Решение №98/22 решение от 22 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Государственное учреждение "Тульское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации" ул. Колетвинова, дом 6,офис 14, г. Тула, 300041 info@ro71.fss.ru Общество с ограниченной ответственностью "Металлэксперт" 600005, Россия, Владимир, Промышленный проезд, д. 5А, цех №1 metallexpert@intra.ltd

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1037/2022

19 сентября 2022 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

<...>,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик) (вх. № 92-ЭП/22 от 13.09.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Металлэксперт» (далее – Общество, ООО «Металлэксперт», Исполнитель) (ИНН: 3328022057, ул. Погодина, д. 5г, эт. 2, оф. 10, г. Владимир, 600016) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 11.05.2022 228 на выполнение работ по изготовлению корсетов жесткой фиксации для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (закупка № 0266100000422000018) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- <...> представителя Заказчика по доверенности;

в отсутствие представителей Общества, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела;

        1. УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «Металлэксперт» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению корсетов жесткой фиксации для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (закупка № 0266100000422000018) (далее – Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным, по мнению Заказчика, нарушением Исполнителем условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке размещено 07.04.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 95 375,17 рублей.

11.05.2022 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Исполнителем заключен Контракт на сумму 95 375,17 рублей.

В соответствии с пунктами 2.1-2.2 Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по изготовлению аппаратов на нижние конечности (далее – изделие) для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2022 году.

Работы по обеспечению аппаратов на нижние конечности для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов должны выполняться в соответствии с Приложениями № 1 и № 2 к настоящему Контракту, которые являются неотъемлемой его частью, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы.

Пунктом 2.5 Контракта определено, что место выполнения работ: по месту нахождения Исполнителя. Оформление индивидуального заказа и передача протезно-ортопедических изделий маломобильным инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов осуществляется по месту их жительства (в пределах Тульской области).

Снятие мерок, примерка и получение изделий должны осуществляться по выбору Получателя (по месту жительства либо в пунктах приема).

Пунктом 4.1 Контракта предусмотрено, что оплата, за выполненные работы в период с даты заключения Контракта по 30 сентября 2022 г., осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней после получения Заказчиком: акта выполненных работ в пользу граждан в целях их социального обеспечения за этап (Приложение № 6) с использованием единой информационной системы в сфере закупок в виде документа о приемке, акты сдачи - приемки работ, счет, счет - фактуру (при наличии), Реестры выполненных работ по Контракту за соответствующий период, отрывные талоны к направлениям на бумажном носителе.

Окончательный расчет осуществляется по факту выполнения работ, в том числе после подписания Заказчиком Итогового акта о приемке выполненных работ (Приложение № 7 к Контракту).

Разделом 5 Контракта закреплены права и обязанности сторон, в том числе в обязанности Исполнителя входит следующее:

«5.1.1. Выполнить работы по настоящему Контракту в соответствии с условиями, указанными в Приложении №1 «Техническое задание» к Контракту.

Изготовление корсетов жесткой фиксации(далее – изделие) должно осуществляться при наличии документов, подтверждающих качество изготавливаемых изделий, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Выполнение работ должно осуществляться по индивидуальным заказам Получателей в соответствии с Направлениями, выписанными Заказчиком.

5.1.2. В течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта назначить ответственное лицо для оперативного решения спорных и других вопросов выполнения работ и направить информацию о нем (с указанием фамилии, имени, отчества, должности и номера телефона) Заказчику на адрес электронной почты, указанный в разделе 16 настоящего Контракта.

5.1.3. Не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта письменно предоставить Заказчику информацию об адресах, телефонах, графике работы пунктов выдачи изделий (пунктов приема).

5.1.4. Передать изделия непосредственно Получателям (либо представителям Получателей на основании надлежащим образом оформленных соответствующих документов) при представлении ими документа, удостоверяющего личность.

5.1.5. Обеспечивать Получателей строго согласно Реестрам Получателей (дополнительным Реестрам Получателей), переданным Исполнителю Заказчиком.

5.1.6. Отправлять Заказчику подтверждения о получении Реестров Получателей (дополнительных Реестров Получателей) способом, согласованным с Заказчиком.

5.1.7. Не позднее чем за 2 (два) рабочих дня извещать Получателя, Заказчика о точном времени и дате начала выполнения работ.

5.1.8. Начать выполнение работ по изготовлению корсетов жесткой фиксации для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения Реестров Получателей от Заказчика и выполнить все работы в срок не позднее 05сентября 2022 года (включительно).

5.1.8.1. Выполнять работы и выдать Получателям изделия в срок не более 30 (тридцати) календарных дней со дня обращения Получателя с Направлением Заказчика к Исполнителю.

5.1.9. Предоставить Получателям право выбора места снятия мерок, примерки и получения изделий (по месту жительства либо в пункте приема).

5.1.10. До начала выдачи Получателям готовых к эксплуатации изделий известить Заказчика в письменной форме о дате и месте проведения экспертизы изделий, осуществляемой в соответствии с условиями настоящего Контракта. Предоставлять изделия для экспертизы до начала их выдачи Получателям и осуществлять выдачу готовых изделий Получателям только после подписания экспертного заключения о соответствии изделий условиям настоящего Контракта.

5.1.10.1.При проведении Заказчиком экспертизы обеспечить беспрепятственный доступ представителям Заказчика к месту нахождения изделий и обеспечить присутствие представителя Исполнителя при осуществлении проверки готовых изделий.

5.1.10.2.Не препятствовать участию представителей региональных общественных организаций инвалидов в качестве наблюдателей либо членов комиссии при осуществлении Заказчиком выборочной проверки результатов выполненных работ и проведении экспертизы изделий.

5.1.11. Обеспечить инструктаж и консультативную помощь Получателям в правильном пользовании корсетов жесткой фиксации.

5.1.12.Оформить Акт сдачи – приемки работ (Приложение № 3 к Контракту) при выдаче изделий Получателю, подписать Исполнителем и Получателем.

5.1.12.1. Датой выполнения работ по настоящему Контракту является дата подписания Исполнителем и Получателем Акта сдачи - приемки работ.

5.1.13. Риск случайной гибели результата работ по настоящему Контракту до его приемки Получателем несет Исполнитель.

5.1.14.Осуществлять индивидуальное изготовление Получателям изделий.

5.1.15. Обеспечивать Получателя гарантийным талоном, паспортом изделия, инструкцией по эксплуатации и информировать его об условиях проведения гарантийного обслуживания. Производить гарантийный ремонт или замену изделий, вышедших из строя до истечения гарантийного срока, за счет собственных средств.

5.1.16. Ежемесячно, не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставлять Заказчику все необходимые документы для приемки и оплаты выполненных работ за этап с даты заключенияКонтракта по 05 сентября2022г., предусмотренные разделом 6 «Порядок приемки работ».

5.1.17. По итогам исполнения обязательств Сторонами, в течение 10 (десяти) рабочих дней провести сверку расчетов за фактически выполненные работы, по результатам которой составить Акт сверки взаиморасчетов (Приложение № 4 к Контракту) и предоставить его Заказчику.

5.1.18. Незамедлительно информировать Заказчика об обнаруженной невозможности выполнения работ. Нарушение этого обязательства лишает права Исполнителя ссылаться на такие обстоятельства.

5.1.18.1. В случае невозможности выполнения работ по изготовлению изделий в письменной форме уведомить Заказчика с указанием причины невозможности изготовления изделий и предоставить Заказчику Направления в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты выявления указанного обстоятельства.

5.1.18.2. В случае отказа Получателя либо его представителя от изготовления, примерки либо получения изделия не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты выявления указанного обстоятельства составить Акт отказа от изготовления (примерки, получения) изделия (Приложение № 8 к Контракту) с указанием причины отказа в 3 (трех) экземплярах, один из которых предоставить Заказчику в срок, не позднее 1 (одного) дня, следующего за датой составления Акта.

5.1.19. В случаях обращения Получателей с Направлениями, выданными Заказчиком, после выполнения Исполнителем в полном объеме обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, окончания срока действия Контракта, уведомить об этом Заказчика и направить Получателя, предъявившего Направление, к Заказчику для дальнейшего решения вопроса о предоставлении ему необходимых протезно-ортопедических изделий, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5.1.20. Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.

5.1.21. Сохранять в тайне информацию служебного и частного характера, ставшую известной в ходе исполнения обязательств по настоящему Контракту. Не разглашать третьим лицам конфиденциальную информацию (любую информацию служебного, технического, коммерческого, финансового, личного характера, а также информацию о персональных данных вне зависимости от формы ее представления, прямо или косвенно относящуюся к взаимоотношениям Сторон, не обнародованную или иным образом не переданную для свободного доступа и ставшую известной Исполнителю в ходе исполнения настоящего Контракта) и не использовать ее любым другим способом. Предпринимать все необходимые меры для предотвращения разглашения конфиденциальной информации. Использовать представленную ему Заказчиком информацию только в интересах Заказчика.

5.1.22. Предоставлять по запросу эксперта, экспертной организации, осуществляющим экспертизу выполненных работ, дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта.

5.1.23. Предоставить Заказчику в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций новое обеспечение исполнения Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

5.1.24. Выполнять иные обязанности в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).».

В разделе 6 Контракта установлен следующий порядок приемки работ:

«6.1. Для проверки результатов выполненных работ на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящим Контрактом, Заказчик осуществляет выборочную проверку изделий.

6.1.1. Дата и время проведения выборочной проверки результатов работ согласуется с Исполнителем, при этом Заказчик вправе осуществить выборочную проверку изделий до начала выдачи изделий, в пунктах выдачи изделий, организованных Исполнителем. В случае, если изделие фактически выдано Получателю, проверка может быть произведена по месту нахождения Получателя.

6.2. Заказчик для выборочной проверки результатов выполненных работ создает приемочную комиссию, которая состоит не менее чем из пяти человек.

6.3. При осуществлении выборочной проверки Заказчиком проверяется:

- соответствие изделия требованиям, установленным настоящим Контрактом;

- количество изделий;

- декларации о соответствии, либо сертификаты соответствия в случае, если на изготавливаемое изделие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации необходимо оформление указанных документов.

6.4. По результатам проверки Заказчиком составляется Акт выборочной проверки результатов выполненных работ либо, в случае выявления несоответствия результатов работ требованиям, установленным в настоящем Контракте, мотивированный отказ от подписания Акта выборочной проверки, с указанием причин и сроков их устранения.

6.5. Моментом исполнения Исполнителем своих обязательств по Контракту считается дата подписания Сторонами Итогового Акта о приемке выполненных работ (Приложение №7 к Контракту).

6.6. При передаче изготовленного изделия Исполнитель представляет Получателю Акт сдачи - приемки работ (Приложение №3 к Контракту), который подписывается Исполнителем и Получателем. Указанный акт оформляется в 3 (трех) экземплярах, один из которых передается Заказчику, один остается у Исполнителя, один – у Получателя. При подписании Акта сдачи - приемки работ Получатель передает Исполнителю отрывной талон к Направлению.

6.7. После подписания Актов сдачи - приемки работ за соответствующий период Исполнитель представляет Заказчику следующие документы в срок, определенный пунктом 5.1.16. настоящего Контракта:

- Акты сдачи - приемки работ;

- отрывные талоны к Направлениям;

- Реестр выполненных работ по Контракту за соответствующий период (Приложение №5) в 2 (двух) экземплярах;

- Акт выполненных работ за этап в пользу граждан в целях их социального обеспечения за этап (Приложение №6 к Контракту);

- счет на оплату;

- счет - фактуру.

6.7.1. Одновременно с документами, указанными в пункте 6.7. Контракта, по последнему этапу Исполнитель предоставляет Заказчику Итоговый акт о приемке выполненных работ (Приложение № 7 к Контракту).

6.8. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения документов, указанных в пункте 6.7. Контракта подписывает и направляет по 1 (одному) экземпляру Реестра выполненных работ по Контракту, Акта выполненных работ в пользу граждан в целях социального обеспечения за этап либо мотивированный отказ с указанием перечня претензий и сроков устранения недостатков.

6.8.1. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения документов, указанных в пункте 6.7.1. Контракта подписывает и направляет 1 (один) экземпляр Итогового акта о приемке выполненных работ (Приложение № 7 к Контракту) либо мотивированный отказ с указанием перечня претензий и сроков устранения недостатков.

6.9. В случае поступления от Получателя рекламаций, жалоб на качество изделий Заказчик в течение 10 (десяти) дней со дня их получения направляет указанные рекламации, жалобы Исполнителю для рассмотрения и устранения недостатков.

6.10. Для проверки выполненных Исполнителем работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза выполненных работ, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

6.11. В случае привлечения Заказчиком экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы выполненных Исполнителем работ, при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения Контракта либо выполненных работ Заказчик должен учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

6.12. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов исполнения Контракта либо выполненных работ в случае выявления несоответствия этих результатов, либо выполненных работ условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо выполненных работ и устранено Исполнителем, в срок, установленный Заказчиком.».

Согласно пункту 14.1 Контракт вступает в силу с даты подписания и действует по 30 сентября 2022 г., а в части взаиморасчетов до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

Из устных и письменных пояснений представителя Заказчика, представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

В письме от 17.05.2022 № 08-12/08-2231 Заказчик просит Исполнителя в срок до 18.05.2022 проинформировать об ответственном лице в рамках исполнения Контракта, а также предоставить информацию об адресах, телефонах, графике работы пунктов выдачи изделий (пунктов приема).

19.05.2022 Заказчиком направлено письмо в адрес Общества, в котором Заказчик сообщает о направлении им разнарядки по Контракту.

25.05.2022 Общество в письме информирует Заказчика об ответственных сотрудниках за исполнение Контракта, а также о том, что обеспечение будет производиться по месту жительства инвалидов и просит предоставить Заказчика реестры получателей.

Письмом от 06.06.2022 Общество сообщает Заказчику, что на момент направления письма ему не поступало обращений со стороны получателей.

08.08.2022 Заказчик направил претензию № 04-21/04-3550, в которой указал, в том числе на следующее:

«Во исполнение пункта 5.3.1. Контракта 19.05.2022 Заказчиком высланы на адрес электронной почты, указанный в реквизитах Контракта, Реестры получателей. В ответном сообщении с адреса электронной почты, указанной в реквизитах Контракта, Исполнитель направил подтверждение о получении данных Реестров.

В соответствии с пунктом 5.1.2. Контракта Исполнитель обязан в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта назначить ответственное лицо для оперативного решения спорных и других вопросов выполнения работ и направить информацию о нем (с указанием фамилии, имени, отчества, должности и номера телефона) Заказчику на адрес электронной поты, указанный в разделе 16 Контракта.

Исполнитель обязан был предоставить необходимую информацию в течение двух рабочих дней от даты заключения Контракта, однако, данный пункт был нарушен в части несоблюдения срока.

Руководствуясь пунктами Контракта, регламентирующими ограничительный срок предоставления необходимой информации для надлежащего исполнения Контракта, Заказчиком 17.05.2022 направлено письмо с требованием немедленного исполнения указанных условий.

В ответ на данное письмо, 26.05.2022 в адрес Заказчика поступило письмо Исполнителя с указанием данных ответственного сотрудника за исполнение Контракта, в нарушение установленного в пункте 5.1.2. Контракта срока.

Согласно пункту 5.1.3. Контракта Исполнитель обязан не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта письменно предоставить Заказчику информацию об адресах, телефонах, графике работы пунктов выдачи изделий (пунктов приема).

Исходя из положений вышеуказанного пункта Контракта, Исполнитель обязан был предоставить необходимую информацию в течение трех рабочих дней от даты заключения Контракта.

В нарушение ограничительного срока предоставления информации, указанного в пункте 5.1.3 Контракта, в том же письме от 26.05.2022, Обществом обозначено, что обеспечение получателей будет производиться по месту жительства инвалида (на территории Тульской области).

07.06.2022 в адрес Заказчика поступило письмо, в котором Исполнитель сообщает об отсутствии обращений со стороны получателей.

Ссылка в данном письме на отсутствие обращений от Получателей несостоятельна при обозначенном в письме от 26.05.2022 способе получения - по месту жительства инвалида.

Таким образом, Исполнитель вводит в заблуждение Заказчика и уклоняется от исполнения обязательств по Контракту, не обосновывая причины неисполнения и не информируя Заказчика об обнаружении невозможности выполнения работ, при условии, наличия препятствий исполнения. Отсутствие уведомления Исполнителем Заказчика о невозможности выполнения работ, согласно пункту 5.1.18., Контракта, приводит к отсутствию права ссылаться на такое обстоятельство.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 5.6. Контракта Заказчик требует приступить к исполнению Контракта в срок не позднее 17 августа 2022 года и оповестить о дате начала работ, в срок, указанный в пункте 5.1.7. Контракта. В противном случае, на основании пункта 5.4.2. Контракта Заказчик оставляет за собой право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Пунктом 5.1.16. Контракта установлено, что Исполнитель обязан ежемесячно, не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставлять Заказчику все необходимые документы для приемки и оплаты выполненных работ за этап с даты заключения Контракта по 05 сентября 2022г., предусмотренные разделом 6 «Порядок приемки работ».

Исходя из того, что под этапом понимается период, равный одному календарному месяцу, а дата заключения Контракта - 11.05.2022, Исполнитель обязан предоставить подтверждающие документы по выполненным работам за 1-й этап (п. 6.7. Контракта) не позднее 10 июня 2022 года, а за второй - не позднее 10 июля 2022 года.

На момент выставления данной Претензии, указанные выше документы не направлялись в адрес Заказчика, соответственно, отсутствует подтверждение выполнения двух этапов по Контракту. Два указанных выше факта свидетельствуют о ненадлежащем исполнении условий Контракта.».

Кроме того, Заказчик требовал уплатить неустойку и штраф за неисполнение Контракта, а также приступить к исполнению обязательств по Контракту.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пунктам 11.1-11.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, в связи с тем, что по состоянию на 17.08.2022 Исполнитель не выполнил свои обязательства по Контракту, Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.05.2022 № 228 на выполнение работ по изготовлению корсетов жесткой фиксации для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (далее - Решение № 1 об одностороннем отказе от исполнения Контракта).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Решение № 1 об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 17.08.2022, направлено Обществу по электронной почте.

Однако, в нарушение положений части 12.1 статьи 95 Закона Решение № 1 об одностороннем отказе от исполнения Контракта не было сформировано с использованием единой информационной системы, соответственно, такое решение автоматически с использованием единой информационной системы не было направлено Обществу. Указанное свидетельствует о несоответствии действий Заказчика установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требованиям к порядку направления Решения № 1 об одностороннем отказе от исполнения Контракта Исполнителю.

Вместе с тем, Заказчиком 29.08.2022 принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.05.2022 № 228 на выполнение работ по изготовлению корсетов жесткой фиксации для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (далее – Решение № 2 об одностороннем отказе от исполнения Контракта).

Комиссией установлено, что Решение № 2 об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано Заказчиком с использованием единой информационной системы 29.08.2022 и поступило Обществу 29.08.2022.

Как было отражено выше, на основании части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

При этом в силу части 14.1 статьи 95 Закона в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.

Однако, как следует из материалов рассматриваемого дела, Решение № 1 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, принятое Заказчиком 17.08.2022, по состоянию на 29.08.2022 не отменено; извещение об отмене указанного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе не размещено.

В связи с чем, Комиссия ставит под сомнение наличие основания для принятия 29.08.2022 Решения № 2 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Вместе с этим, посчитав, что Решение № 2 об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.

Обществом не представлено в материалы дела пояснений относительно обращения Заказчика.

Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.

В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.

Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.

При этом из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено следующее.

Как было указано выше, 17.08.2022 Заказчиком принято Решение № 1 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое не было сформировано с использованием единой информационной системы, а направлено Обществу по электронной почте, что не соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

29.08.2022 Заказчиком принято Решение № 2 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое в соответствии с требованиям части 12.1 статьи 95 Закона сформировано с использованием единой информационной системы, и соответственно, такое решение автоматически с использованием единой информационной системы было направлено Обществу и получено последним.

Вместе с тем, документов, свидетельствующих об отмене Решения № 1 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в адрес Общества Заказчиком не направлялось, равно как Заказчиком не размещены такие документы в единой информационной системе и не представлены в материалы дела.

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Пунктом 15 Правил ведения реестра (в редакции Постановления Правительства от 21.03.2022 № 417) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссией установлено и материалами настоящего дела подтверждено несоблюдение Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе.

Следовательно, учитывая положения подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.

 

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, предоставленную государственным учреждением - Тульским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (вх. № 92-ЭП/22 от 13.09.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Металлэксперт» (ИНН: 3328022057, ул. Погодина, д. 5г, эт. 2, оф. 10, г. Владимир, 600016), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.

 

Заместитель председателя Комиссии:

Члены Комиссии:

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-161

 

 

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "Металлэксперт"
ИНН 3328022057, ОГРН 1193328000030
Государственное учреждение "Тульское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации"
ИНН 7107033629, ОГРН 1027100964945