной ответственностью "Московская академия профессионального образования" Смольная ул, д. 2, этаж 4 ком. 1, город Москва, 125493 mapo@profaucons.ru, info@profaucons.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1110/2023

02.11.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области «Региональный центр «Развитие» (далее – Заказчик) (вх. № 8476/23 от 30.10.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Московская академия профессионального образования» (далее – Общество, ООО «Московская академия профессионального образования», Исполнитель) (ИНН 9701176707; 125493, город Москва, Смольная ул., д. 2, этаж 4 ком. 1) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Поставщика от исполнения контракта от 11.09.2023 № 03662000356230053810001 на оказание услуг по обучению компьютерной грамотности (закупка № 0366200035623005381) (далее – Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №_1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии представителя Общества на основании доверенности; в отсутствие представителей Заказчика, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

        1. УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «Московская академия профессионального образования» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Поставщика от исполнения контракта, заключенного по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обучению компьютерной грамотности (закупка № 0366200035623005381) (далее – Закупка, Электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее – Извещение о Закупке), 17.08.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 497 000,00 рублей.

11.09.2023 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 1 497 000,00 рублей.

Согласно пунктам 1.1-1.5 Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать услуги по обучению компьютерной грамотности (далее – услуги) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Спецификацией (приложение № 1 к Контракту) и Описанием объекта закупки (приложение № 2 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в установленном настоящим Контрактом порядке.

Перечень, объем услуги, описание и технические характеристики, а также иная необходимая информация определены в Описании объекта закупки.

Место оказания услуг: муниципальные образования Тульской области, в которых проживают обучающиеся, согласно приложению 1 к описанию объекта закупки.

Сроки оказания услуг: с момента заключения Контракта по 30.11.2023.

Исполнитель обязуется оказать услуги по настоящему Контракту своими силами либо с привлечением соисполнителей.

В Описании объекта закупки (приложение № 2 к Контракту) приведен объем оказываемой услуги:

 

п/п

Наименование оказываемой услуги

Единица измерения

Объем оказываемой услуги

1

Услуги по обучению компьютерной грамотности

чел.

998

Количество слушателей согласно приложению 1 к Описанию объекта закупки может корректироваться в муниципальных образованиях Тульской области на основании предоставления списков слушателей при условии выполнения общего объема оказываемой услуги в количестве 998 человек.

В пунктах 4, 5 Описания объекта закупки (приложение № 2 к Контракту) предусмотрена форма обучения: очная и определено, что программа обучения составляет не менее 36 часов.

На основании пункта 7 Описания объекта закупки (приложение № 2 к Контракту) место оказания услуг: муниципальные образования Тульской области, в которых проживают обучающиеся, согласно приложению 1 к описанию объекта закупки.

Исполнитель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта предоставить Заказчику программу обучения, расписание занятий, учебно-тематический план и сообщить место (адрес) проведения занятий в муниципальных образованиях Тульской области, в которых проживают обучающиеся.

В пункте 8 «Условия оказания услуги» Описания объекта закупки (приложение № 2 к Контракту) среди прочего определено, что обучение организуется не менее 3 (трех) дней в неделю, продолжительность одного занятия 2-3 академических часа.

Обучение компьютерной грамотности осуществляется в помещении исполнителя (собственном или арендованном) на территории каждого муниципального образования или городского округа Тульской области в соответствии с приложением 1 к описанию объекта закупки с предоставлением каждому обучающемуся персональных компьютеров с необходимым программным обеспечением и выходом в сеть Интернет, учебно-методических материалов, изучение которых предусмотрено учебной программой, в электронном виде или на бумажном носителе из расчета по одному полному комплекту на каждого обучающегося.

Здание, в котором проводится обучение, должно находиться в шаговой доступности от остановки общественного транспорта (маршрутного такси) и быть оборудовано туалетными комнатами.

В приложении № 1 к Описанию объекта закупки установлено, что образовательные услуги оказываются в 24 муниципальных образованиях Тульской области.

В соответствии с пунктом 4.4 раздела «4. Права и обязанности сторон» Контракта к обязанностям Исполнителя отнесены, в том числе следующие:

4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить Заказчику отчетную документацию.

4.4.2. Предоставить по письменному запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, достоверную информацию о ходе исполнения обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.

4.4.3. Обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества и безопасности, предусмотренным техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, действующими в отношении данного вида услуг, условиям Контракта.

4.4.4. Обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке результатов оказанных услуг и в течение гарантийного срока, за свой счет.

4.4.5. Приостановить оказание услуг в случае обнаружения не зависящих от Исполнителя обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результат оказываемых услуг или создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 2 (двух) рабочих дней после приостановления оказания услуг.

Согласно пункту 4.3 Контракта Исполнитель вправе:

4.3.1. Требовать своевременного подписания заказчиком отчетных документов, предусмотренных Контрактом.

4.3.2. Требовать своевременной оплаты оказанных услуг в соответствии с условиями Контракта.

4.3.3. Обращаться к Заказчику за организационным содействием в целях проведения мероприятий по улучшению качества оказываемых услуг.

4.3.4. Самостоятельно определять количество специалистов, необходимых для оказания услуг Заказчику.

На основании пункта 4.1 Контракта Заказчик вправе:

4.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.

4.1.2. Требовать от Исполнителя представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии Контрактом.

4.1.3. Запрашивать у Исполнителя информацию о ходе оказываемых услуг.

4.1.4. Осуществлять контроль за качеством, порядком и сроками оказания услуг.

4.1.5. Отказаться от приемки результата услуг в случаях, предусмотренных Контрактом и законодательством Российской Федерации, в том числе в случае обнаружения неустранимых недостатков.

4.1.6 Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4.1.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

4.1.8. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, осуществить оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера неустоек (штрафов, пеней), которые предусмотрены разделом 7 настоящего Контракта.

4.1.9. Осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.2 Контракта Заказчик обязан:

4.2.1. Своевременно принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги в соответствии с Контрактом.

4.2.2. Сообщать Исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение 2 (двух) рабочих дней после обнаружения таких недостатков.

4.2.3. Оказывать Исполнителю содействие в оказании услуг в порядке, предусмотренном Контрактом, в частности обеспечить доступ сотрудников Исполнителя к месту оказания услуг.

4.2.4. Провести экспертизу оказанных услуг для проверки их соответствия условиям Контракта в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.

4.2.5. Перечислить денежные средства, внесенные Исполнителем на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения Контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с пунктом 6.5 Контракта, частью 7.2 и частью 7.3 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ, при условии надлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту. При этом срок возврата заказчиком Исполнителю таких денежных средств не должен превышать 15 (пятнадцать) дней с даты исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом.

4.2.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя.

4.2.7. Осуществлять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.

Разделом 3 Контракта определен порядок сдачи и приемки услуг.

В соответствии с пунктом 11.1 Контракта срок его действия: с момента заключения Контракта до 30.12.2023 (включительно) (срок действия Контракта включает срок оказания услуг, период приемки результатов оказания услуг, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств по Контракту, и оплаты за оказанные услуги). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.

Из устных и письменных пояснений представителя Общества, позиции Заказчика, а также представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

06.09.2023 (до момента заключения Контракта) Исполнитель в адрес Министерства образования Тульской области направил письмо с просьбой оказать содействие Обществу в предоставлении площадок для проведения образовательных мероприятий на территории Тульской области. По состоянию на 02.11.2023 официального ответа от Министерства образования Тульской области Исполнителем не было получено.

18.09.2023 Исполнитель в адрес Заказчика направил программу обучения и расписание занятий; в сопроводительном письме Общество сообщило о том, что ожидает подтверждение от Министерства образования Тульской области о местонахождении площадок для проведения занятий, а также возможных их изменениях.

19.09.2023 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо с просьбой внести изменения в программу обучения и расписание занятий, а также уточнить место проведения занятий в р.п. Теплое Тепло-Огаревского района.

26.09.2023 Исполнитель в адрес Заказчика направил письмо с информацией о том, что по состоянию на 26.09.2023 Обществом не получен ответ на письмо от 06.09.2023, направленное в адрес Министерства образования Тульской области, в связи с этим Исполнитель просил Заказчика оказать содействие в получении ответа от Министерства образования Тульской области для начала оказания услуг, предусмотренных Контрактом.

28.09.2023 Исполнитель в адрес Заказчика направил программу и расписание занятий.

04.10.2023 Исполнитель направил Заказчику письмо о том, что согласно устной информации, полученной от представителей Министерства образования Тульской области, проведение образовательных мероприятий в учебных заведениях Тульской области невозможно в связи с введением дополнительных мер по обеспечению антитеррористической безопасности, в связи чем допуск посторонних лиц на территорию образовательных учреждений запрещен. Также Исполнитель сообщил, что Общество намерено обратиться в администрации муниципальных образований Тульской области в целях получения допуска на территорию домов культуры, библиотек и иных площадок. Помимо этого Общество уведомило о том, что на текущий момент возможно проведение занятий на территории города Тулы и города Новомосковска; графики занятий будут скорректированы и направлены в течение 1-2 рабочих дней.

09.10.2023 и 10.10.2023 Исполнитель в адрес Заказчика направил графики занятий и подтверждение отправки писем в Министерство образования Тульской области.

Как отметил представитель Общества, от Министерства образования Тульской области и ряда администрацией муниципальных образований Тульской области ответы на его запросы информации получены не были; площадки, на которых возможно осуществлять образовательные услуги в соответствии с требованиями Контракта, согласованы не были. Самостоятельно найти помещения, пригодные для проведения обучения, и отвечающие требованиям Контракта, для заключения договоров аренды, Общество не смогло.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

На основании части 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- если отступления исполнителя от условий контракта или иные недостатки оказанных услуг не были устранены исполнителем в установленный заказчиком срок, либо являются существенными и неустранимыми;

- если в ходе исполнения контракта установлено, что исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.

В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

 

В связи с тем, что Исполнителем получена информация о невозможности исполнить Контракт в полном объеме, так как в отдельных районах Тульской области администрациями не были согласованы договоры аренды площадок, пригодных для проведения занятий, в связи с чем образовательный процесс невозможен, а частичное исполнение Контракта Заказчиком не будет принято, в соответствии с правом, предусмотренным частью 2 статьи 782 ГК РФ и пунктом 11.2 Контракта, 16.10.2023 ООО «Московская академия профессионального образования» принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – решение исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта).

На основании части 20.1 Закона в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 21 статьи 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что Обществом решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 16.10.2023.

Следовательно, датой поступления Заказчику решения Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 16.10.2023.

В силу части 22 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

 

Из письменных и устных пояснений представителя Общества следует, что решение ООО «Московская академия профессионального образования» не отменено; решение вступило в законную силу и Контракт расторгнут 27.10.2023 по инициативе Общества.

Частью 22.2 статьи 95 Закона определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 4 статьи 104 Закона предусмотрено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

На основании части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков на предмет наличия оснований у Исполнителя для одностороннего отказа от исполнения контракта, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

 

 

Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).

Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.

Представитель Общества, участвующий в заседании Комиссии, отметил, что, принимая во внимание количество обучающихся лиц, форму и порядок оказания услуги, наиболее подходящими для оказания образовательных услуг, предусмотренных Контрактом, являются помещения именно образовательных учреждений.

 

 

Как отражено выше, Исполнитель не имел возможности начать исполнять обязательства по Контракту в части оказания услуг по обучению компьютерной грамотности на территории ряда муниципальных образований Тульской области ввиду отсутствия доступных площадок для проведения занятий, а именно - помещений оборудованных компьютерной техникой или с возможностью ее подключения. Препятствием к их получению явилось, среди прочего введение дополнительных мер по обеспечению антитеррористической безопасности на территории образовательных учреждений и действующие санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения детей и молодежи.

Вместе с этим из материалов рассматриваемого дела следует, что Исполнителем предпринимались все необходимые меры, направленные на его надлежащее исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в нем.

Оценив представленные материалы, пояснения сторон Комиссия полагает, что Обществом не допущено бездействие (действия), которое свидетельствует о его недобросовестном поведении.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 1). Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

На основании подпункта «б» пункта 15 Правил ведения реестра орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Исходя из положений статьи 104 Закона, реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках в рамках Закона.

С другой стороны, анализ указанных положений позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

Необходимо учитывать, документация о закупке по своей правовой природе представляет собой публичную оферту, которая в силу части 2 статьи 437 ГК РФ, является предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в нем условиях с любым кто отзовется.

В свою очередь, заявка на участие в конкурентной процедуре рассматривается в качестве полного и безоговорочного акцепта оферты, который образует договор и порождает обязанность его исполнить.

Таким образом, подавая заявку на участие в конкурентной процедуре, участник соглашается абсолютно со всеми условиями документации о закупке.

В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

 

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Таким образом, положения названной статьи призваны обеспечить защиту интересов стороны договора, для которой в условиях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, исполнение обязательства повлекло бы наступление такого ущерба, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Данная позиция изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1515-О, от 19.07.2016 N 1574-О и других.

В силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 1074/10, абзац 2 пункта 1 статьи 451 ГК РФ признает изменение обстоятельств существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения.

В рассматриваемом случае, Комиссия приходит к выводу о том, что невозможность заключить договоры аренды доступных площадок для оказания услуг по обучению компьютерной грамотности, полностью отвечающих условиям Контракта и оборудованных компьютерной техникой или с возможностью ее подключения, рассчитанных на количество обучающихся, заявленных в Контракте, ввиду отсутствия таковых на территории отдельных муниципальных образований Тульской области, либо несогласование администрациями муниципальных образований Тульской области Обществу возможности получения указанных помещений в аренду, а также невозможность частичного оказания услуг в рамках Контракта, свидетельствуют о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Контракта, по причине того, что Исполнителю, при сложившихся обстоятельствах, не представлялось возможным оказать услуги, предусмотренные Контрактом, в полном соответствии с условиями такого Контракта. Комиссия также учитывает и тот факт, что частичное исполнение Контракта Заказчиком не будет принято.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Исполнителя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту; напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Исполнителя на соблюдение условий Контракта.

Комиссия отдельно отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено более 4 900 государственных контрактов, что свидетельствует о его положительной деловой репутации.

При таких обстоятельствах, применительно к положениям пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО «Московская академия профессионального образования» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную Заказчиком в отношении общества с ограниченной ответственностью «Московская академия профессионального образования» (ИНН 9701176707; 125493, город Москва, Смольная ул., д. 2, этаж 4 ком. 1), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-6868

 

 

Связанные организации

ООО "МАПО"
ИНН 9701176707, ОГРН 1217700208516
ГУ ТО "Региональный Центр "Развитие"
ИНН 7107062411, ОГРН 1027100976100