Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 071/06/105-631/2020 о рассмотрении жалобы ... от 3 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

03.07.2020                                                                                                                    г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецтехника Инжиниринг» (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 3581 от 25.06.2020) на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тульский государственный университет» (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по перепланировке помещений (6 и 7 этажа под размещение симуляционного центра) и замене пассажирских лифтов в ходе выполнения работ по капитальному ремонту для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный университет" (закупка № 0366100002920000041) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), при участии посредством видеоконференцсвязи:

 – представителей Заказчика по доверенности;

– генерального директора Общества,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

Заявитель не согласен с порядком формирования объекта данной закупки в части объединения в один лот работ по перепланировке помещений (6 и 7 этажа под размещение симуляционного центра) и работ по замене пассажирских лифтов в ходе выполнения работ по капитальному ремонту. Заявитель указывает, что по каждому из данных видов работ разработана и размещена в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) отдельная проектная документация. Кроме того, извещение о проведении электронного аукциона содержит код 43.99.90.190 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки» по "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", в то время как работы по замене пассажирских лифтов необходимо относить к коду 43.29.19.110 «Работы по монтажу лифтов, эскалаторов и движущихся тротуаров, требующие специальной квалификации, включая ремонт и техническое обслуживание». Общество квалифицирует действия Заказчика как нарушение статей 6, 7, 33, 42, 64 Закона.

Также Общество в своей жалобе указывает на нарушение Заказчиком статей 6, 7, 8, 33, 64 Закона по причине включения в проектную документацию «Выполнение работ по замене пассажирского лифта на пассажирский лифт грузоподъемностью 400 кг в здании (Общежитие 4/1), расположенное по адресу: Тульская область, г. Тула, р-н Советский, ул. Оружейная, дом 15 (71:30:020401:629)» шифр: 14-ПР-0420, проектную документацию «Выполнение работ по замене пассажирского лифта на пассажирский лифт грузоподъемностью 400 кг в здании (Общежитие 4/2), расположенное по адресу: Тульская область, г. Тула, р-н Советский, ул. Оружейная, дом 15 (71:30:020401:629)» шифр: 15-ПР-0420 товара конкретного производителя – ООО «ОТИС Лифт», модель Otis2000R, установив при этом в документации Электронного аукциона срок поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг в течение 3-х календарных месяцев с даты заключения Контракта. В соответствии с Календарным графиком производства работ (этапы выполнения работ) указанным в пункте 6 Части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об аукционе.

Представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия Заказчика соответствующими Закону, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.

Из возражений Заказчика в частности следует, что в соответствия с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

В соответствии с определением, данным в Практическом пособии по эксплуатации основных фондов объектов капитального строительства производственного назначения:

2.6 система инженерно-технического обеспечения: Одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

На основании вышеизложенного, Заказчик приходит к выводу, что работы, включенные в объект данной закупки, являются работами по капитальному ремонту здания, технологически и функционально связаны между собой, в связи с чем могут быть объединены в один лот.

Заказчик также указывает на возможность привлечения победителем Электронного аукциона субподрядной организации для выполнения работ по договору.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация об электронном аукционе на право заключить договор на выполнение работ по перепланировке помещений (6 и 7 этажа под размещение симуляционного центра) и замене пассажирских лифтов в ходе выполнения работ по капитальному ремонту для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный университет" (далее – извещение и документация об электронном аукционе) размещены 15.06.2020 в ЕИС. 19.06.2020 в ЕИС размещены изменения в документацию об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 22906250 (Двадцать два миллиона девятьсот шесть тысяч двести пятьдесят) рублей 32 копейки.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (части 1 и 2 статьи 8 Закона).

Согласно части 2 статьи 24 Закона одним их конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион (электронный аукцион).

При электронном аукционе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Статьей 33 Закона установлены правила описания объекта закупки, которые не содержат ограничений по объему лота.

В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.

Так, в зависимости от своих потребностей, заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки исходя из специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к работам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Кроме того, Законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к работам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам. Более того, указание в документации конкретных характеристик оказываемых работ предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Таким образом, законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа исходя из потребностей последнего.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования размещения заказов, направленные на эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Из смысла статьи 33 Закона также следует, что если указанные в аукционной документации требования к работам не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.

В рассмотренном случае объектом Электронного аукциона является выполнение работ по перепланировке помещений (6 и 7 этажа под размещение симуляционного центра) и замене пассажирских лифтов в ходе выполнения работ по капитальному ремонту, планируются к проведению на одном объекте, технологически и функционально связаны между собой.

Объединение в один лот таких работ, а равно, привлечение в связи с этим подрядных организаций, обладающих достаточными материальными, трудовыми и экономическими ресурсами в целях надлежащего выполнения принимаемых на себя обязательств по контракту, соответствует целям и задачам Закона, и само по себе не свидетельствует об ограничении конкуренции (в частности о необоснованном ограничении числа участников закупки).

Доказательств ограничения количества участников Электронного аукциона при формировании Заказчиком объекта закупки в материалы дела Заявителем так же не представлено.

Таким образом, рассматриваемый довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона при формировании объекта закупки не обоснован.

Необоснованным является и довод жалобы Общества о нарушении Заказчиком статей 6, 7, 8, 33, 64 Закона по причине включения в проектную документацию «Выполнение работ по замене пассажирского лифта на пассажирский лифт грузоподъемностью 400 кг в здании (Общежитие 4/1), расположенное по адресу: Тульская область, г. Тула, р-н Советский, ул. Оружейная, дом 15 (71:30:020401:629)» шифр: 14-ПР-0420, проектную документацию «Выполнение работ по замене пассажирского лифта на пассажирский лифт грузоподъемностью 400 кг в здании (Общежитие 4/2), расположенное по адресу: Тульская область, г. Тула, р-н Советский, ул. Оружейная, дом 15 (71:30:020401:629)» шифр: 15-ПР-0420 товара конкретного производителя – ООО «ОТИС Лифт», модель Otis2000R.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Состав проектной документации определен и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение). В пункте 3 Положения установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей; текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

При этом установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации и Положением требования к составу и содержанию проектной документации не имеют норм, запрещающих указание на модели товара (товарные знаки, производителя товара) и требующих сопровождения указания на товарные знаки словами "или эквивалент".

Таким образом, включение в проектную документацию, являющуюся частью документации о закупке, указаний на модели товара (товарные знаки, производителя товара) без сопровождения их словами "или эквивалент", полностью соответствует положениям законодательства о контрактной системе, в том числе является надлежащим исполнением пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона.

Установлено, что при проведении Электронного аукциона в составе документации в полном объеме размещена проектная документация, разработанная в соответствии с  положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В составе документации об электронном аукционе размещены проектная документация «Выполнение работ по замене пассажирского лифта на пассажирский лифт грузоподъемностью 400 кг в здании (Общежитие 4/1), расположенное по адресу: Тульская область, г. Тула, р-н Советский, ул. Оружейная, дом 15 (71:30:020401:629)» шифр: 14-ПР-0420, проектная документация «Выполнение работ по замене пассажирского лифта на пассажирский лифт грузоподъемностью 400 кг в здании (Общежитие 4/2), расположенное по адресу: Тульская область, г. Тула, р-н Советский, ул. Оружейная, дом 15 (71:30:020401:629)» шифр: 15-ПР-0420, содержащие указание на товар Otis2000R.

При этом, в пункте 7 части I. СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации об электронном аукционе установлено, что наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг указано в части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» настоящей документации об аукционе.

В разделе 3. Замена лифтового оборудования пункта 7 «Материалы (товары), используемые при выполнении работ» части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об электронном аукционе установлены требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам, к размерам материалов (товаров) и иные показатели, связанные с определением соответствия применяемых материалов (товаров) при выполнении работ, в том числе материалу (товару) «Пассажирский лифт».

Как следует из пояснений Заказчика, под данные характеристики подпадает не менее трех моделей товара различных производителей, в том числе: АО «МОС ОТИС», модель лифта 2000R, ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения», модель лифта ЛП-0401К, АО «Щербенский лифтостроительный завод», модель лифта ПП-0411. Такая информация учитывалась Заказчиком при формировании требований к характеристикам объекта Электронного аукциона.

На основании вышеизложенного, учитывая пояснения Заказчика, а также факт отсутствия указания в разделе 3. Замена лифтового оборудования пункта 7 «Материалы (товары), используемые при выполнении работ» части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об электронном аукционе на конкретную модель товара (производителя товара), допустимость использования (поставки) материала (товара), эквивалентному  модели Otis2000R, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона в действиях Заказчика в рассматриваемой части.

При этом, вопреки утверждению Заявителя, пункт 9 части I. СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации об электронном аукционе содержит следующую информацию: «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг в течение 5-и календарных месяцев с даты заключения Контракта. В соответствии с Календарным графиком производства работ (этапы выполнения работ) указанным в пункте 6 Части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об аукционе».

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецтехника Инжиниринг (вх. № 3581 от 25.06.2020) на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тульский государственный университет» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по перепланировке помещений (6 и 7 этажа под размещение симуляционного центра) и замене пассажирских лифтов в ходе выполнения работ по капитальному ремонту для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный университет" (закупка № 0366100002920000041) не обоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны