Решение (комиссия) №6157/23 решение от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Администрация муниципального образования город Ефремов
Свердлова ул., д. 43, город Ефремов, Ефремовский район, Тульская область, 301840
adm.efremov@tularegion.ru, zakup.efremov@tularegion.org

Индивидуальный предприниматель Л. г. Ногинск, Московская область

Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок"
Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041
coz@tularegion.ru

Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"
Миклухо-Маклая ул., д. 40, подв. помещение I ком 25, город Москва, 117342
regulator@etpgpb.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью "Экотерм"
ул. Котовского, д. 19, помещ. 1, город Липецк, Липецкая область, 398059

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-1084/2023

23 октября 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Л. (далее – Заявитель, Индивидуальный предприниматель) (вх. № 8180/23 от 17.10.2023) и дополнения к ней на действия комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству газопровода до границ земельного участка с кадастровым номером 71:08:050101:863 по адресу: Тульская область, МО г. Ефремов, в районе п. Восточный (закупка № 0366200035623006284) (далее – Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

- представителя Аукционной комиссии, государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) на основании доверенности;

- представителя администрации муниципального образования город Ефремов (далее – Заказчик) на основании доверенности;

- представителя Заявителя на основании доверенности;

- представителей общества с ограниченной ответственностью «ЭКОТЕРМ» на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя и дополнения к ней на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.

Доводы Заявителя заключаются в следующем.

1. Независимая гарантия, представленная обществом с ограниченной ответственностью «ЭКОТЕРМ» (далее – Победитель, ООО «ЭКОТЕРМ»), не соответствует требованиям Закона, так как к гарантии не приложена доверенность на лицо, являющееся подписантом по доверенности.

2. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.10.2023 не подписан членами Аукционной комиссии.

3. Заявитель не согласен с решением Аукционной комиссии, в соответствии с которым победителем электронного аукциона признано ООО «ЭКОТЕРМ» (ИНН 4824062098).

Свою позицию податель жалобы обосновывает тем, что согласно сведениям, содержащимся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (https://reestr.nostroy.ru/member/5831993), фактический совокупный размер обязательств ООО «ЭКОТЕРМ» составляет 478 000 000,00 рублей.

На сегодняшний день на исполнении Победителя находится 6 контрактов на общую сумму 438 015 259,00 рублей. При заключении контракта по итогам рассматриваемой закупки фактический совокупный размер обязательств ООО «ЭКОТЕРМ» по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, превысит предельный размер обязательств, исходя из которого ООО «ЭКОТЕРМ» был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

В связи с чем, Победитель перестанет соответствовать пункту 1 части 1 статьи 31 Закона.

Участвующий в заседании Комиссии представитель Индивидуального предпринимателя поддержал довод жалобы о том, что Победителем предоставлено ненадлежащие обеспечение заявки на участие в Закупке, а также утверждение подателя жалобы, что при заключении контракта по итогам рассматриваемой закупки фактический совокупный размер обязательств ООО «ЭКОТЕРМ» по договорам подряда превысит предельный размер обязательств, исходя из которого ООО «ЭКОТЕРМ» был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Довод жалобы о том, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.10.2023 не подписан членами Аукционной комиссии, был снят с рассмотрения Комиссии.

Представители Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии, Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу; просили оставить жалобу без удовлетворения.

Принимающие участие в заседании Комиссии представители ООО «ЭКОТЕРМ» представили письменную позицию в отношении доводов жалобы Заявителя.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке и электронные документы к нему 29.09.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 130 988 391,68 рублей.

Контракт по итогам проведения Закупки на момент рассмотрения настоящего дела Заказчиком не заключен.

В отношении довода Заявителя о том, что независимая гарантия, представленная ООО «ЭКОТЕРМ», не соответствует требованиям Закона, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

В силу пункта 7 части 12 статьи 48 Закона при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона.

Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается (часть 1 статьи 27 Закона).

В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона.

На основании части 2 статьи 45 Закона независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных статьей 44 настоящего Федерального закона случаях для предъявления требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;

3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.

 

Частью 8 статьи 45 Закона предусмотрено, что независимая гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 настоящей статьи, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.

В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень информации и документов, подлежащих включению в реестр независимых гарантий и закрытый реестр независимых гарантий определен частью 9 статьи 45 Закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление N 1005) утверждены, в том числе:

- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона;

- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 6 статьи 45 Закона основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;

2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;

3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В извещении о Закупке установлены следующие требования к обеспечению заявки:

Размер обеспечения заявки - 1309883.92 Российский рубль.

Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии: денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, участники закупки вносят на банковский счет, открытый в банке, включенном в Перечень, утвержденный распоряжением Правительством РФ от 13.07.2018 № 1451-р. Участники закупки, зарегистрированные на территории государства — члена ЕАЭС (кроме России) вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на счет, который указан в извещении, и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Денежные средства, внесенные участниками закупки, зарегистрированными на территории государства—члена ЕАЭС (кроме России) в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, заказчик возвращает не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных пунктами 1-6 части 10 статьи 44 Закона № 44-ФЗ. Возврат денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона № 44-ФЗ. Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть составлена по утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 типовой форме на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона № 44-ФЗ. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

Как следует из пояснений представителя Аукционной комиссии, участником закупки с идентификационным номером заявки № 40 (ООО «ЭКОТЕРМ») в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе представлена независимая гарантия для обеспечения заявки на участие в Закупке:

- № гарантии 07X37113006013230023;

- сведения об организации, выдавшей гарантию - ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК" (7744000912);

- дата выдачи гарантии 04.10.2023 06:00:00 (МСК);

- дата вступления в силу 04.10.2023 06:00:00 (МСК);

- дата окончания срока действия 09.12.2023 06:00:00 (МСК);

- сумма в рублях - 1 309 883, 92.

Аукционная комиссия, проанализировав указанную независимую гарантию, пришла к выводу, что содержание независимой гарантии отвечает положениям Закона, Постановления Правительства РФ N 1005 и включена в реестр независимых гарантий единой информационной системы.

При этом представитель Аукционной комиссии отметил, что с учетом факта размещения информации о независимой гарантии в реестре независимых гарантий, у членов Аукционной комиссии отсутствовали основания ставить под сомнение полномочия подписанта такой гарантии.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что в качестве обеспечения заявки на участие в Закупке ООО «ЭКОТЕРМ» представлена независимая гарантия от 04.10.2023 № 34780-23-10 (реестровая запись в реестре независимых гарантий 07X37113006013230023), выданная ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК", оформленная в форме электронного документа и подписанная руководителем Группы выпуска ЭБГ на основании доверенности № 2126 от 10.11.2022.

Как было отражено выше, независимая гарантия для целей обеспечения заявки на участие в закупке должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона, положениям Постановления Правительства РФ N 1005.

Комиссия отмечает, что реестр независимых гарантий - это перечень выпущенных банками гарантий, служащий целям упрощения и ускорения проверки легитимности данных гарантий заказчиками. Кроме того, положениями статьи 45 Закона и Постановления Правительства РФ N 1005 не предусмотрено требование о предоставлении иных документов, а именно доверенности к независимой гарантии на подписанта в составе заявки на участие в закупке.

 

В свою очередь, часть 6 статьи 45 Закона содержит закрытый перечень оснований для отказа от принятия независимой гарантии, к которому не относится непредставление доверенности на представителя банка.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 4 пункта 123 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" об одобрении сделки могут свидетельствовать действия работников представляемого по исполнению обязательства при условии, что они основывались на доверенности, либо полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали.

Таким образом, участник закупки не обязан представлять в составе заявки на участие в закупке копию доверенности на лицо, подписавшее независимую гарантию, предоставленную в качестве обеспечения заявки на участие в закупке. В свою очередь, информация о гарантии, предоставленной участником закупки с идентификационным номером заявки № 40 (ООО «ЭКОТЕРМ»), размещена в реестре независимых гарантий непосредственно банком.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований у Аукционной комиссии для отказа от принятия независимой гарантии, представленной в качестве обеспечения заявки на участие в закупке Победителем, и, как следствие, отклонения заявки ООО «ЭКОТЕРМ» на основании пункта 7 части 12 статьи 48 Закона.

При изложенных обстоятельствах, рассмотренный довод жалобы не нашел своего подтверждения.

Рассмотрев довод Заявителя о несоответствии ООО «ЭКОТЕРМ» требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства участник закупки должен быть членом соответствующей СРО (СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), за исключением предусмотренных законом случаев (части 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ).

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ определено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

 

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

На основании части 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса.

Частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Таким образом, при несоответствии юридического лица или индивидуального предпринимателя установленным требованиям его право принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров согласно части 8 статьи 55.8 ГрК РФ ограничивается.

Учитывая изложенное, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.

 

Анализ извещения о Закупке показал, что Заказчиком в разделе «Преимущества и требования к участникам» установлено следующее требование к участникам закупки «Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ: Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.12 ст.55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.13 ст.55.16 ГрК РФ Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не менее чем цена, предложенная им при проведении закупки. Информация об участнике закупки должна содержаться в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Указанные требования не применяется к участникам закупки, указанным в ч.2.2 ст.52 ГрК РФ, а также в отношении участника, предложившего цену контракта, не превышающую 10 миллионов рублей.».

В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 09.10.2023 наилучшее предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 40 (ООО «ЭКОТЕРМ»), которое составило 98 241 293,72 рублей.

На основании части 5 статьи 49 Закона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Из системного толкования части 5 статьи 49 Закона следует, что основополагающей функцией аукционной комиссии является отбор участников закупки. При этом проводя процедуру рассмотрения заявок на участие в закупке, при проверке факта для признания заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке отдельно взятого участника торгов, аукционная комиссия обязана руководствоваться положениями извещения об осуществлении закупки, а критерием признания заявки на участие в закупке соответствующей является, в том числе соответствие заявки всем требованиям, указанным в извещении об осуществлении закупки.

 

Таким образом, обязанностью аукционной комиссии в данной части является проверка соответствия заявок на участие в закупке формальным требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

 

В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

 

Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.10.2023 в отношении заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 40 (ООО «ЭКОТЕРМ») Аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки и самого участника закупки требования документации о Закупке.

 

На основании части 1 статьи 55.17 ГрК РФ в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.

 

В силу части 3 статьи 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

 

Частями 4, 5 статьи 55.17 ГрК РФ определено, что саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет".

 

Комиссией установлено, что согласно данным единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах официального сайта Национального объединения саморегулируемых организаций (https://reestr.nostroy.ru/member/5831993) общество с ограниченной ответственностью «ЭКОТЕРМ» (ИНН 4824062098) является действующим членом саморегулируемой организации Ассоциация СРОС «СЛО» и имеет второй уровень ответственности по размеру взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (2 500 000,00 рублей); стоимость работ по одному договору подряда (уровень ответственности) – не превышает пятьсот миллионов рублей; размер обязательств по договорам подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности) – не превышает пятьсот миллионов рублей; фактический совокупный размер обязательств по состоянию на 03.04.2023 составляет 478 000 000,00 рублей.

 

Вместе с этим Комиссия считает необходимым отметить следующее. Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 11.07 2023 года № МШ/54828/23 «Об установлении требований к участникам закупки о членстве саморегулируемой организации и о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации», в силу положений ГрК РФ контроль за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств возлагается на саморегулируемую организацию.

 

В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член саморегулируемой организации ежегодно обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров.

 

При этом согласно частям 5 и 7 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации обязан самостоятельно, либо при получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

 

Таким образом, при рассмотрении заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок руководствуется сведениями о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, размещенными в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

 

Более того, в соответствии с частью 6 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Указанное положение также ГрК РФ также свидетельствует о том, что проверка соблюдения соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, относится к компетенции саморегулируемой организации.

 

В рассматриваемом случае, предложение о цене контракта, сделанное участником закупки с идентификационным номером заявки 40 (ООО «ЭКОТЕРМ») в ходе проведения электронного аукциона составило 98 241 293,72 рублей.

 

В связи с этим к участнику закупки предъявляются требования о наличии уровня ответственности по договору подряда, в соответствии с которым, участником закупки внесены взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств не ниже второго уровня.

 

Согласно информации из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах участник закупки с идентификационным номером заявки ООО «ЭКОТЕРМ» является действующим членом саморегулируемой организации и имеет второй уровень ответственности (не превышает пятьсот миллионов рублей) члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, что позволяет ему по итогам Закупки заключить контракт по цене, предложенной им в ходе проведения электронного аукциона.

 

Учитывая, что Аукционная комиссия не наделена правом осуществлять проверку объема имеющихся договорных обязательств у участника закупки, то на момент рассмотрения заявок у Аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Победителя на основании каких-либо сведений о таких обязательствах, в связи с чем утверждение Заявителя об обратном является несостоятельным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Л. (вх. № 8180/23 от 17.10.2023) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству газопровода до границ земельного участка с кадастровым номером 71:08:050101:863 по адресу: Тульская область, МО г. Ефремов, в районе п. Восточный (закупка № 0366200035623006284) не обоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

2023-6649

 

 

Связанные организации

Администрация Муниципального Образования Город Ефремов
ИНН 7113006013, ОГРН 1147154070667
Электронная торговая площадка Газпромбанка
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО "Экотерм"
ИНН 4824062098, ОГРН 1134824002224
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746