Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е По делу №24-3/19-2009 по признакам нарушения С... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е По делу №24-3/19-2009 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район Федерального закона "О защите конкуренции" 24 июня 2009 года г. Тула Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >, рассмотрев дело № 24-3/19-2009 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район (301030, Тульская область, г. Ясногорск, ул. П. Смидовича, 8) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон), при участии лиц: со стороны муниципального образования Ясногорский район: Председатель комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ясногорский район < --- > (доверенность б/н от 23.06.2009). УСТАНОВИЛА: Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы контрольного мероприятия по плановой проверке соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования Ясногорский район и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями антимонопольного законодательства. В результате анализа материалов контрольного мероприятия было выявлено, что пунктом 2.5 «Порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» от 12.09.2008 №241 (Далее – Порядок), утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район «Об утверждении порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от 12.09.2008 №241, устанавливается возможность предоставления льготных условий аренды земельных участков, состоящих в установлении минимального размера арендной платы, для муниципальных унитарных предприятий Ясногорского района. Пунктами 1, 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что коммерческой организацией является юридическое лицо преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, получая такую прибыль при осуществлении какой либо деятельности приносящей такой организации доход. Пункт 5 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет понятие «хозяйствующий субъект» - это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, муниципальные унитарные предприятия, как и организации иных организационно - правовых форм, включая индивидуальных предпринимателей, являются хозяйствующими субъектами. Доводы представителя Собрания представителей администрации муниципального образования Ясногорский район, о том что: 1) пункт 2.5. Порядка внесен в связи с тем, что согласно пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные унитарные предприятия имеют ограниченную правоспособность, и в отличие от иных коммерческих организаций могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в уставе предприятия; 2) в пункте 2.5. Правил указано, что данное правило не применяется при наличии 2-х или более претендентов на заключение договора аренды земельного участка, а следовательно нарушение условий конкуренции не имеется, отклонены Комиссией по следующим основаниям. Пункт 1 статья 49 Гражданского кодекса России, устанавливает, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Пункт 2 данной статьи, регламентирует, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Пункт 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Пункт 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. Пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ, регламентирует, что унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Пункт 3 указанной статьи ограничивает виды деятельности, которые может осуществлять муниципальное унитарное предприятие, перечнем видов деятельности определяемых федеральным законом, которые предприятие может осуществить только на основании лицензии. Пункт 2 статьи 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» к правам собственника унитарного предприятия относит определение целей, предмета, видов деятельности унитарного предприятия. Таким образом, действующее законодательство не ограничивает виды деятельности, осуществляемые муниципальным унитарным предприятием, и не запрещает внесение дополнений в устав муниципального унитарного предприятия с целью расширения правоспособности унитарного предприятия. Кроме указанного выше, ответчик не смог представить доказательства, подтверждающие наличие какого-либо муниципального унитарного предприятия, расположенного на территории Ясногорского района, которое поставлено в худшие условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами других организационно-правовых форм. Довод представителя о том, что данное правило не применяется при наличии 2-х и более претендентов на заключение договора аренды земельного участка отклонен Комиссией по тому основанию, что в случае наличия хозяйствующих субъектов, другой организационно – правовой формы, являющихся конкурентами муниципальному унитарному предприятию и осуществляющих наравне с ним предпринимательскую деятельность на рынке такого же товара, то такие хозяйствующие субъекты, ставятся в дискриминационное (неравное) положение к муниципальному унитарному предприятию, которому предоставлены вышеуказанные льготы, так как в их расходы заложена большая составляющая арендной платы, нежели у муниципального унитарного предприятия. Такое положение позволяет муниципальному унитарному предприятию необоснованно снижать цены на реализуемый товар, услугу, в одностороннем порядке определять условия обращения товара на товарном рынке, что является предоставлением органом местного самоуправления необоснованного преимущества отдельному хозяйствующему субъекту в его предпринимательской деятельности, что влечет или может повлечь недопущение, устранение, ограничение конкуренции. Пункт 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», определяет понятие «дискриминационные условия» как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, а следовательно, хозяйствующие субъекты различных организационно – правовых форм имеют равные права на получение таких льгот в виде государственной или муниципальной помощи. Часть 1 стать 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, устанавливает запрет на принятие органами местного самоуправления или иными, осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что норма установленная в пункте 2.5. «Порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 12.09.2008 №241, противоречит требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, так как устанавливает для хозяйствующих субъектов определенной организационно - правовой формы «муниципальное унитарное предприятие Ясногорского района», преимущество в виде уменьшения арендной платы, что влечет ущемление интересов хозяйствующих субъектов других организационно – правовых форм и приводит или может привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции. Однако необходимо указать, что предоставление органом местного самоуправления преимуществ, в виде льготных условий аренды земельных участков хозяйствующим субъектам, разрешается антимонопольным законодательством в порядке главы 5 Федерального закона «О защите конкуренции». Пункт 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет понятие «государственная или муниципальная помощь» - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке. Предоставление преимуществ в виде льготных условий аренды земельных участков хозяйствующим субъектам, является государственной или муниципальной помощью, которая может быть предоставлена только в соответствие с требованиями части 1 статьи 19 и частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", РЕШИЛА: 1. Признать Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в части включения в «Порядок определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденный Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район «Об утверждении порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от 12.09.2008 №241, нормы устанавливающей льготные условия, в виде снижения арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду хозяйствующим субъектам организационно - правовой формы «муниципальное унитарное предприятие Ясногорского района», что может повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов других организационно – правовых форм и может привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции. 2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Ясногорский район предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем приведения Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район «Об утверждении порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от 12.09.2008 №241, в соответствие с антимонопольным законодательством. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия ПРЕДПИСАНИЕ 24 июня 2009 года г. Тула, ул. Жаворонкова, 2 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ на основании своего решения от 24 июня 2009 года по делу № 24-3/19-2009 о нарушении Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район, части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. Собранию представителей муниципального образования Ясногорский район в срок до 31 августа 2009 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, выразившееся во включении в «Порядок определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» утвержденный Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район «Об утверждении порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от 12.09.2008 №241, нормы (пункт 2.5) устанавливающей льготные условия, в виде снижения арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду хозяйствующим субъектам организационно - правовой формы «муниципальное унитарное предприятие Ясногорского района», что может повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов других организационно – правовых форм и может привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, путем совершения действий, направленных на восстановление нарушенных условий конкуренции путем приведения Решения Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район «Об утверждении порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от 12.09.2008 №241, в соответствие с антимонопольным законодательством. О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 07 сентября 2009 года. Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

Связанные организации

Связанные организации не указаны