Решение б/н РЕШЕНИЕ По делу № 24-2/48-2009 по признакам нарушения ГУЗ «Т... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > при участии должностных лиц: < --- > – главный врач ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1»; < --- > – представитель ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» по доверенности б/н от 1 апреля 2010 г.; и заявителей, рассмотрев дело № 24-2/48-2009 по признакам нарушения ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции», УСТАНОВИЛА: Основанием для возбуждения настоящего дела явились поступившие 28 сентября 2009 года в Тульское УФАС России обращения < --- > по вопросу навязывания ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» (далее – наркодиспансер) гражданам дополнительной медицинской услуги – химико-токсикологическое исследование мочи при проведении медицинского освидетельствования для получения справки установленного образца кандидатами в водители, а так же обращение < --- >по вопросу необоснованного завышения цены на медицинское освидетельствование ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» (далее – Наркологический диспансер) для получения справки по форме № 046-1. Медицинские комиссии по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств созданы на базе государственных и муниципальных учреждений Тульской области, имеющих право на осуществление данного вида деятельности. Медицинское освидетельствование граждан для получения справки установленного образца кандидатами в водители, частными охранниками и гражданами для получения лицензии на приобретение оружия не входит в перечень услуг, предоставляемых населению бесплатно в рамках реализации ежегодно утверждаемой Постановлением администрации Тульской области «Территориальной Программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи»; вследствие чего указанная услуга представляется по личной инициативе граждан за плату. Порядок освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия установлен Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 года № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия», изданным в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Медицинское освидетельствование для получения справки установленного образца кандидатами в водители производится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 года № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». Во время проведения медицинских осмотров кандидат в водители и гражданин, имеющий намерение получить разрешение на право приобретения оружия, представляют в медицинскую комиссию письменные заключения из психоневрологического и наркологического диспансеров об отсутствии противопоказаний для управления транспортным средством и права обращения с оружием. Наркологический диспансер осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии ФС-71-01-000070 от 25 ноября 2009 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с п. 2.1 Устава целью создания Наркологического диспансера является оказание специализированной наркологической помощи лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ (алкоголь, наркотические и токсические вещества). Пунктом 2.3 определены основные виды деятельности Наркологического диспансера. Экспертиза наркологическая, медицинское (наркологическое) освидетельствование отнесены к прочим услугам. Этим же пунктом Устава определено, что Наркологический диспансер осуществляет предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность в пределах видов основной деятельности в соответствии с законодательством РФ, Тульской области, а именно – оказание платных медицинских услуг по видам услуг, на которые имеется лицензия и на оказание которых Учредителем выдано специальное разрешение. Справку, необходимую для предъявления в комиссию для медицинского освидетельствования водителей, можно получить только в Наркологическом диспансере. Цены на услугу по медицинскому освидетельствованию утверждаются руководителем Наркологического диспансера по согласованию с департаментом здравоохранения Тульской области исходя из себестоимости и прибыли с учётом конъюнктуры рынка. Согласно представленным Наркологическим диспансером прейскурантам стоимость медицинского освидетельствования граждан составляет: 611 рублей - для получения справок и заключений на право владения оружием, в том числе: 350 рублей - медицинское освидетельствование граждан для получения лицензии на приобретение оружия; 311 рублей - диагностическое исследование мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики (далее – анализ мочи). 534 рубля - для получения справок и заключений на право вождения транспортных средств, в том числе: 223 рубля - медицинское осмотр психиатором-наркологом для получения справок и заключений на право вождения транспортных средств; 311 рублей - анализ мочи. Из представленных документов и информации следует, что Наркологический диспансер при проведении медицинского освидетельствования для получения справки установленного образца кандидатами в водители, частными охранниками и гражданами для получения лицензии на приобретение оружия дополнительно требует обязательного платного анализа мочи на наличие наркотических веществ. При проведении медицинского освидетельствования Наркологический диспансер руководствуется информационным письмом Научного учебно-методического Центра по аналитической токсикологии Минздрава России от 21.03.2005 года № 217/1. Однако, указанное письмо не является нормативным правовым актом и необязательно к исполнению. Данный факт подтверждает и то обстоятельство, что обязательное платное проведение анализа мочи на наличие наркотических веществ в Наркологическом диспансере введено не с момента его получения, а только с 01.09.2010 года. Введение с 01.09.2010 года обязательного платного проведения анализа мочи представители Наркологического диспансера объясняют сложившейся в настоящее время обстановкой в Тульской области и профилактикой наркомании. Нормативных правовых актов, регламентирующих обязательное проведение указанных исследований, Наркологическим диспансером в Управление не представлено. Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. В статье 1 указанного Закона дано определение понятия «больной наркоманией» - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, поставлен диагноз "наркомания". Частью 1 статьи 44 данного Закона установлено, что на медицинское освидетельствование может быть направлено лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача. Пунктом 6 указанной статьи определено, что расходы на медицинское освидетельствование производятся за счет средств соответствующих бюджетов. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555 утвержден «Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждений заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда» (приложение № 2). Диагностическое исследование мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным приказом не предусмотрено, необходим только медицинский осмотр, который и должны проводить специалисты для выдачи медицинского заключения по форме № 046-1, утвержденной Приказом № 344 от 11 сентября 2000 г. Согласно информации, полученной от МУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Тулы», МУЗ «Городская больница № 10 г. Тулы» и ряда других медицинских учреждений, комиссии по прохождению медицинского осмотра кандидатов в водители руководствуются указанными нормативными правовыми актами, согласно которым для решения вопроса о допуске к управлению транспортным средством достаточно информации о том, состоит ли кандидат в водители на учёте в наркологическом диспансере. Изложенные факты свидетельствуют о том, что Наркологический диспансер, неправомерно распространяя действие информационного письма на граждан, желающих получить право на управление транспортным средством и (или) ношение оружия, навязывает гражданам платную медицинскую услугу по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ, необходимость которой не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации, ущемляя тем самым их интересы. Согласно анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию в географических границах города Тулы, Киреевского и Щёкинского районов Тульской области, выполненному специалистами Управления, доля ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» по объёму выполненных услуг, выраженному в стоимостных показателях в 2008 году составила 85,8 %, в 2009 году – 65,6 %, а по объёму выполненных услуг – 84,0 %, что превышает порог доминирования, установленный в статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Согласно информации, представленной главным врачом ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1», в настоящее время Учреждение перестало требовать проведения диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики. Данное обстоятельство подтверждает выводы Комиссии, что Наркологический диспансер не имел оснований для введения обязательного медицинского диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики. Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 1. Признать ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию в географических границах города Тулы, Киреевского и Щёкинского районов Тульской области. 2. Признать ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции» в части ущемления интересов граждан путем навязывания последним платной медицинской услуги по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики. 3. Выдать ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» предписание о прекращении нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции» путём прекращения навязывания гражданам платной медицинской услуги по проведению анализа мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики при медицинском освидетельствовании для получения справки установленного образца кандидатов в водители, частных охранников и граждан для получения лицензии на приобретение оружия. 4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ должностного лица ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2,6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. ПРЕДПИСАНИЕ 21 апреля 2010 года г. Тула Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 21 апреля 2010 года по делу № 24-2/48-2009 о нарушении ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» (300041, г. Тула, ул. Мосина, 21) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» в месячный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно: предоставлять гражданам платные медицинские услуги по медицинскому освидетельствованию для получения справки установленного образца кандидатов в водители, частных охранников и граждан для получения лицензии на приобретение оружия без понуждения проведения анализа мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики. 2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания. Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Тульской области в течение трех месяцев со дня его вынесения. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны