Решение б/н Решение от 13 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-682/2021

 

12 августа 2021 года

г. Тула

 

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы общества с ограниченной ответственностью «Норма» (далее – ООО «Норма»)  (вх. № 4453 от 05.08.2021),  общества с ограниченной ответственностью «Джули» (далее – ООО «Джули»)  (вх. № 4454 от 05.08.2021) на действия государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Реконструкция искусственного сооружения через р. Глутня на км 0+496 автомобильной дороги «Тула-Белев» - Никольское – Крапивна в Дубенском районе Тульской области» (закупка № 0366200035621004045) (далее – Конкурс), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

-

-

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия Заказчика при проведении Конкурса  (закупка № 0366200035621004045), решением Комиссии дела №№ 071/06/105-682/2021, 071/06/105-683/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого № 071/06/105-682/2021. Со стороны участников заседания Комиссии возражений не поступало.

Из жалоб Заявителей следует, что установленные в документации об открытом конкурсе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Реконструкция искусственного сооружения через р. Глутня на км 0+496 автомобильной дороги «Тула-Белев» - Никольское – Крапивна в Дубенском районе Тульской области» (далее – конкурсная документация) критерии оценки заявок на участие в конкурсе влекут нарушение норм Закона, а также ущемление прав и законных интересов участников закупки.

1. В своих жалобах Заявители указывают, что подтверждение опыта участника посредством предоставления копии (копий) контракта, исполненного (исполненных) за последний 1 год, предшествующий дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе, является необъективным и влечёт сужение круга потенциальных участников закупки. Поскольку конкурсная документация не содержит обоснование необходимости для Заказчика именно такого требования к участникам закупки, данное требование приводит к злоупотреблению правом Заказчиком ввиду установления необъективных требований.

2. ООО «Норма» в своей жалобе также отмечает, что условие конкурсной документации, согласно которому копии подтверждающего опыт исполненного контракта (контрактов) со всеми приложениями должны содержаться в реестре контрактов в единой информационной системе в сфере закупок, является необъективным. В силу норм действующего законодательства обязанность ведения реестра контрактов возложена на иных лиц, не задействованных в закупке. В связи с чем добросовестность подрядчика поставлена, по мнению Заявителя, в зависимость от действий третьих лиц.

3.  ООО «Джули» в своей жалобе также указывает, что Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки, согласно которому участник закупки, имеющий ранее исполненный контракт стоимостью 40 000 000 рублей получит 40 баллов, в то время как участник, имеющий исполненный контракт с ценой на 1 рубль больше получит 100 баллов.

При таких обстоятельствах Заявители полагают, что Конкурсная документация содержит нарушение норм Закона, а также Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

Заказчик, Уполномоченное учреждение не согласились с доводами жалоб, представили в материалы дела письменные возражения, в которых пояснили, что установленные в Конкурсной документации критерии и порядок их оценки обоснованы и разумны, не препятствуют участию в Конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, и направлены, прежде всего, на определение в качестве победителя конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ, являющихся объектом закупки.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного учреждения  поддержали позицию, изложенную в возражениях на жалобу, пояснили, что наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, предполагает, что участник закупки ранее успешно исполнял контракты с сопоставимым объемом и характером работ. 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Конкурса, Комиссия пришла к следующим выводам.

Доводы жалоб о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Относительно иных доводов, изложенных в жалобах Заявителей, Комиссией установлено следующее.

Извещение и конкурсная документация 14.07.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена Контракта - 133 640 963,00 рублей.

Контракт по итогам Конкурса Заказчиком не заключен.

 

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Закона).

Согласно части 1 статьи 54.1 Закона под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом.

Согласно части 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

На основании части 4 статьи 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Частью 8 статьи 32 Закона установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с положениями Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены  Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).

При этом Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 4 Правил оценки заявок для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) стоимостные критерии оценки, в том числе цену контракта или сумму цен единиц товара, работы, услуги;

б) нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее также квалификация участников закупки).

Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

На основании пункта 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктом 13 Правил оценки заявок не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.

При этом пунктом 11 Правил оценки заявок предусмотрены следующие положения:

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

На основании пункта 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):

а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:

объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

линейные объекты капитального строительства;

особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

объекты культурного наследия;

б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:

контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;

контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что в части II «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЫ ЗНАЧИМОСТИ ЭТИХ КРИТЕРИЕВ, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ» конкурсной документации для оценки заявок установлены следующие критерии оценки:

 

№ п/п

 

Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Значимость критериев оценки, (%)

Значимость показателей, (%)

1.

Стоимостной критерий оценки

Цена контракта

60

х

2.

Нестоимостной критерий оценки

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

40

х

2.1.

Показатель по нестоимостному критерию оценки

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)

х

100

 

Сумма величин значимости критериев оценки

100

х

 

Пунктом 2 части II конкурсной документации предусмотрено помимо прочего  следующее:

«Нестоимостной критерий «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)». Значимость - 40%. Коэффициент значимости– 1.

Порядок оценки:

Максимальная оценка по показателю – 100 баллов.

Определяется по формуле:

НЦБ1i = КЗк  х ЗОБ1i

Где:

КЗк - коэффициент значимости по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)»;

ЗОБ1i - значение оценки в баллах для i-ой заявки, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)»;

Оценка заявок по данному показателю будет осуществляться по стобальной шкале.

 

Значение показателя

Баллы

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 40 000 001 руб.

100 баллов

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 10 000 001 руб. до 40 000 000 руб. (вкл.)

40 баллов

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 0,01 руб. до 10 000 000 руб. (вкл.)

10 баллов

 

Оценка заявок по данному показателю будет осуществляться на основании представленных участником закупки сведений об исполненных контрактах участником закупки в качестве выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства относящихся к виду объекта капитального строительства: линейные объекты капитального строительства вида «Автодорожный мост» группы «Мостовые сооружения» и/или вида объекта, включенного в группу(ы) «Автомобильные дороги вне населенных пунктов», «Автомобильные дороги в границах населенных пунктов», исполненный за последний 1 год, предшествующий дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Под работами сопоставимого характера понимаются работы по исполненному участником закупки государственному и/или муниципальному контракту в соответствии с требованиями 44-ФЗ, 223-ФЗ по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства относящихся к виду объекта капитального строительства: линейные объекты капитального строительства вида «Автодорожный мост» группы «Мостовые сооружения» и/или вида объекта, включенного в группу(ы) «Автомобильные дороги вне населенных пунктов», «Автомобильные дороги в границах населенных пунктов» (далее – Контракты, подтверждающие опыт), исполненных за последний 1 (один) год до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.

Выполнение таких работ подтверждается:

- копия (копии) документов, подтверждающих факт приемки выполненных работ по Контрактам, подтверждающим квалификацию;

- реестровый номер Контрактов, подтверждающих квалификацию, на сайте Единой информационной системы в сфере закупок «zakupki.gov.ru».

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Копии Контрактов, подтверждающих квалификацию, должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки Контрактов, подтверждающих квалификацию».

Проанализировав конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки участников закупки по показателю, установленному в подпункте 2 нестоимостного критерия оценки, ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат контракты, исполненные за последний 1 год, предшествующий дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе является необъективным, влечёт сужение круга потенциальных участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и не предусмотрено пунктом 27 (2) Правил.

При этом следует отметить, что в конкурсной документации Заказчиком не указано обоснование необходимости установленного критерия для контрактов, необходимых для подтверждения опыта. В устных пояснениях Заказчика также отсутствует его позиция относительно того, каким именно образом указанное требование будет способствовать определить лицо, обладающее лучшим опытом по сравнению с иными участниками.

Следует отметить, что, в рассматриваемом  случае, устанавливая в Конкурсной документации подобные требования для контрактов, необходимых для подтверждения опыта, Заказчик расширительно трактует и применяет положения пункта 27 (2) Правил оценки заявок при формировании Конкурсной документации, что не предусмотрено ни Законом, ни Правилами.

При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3  Закона, постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следовательно, рассмотренный довод жалоб является обоснованным.

 

Требование к участнику конкурса о наличии у него опыта в выполнении именно государственных (муниципальных) контрактов является правомерным, поскольку информация о таких контрактах (включая сведения об исполнении таких контрактов, о начислении и об оплате штрафов в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по таким контрактам и др.) размещена в единой информационной системе в сфере закупок и позволяет Заказчику своевременно в ходе рассмотрения заявок на участие в конкурсе, удостовериться в достоверности таких сведений.

При этом довод жалобы ООО «Норма» о том, что добросовестность участника закупки  может быть поставлена в зависимость от действий третьих лиц, разместивших либо не разместивших исчерпывающую информацию в единой информационной системе об исполнении контрактов, способных подтвердить опыт работ участника, является несостоятельным, поскольку конкурсная комиссия, прежде всего, изучает документы, непосредственно представленные в составе заявки участника.

Следует отметить, что невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.

Относительно довода жалобы ООО «Джули» о присвоении определенного количества баллов в зависимости от стоимости исполненных контрактов (договоров) Комиссией установлено следующее.

На основании пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Как было отражено выше, для показателя «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)» по нестоимостному критерию оценки заявок Заказчиком предусмотрена следующая шкала:

Значение показателя

Баллы

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 40 000 001 руб.

100 баллов

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 10 000 001 руб. до 40 000 000 руб. (вкл.)

40 баллов

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 0,01 руб. до 10 000 000 руб. (вкл.)

10 баллов

 

Анализ вышеприведенного положения конкурсной документации показал, что Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе, как не представление контрактов (договоров) общей стоимостью от 40 000 001 руб.

 В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.

Опыт работы претендента позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки, по мнению Комиссии,  является обоснованным.

Помимо изложенного следует отметить, что у Комиссии отсутствуют доказательства, подтверждающие, что оспариваемый критерий ограничил конкуренцию, либо не позволил кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в открытом конкурсе.

С учетом изложенного, указанные доводы жалоб Комиссия признает необоснованным.

Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее. Как уже было указано выше, в соответствии с пунктом 27(2) Правил в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

В табличной форме в части II «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЫ ЗНАЧИМОСТИ ЭТИХ КРИТЕРИЕВ, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ» конкурсной документации Заказчиком приведены следующие критерии оценки заявок и их показатели:

 

 

 

 

 

 

№ п/п

 

Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Значимость критериев оценки, (%)

Значимость показателей, (%)

 

 

 

 

2.

Нестоимостной критерий оценки

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

40

х

2.1.

Показатель по нестоимостному критерию оценки

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)

х

100

 

Сумма величин значимости критериев оценки

100

х

 

Из вышеприведенной таблицы наглядно следует, что нестоимостной критерий оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» содержит единственный нестоимостной показатель «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)».

Как уже было описано выше, в пункте 2 части II конкурсной документации предусмотрено, что оценка заявок по данному показателю будет осуществляться по стобальной шкале:

Значение показателя

Баллы

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 40 000 001 руб.

100 баллов

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 10 000 001 руб. до 40 000 000 руб. (вкл.)

40 баллов

Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 0,01 руб. до 10 000 000 руб. (вкл.)

10 баллов

Однако этот же пункт 2 части II конкурсной документации содержит следующую информацию:

«Нестоимостной критерий «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)». Значимость - 40%. Коэффициент значимости– 1.

Порядок оценки:

Максимальная оценка по показателю – 100 баллов.

Определяется по формуле:

НЦБ1i = КЗк  х ЗОБ1i

Где:

КЗк - коэффициент значимости по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)»;

ЗОБ1i - значение оценки в баллах для i-ой заявки, присуждаемое комиссией заявке на участие в конкурсе по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)».

Изложенное свидетельствует о наличии в части II конкурсной документации противоречивой информации в отношении содержания нестоимостного критерия оценки, поскольку не представляется возможным определить, какой именно показатель будет использовать конкурсная комиссия при оценке заявок, либо оценке подлежит как общая стоимость исполненных контрактов (договоров), так и наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Иных положений, позволяющих определить, каким именно образом конкурсной комиссией будет осуществляться оценка заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в конкурсной документации не имеется.

При таких обстоятельствах, подобные формулировки конкурсной документации вводят потенциальных участников закупки в заблуждение относительно порядка рассмотрения и оценки их заявок на участие в Конкурсе, а конкурсной комиссии, в свою очередь, не позволяют выявить в соответствии с условиями Конкурса по критериям оценки и в порядке, установленном в конкурсной документации, лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках (предложениях) участников закупки.

Необходимо учитывать, что документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части порядка оценки поданных на участие в конкурсе заявок.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Наличие в конкурсной документации неустранимых противоречий в порядке оценки заявок по нестоимостному критерию свидетельствует о нарушении пункта 8 части 1 статьи 54.3  Закона.

Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 № 788 на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области «Центр организации закупок» (далее - Положение).

Согласно пункту 4 Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе:

принимает и рассматривает заявки заказчиков, направленные в соответствии с разделом 4 настоящего Положения;

на основе заявок формирует и утверждает в пределах своих полномочий необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы;

осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) установленных законодательством документов для определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

разрабатывает с привлечением заказчиков разъяснения, изменения положений документации о закупках, с последующей публикацией их в ЕИС;

принимает решение об отказе от проведения закупки.

Из пункта 6 Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:

в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку, соответствующую требованиям раздела 4 настоящего Положения;

выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливают требования к обеспечению заявок на участие в закупке, требования об обеспечении исполнения контракта, а также требования об обеспечении гарантийных обязательств (при необходимости);

устанавливают критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;

устанавливают требования к участникам закупки.

Учитывая, что конкурсная документация не соответствует положениям  пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона, постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в действиях соответствующего должностного лица  Заказчика, утвердившего в конкурсную документацию (определившего ее содержание) с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает доводы общества с  ограниченной ответственностью «Джули» и общества с ограниченной ответственностью «Норма» о нарушении государственным учреждением Тульской области «Тулаупрадор» положений Федерального закона от 26 июля 2006 года  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Джули» (вх. № 4454 от 05.08.2021) на действия государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Реконструкция искусственного сооружения через р. Глутня на км 0+496 автомобильной дороги «Тула-Белев» - Никольское – Крапивна в Дубенском районе Тульской области» (закупка № 0366200035621004045)   обоснованной в части довода о безосновательном установлении требований к сроку исполнения контрактов (договоров), представляемых участником закупки в целях подтверждения наличия сопоставимого опыта; в остальной части признать жалобу необоснованной.

3. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Норма» (вх. № 4453 от 05.08.2021) на действия государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Реконструкция искусственного сооружения через р. Глутня на км 0+496 автомобильной дороги «Тула-Белев» - Никольское – Крапивна в Дубенском районе Тульской области» (закупка № 0366200035621004045)    обоснованной в части довода о безосновательном установлении требований к сроку исполнения контрактов (договоров), представляемых участником закупки в целях подтверждения наличия сопоставимого опыта; в остальной части признать жалобу необоснованной.

4. Признать государственное учреждение Тульской области «Тулаупрадор» нарушившим пункт 8 части 1 статьи 54.3  Закона, постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Выдать государственному учреждению Тульской области «Тулаупрадор», государственному казенному учреждению Тульской области «Центр организации закупок»  обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений  пункта 8 части 1 статьи 54.3  Закона, постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем внесения изменений в извещение и документацию об открытом конкурсе в электронной форме (закупка № 0366200035621004045) и приведения положений такой документации в соответствие с требованиями Закона с учетом решения по настоящему делу. При этом продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с положениями части 4 статьи 54.2 и части 6 статьи 54.3 Закона.

6. Выдать конкурсной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0366200035621004045 (при наличии).

7. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны