Решение б/н РЕШЕНИЕ По делу № 02-03/108-2018 по признакам нарушения ОО... от 13 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе,
рассмотрев дело № 02-03/108-2018 по признакам нарушения ООО «МСРЕГИОН» (ИНН 5406636050; ОГРН 11054760228547), ООО «Городской телеканал» (ИНН 5256050056, ОГРН 1045207050712) Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии:
- представителя ООО «Городской телеканал» по доверенности б/н от 01.02.2019г.;
– гр. <А>;
в отсутствие законного представителя ООО «МСРЕГИОН», уведомленного надлежащим образом (определение об отложении рассмотрения дела № 02-03/108-2018 (исх. № 2/1012 от 11.03.2019г.) направлено в адрес Общества по электронной почте info@msregion.ru),
УСТАНОВИЛА:
13.11.2018г. в Управление поступило заявление <А> о распространении ненадлежащей рекламы на уличном видеоэкране, расположенном в г. Туле на перекрестке Красноармейского пр. и ул. Дм. Ульянова.
На указканом выше видеоэкране, распространялась реклама следующего содержания:
«Космос дом
270 метров до проспекта Ленина
3 минуты до Центрального стадиона
Рукой подать до Центрального парка
Проверено Космос дом
Отдел продаж (4872)25-45-25
Космос близко
(нечитаемый текст)»;
«Газпромбанк
Бери больше по низкой ставке от 9,99%
ставка по кредиту
(нечитаемый текст)».
Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и, в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламой.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для индивидуального предпринимателя - Ф.И.О.).
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
Пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 58) установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума ВАС РФ № 58, рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, надлежит учитывать, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Реклама «Космос дом» в нарушение части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не содержит сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Реклама «Газпромбанк» не содержит наименования или имя лица, оказывающего эти услуги (для индивидуального предпринимателя - Ф.И.О.); содержит процентную ставку кредита но, не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость займа.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за данные нарушения несет рекламораспространитель.
Управлением в адрес ООО «МСРЕГИОН» направлено соответствующее определение о возбуждении дела № 02-03/108-2018 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (исх. № 2/7133 от 13.12.2018г.), в ответ на которое Общество сообщило, что не является собственником данной конструкции и не размещало спорную рекламу.
24.01.2019г. в адрес Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы антимонопольным органом направлен запрос (исх. № 2/266 от 24.01.2018г.) о предоставлении информации о собственнике данной рекламной конструкции.
29.01.2019г. в Управление поступил ответ (вх. № 313 от 29.01.2019г.) от Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы, согласно которому видеоэкран принадлежит ООО «Городской телеканал».
На основании данного ответа Комиссия Управления определением от 29.01.2019г. (исх. № 2/415) привлекла к рассмотрению дела № 02-03/108-2018 ООО «Городской телеканал» в качестве лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
Заявитель Артемов В.В. на рассмотрении дела отказался от заявленных требований, пояснив, что осуществлял видеосъемку трансляции рекламы в темное время суток и из-за этого, ему мог представленный текст показаться нечитаемым.
В ходе проведенной проверки по заявлению <А> специалистом Управления был осуществлен выход на место расположения видеоэкрана и спорная реклама была зафиксирована на видео в светлое время суток. Из данной видеосъемки следует, что часть существенной информации в рекламе многоквартирного дома «Космос-дом» и АО «Газпромбанк» отсутствует.
На рассмотрении дела представитель ООО «Городской телеканал» предоставила письменные пояснения (вх. № 1080 от 13.03.2019г.), согласно которым видеоролики с вышеуказанной рекламой, размещались Обществом на основании договора № 1-18 от 01.01.2018г. и дополнительных соглашений от 31.10.2018г., заключенных с ООО «ТМГ».
Полученные по актам от заказчика видеоматериалы соответствовали требованиям Федерального закона «О рекламе», текст читался полностью.
В устной форме на рассмотрении дела представитель ООО «Городской телеканал» пояснила, что нарушение произошло в виду технических неполадок и неблагоприятных погодных условий.
ООО «Городской телеканал» предоставил в Управление видеозапись с рекламой многоквартирного дома «Космос-дом» и АО «Газпромбанк», соответствующей требованиям рекламного законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006г., Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу многоквартирного дома «Космос-дом» и АО «Газпромбанк», размещенную на видеоэкране в г. Туле на перекрестке Красноармейского пр. и ул. Д. Ульянова, с нарушением части 7 статьи 5, частей 1,3, 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
- Признать ООО «Городской телеканал» нарушившим часть 7 статьи 5, части 1,3, 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
- Дело в отношении ООО «МСРЕГИОН» прекратить в связи с неподтверждением в его действиях нарушения рекламного законодательства.
- Предписание ООО «Городской телеканал» о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе» не выдавать, в связи с добровольным прекращением нарушения.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственных лиц ООО «Городской телеканал» к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "27" марта 2019г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.