Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № РНП-71-195 от 20 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

15.01.2016 года                                                                                                             г. Тула

 

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе: < --- >,

рассмотрев обращение муниципального учреждения "Управление капитального строительства города Тулы" (далее – Заказчик) исх. № Юр-2696 от 23.12.2015 года (вх. № 7006 от 24.12.2015 года) о размещении информации об Обществе с ограниченной ответственностью «ЯРС-Инжиниринг» (далее – ООО «ЯРС-Инжиниринг», Общество) (ИНН: 7717157576; адрес: 129515,  г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, строение 1, офис 811) в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта № 2015.336552 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Установка модульной котельной для учебно-тренировочной базы спорткомплекса "Штамп", в т.ч. ПИР" (закупка № 0166300024715000392) (далее – Контракт) в связи с существенным нарушением ООО «ЯРС-Инжиниринг» условий Контракта, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года № 1062 (далее -  Правила ведения реестра),  в присутствии:

- < --- > - представителя Заказчика (доверенность от 22.12.2015 года № юр-2681);

- < --- > – представителя Общества с ограниченной ответственностью «ЯРС - Инжиниринг»  (приказ № 1 от 03.03.2015 года),

- < --- > – представителя Общества с ограниченной ответственностью «ЯРС - Инжиниринг»  (доверенность от 01.12.2015 года),

 

УСТАНОВИЛА:

24.12.2015 года в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «ЯРС - Инжиниринг» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Установка модульной котельной для учебно-тренировочной базы спорткомплекса "Штамп", в т.ч. ПИР" (закупка № 0166300024715000392) (далее – Электронный аукцион) в связи с существенным нарушением ООО «ЯРС - Инжиниринг» условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в указанном обращении, проверки соблюдения Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.

Извещение и документация о проведении аукциона в форме электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Установка модульной котельной для учебно-тренировочной базы спорткомплекса "Штамп", в т.ч. ПИР" (далее - документация об электронном аукционе) размещены 11.08.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).

14.09.2015 года по итогам проведения аукциона между Заказчиком и ООО «ЯРС - Инжиниринг» заключен Контракт.

В разделе 3 «Сроки выполнения работ» Контракта определено, что выполнение работ осуществляется в два этапа с момента заключении контракта.

I этап - разработка проектной документации - в течение 20 календарных дней с момента заключения контракта;

II этап - разработка рабочей документации - в течение 20 календарных дней со дня получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В силу части 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 10.2 раздела 10. «Особые условия» Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В связи с ненадлежащим, по мнению Заказчика, исполнением ООО «ЯРС - Инжиниринг»  условий Контракта, 17.11.2015 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2 от 17.11.2015 года (далее – Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).

Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что ООО «ЯРС - Инжиниринг» обязалось выполнить работу по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Установка модульной котельной для учебно-тренировочной базы спорткомплекса "Штамп", в т.ч. ПИР", в соответствии с условиями, установленными Техническим заданием (приложение № 1 к Контракту) и сметой (приложение № 2 к Контракту).

По состоянию на 04.10.2015 года – срок исполнения I этапа, ООО «ЯРС - Инжиниринг» не выполнило надлежащим образом свои обязательства по разработке и передаче Заказчику проектной документации, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2 от 17.11.2015 года.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Комиссия считает необходимым отметить, что размещение в единой информационной системе (Официальном сайте) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и направление такого решения поставщику (подрядчику, исполнителю) способами, перечисленными в части 12 статьи 95 Закона, осуществляется заказчиком с целью надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также с целью соблюдения прав поставщика (подрядчика, исполнителя), определенных, в том числе, в части 14 статьи 95 Закона.

В материалы рассматриваемого дела Заказчиком представлены сведения, согласно которым муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Тулы" 19.11.2015 года по адресу ООО «ЯРС - Инжиниринг», указанному в Контракте, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении направило решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2 от 17.11.2015 года.

Как следует из материалов дела, указанное почтовое отправление не вручено ООО «ЯРС - Инжиниринг».

Представители ООО «ЯРС - Инжиниринг», присутствующие на заседании Комиссии, подтвердили отсутствие факта получения Обществом решения заказчика об одностороннем отказе № 2 от 17.11.2015 года.

Так же во исполнение требований части 12 статьи 95 Закона не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик обязан разместить указанное решение в единой информационной системе (Официальном сайте).

Порядок формирования сведений, в том числе последовательность действий пользователя в каждом разделе Официального сайта регламентируется соответствующим документом - Руководством пользователя. 

В Руководстве пользователя Официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ЗАКУПОК. Версия 3.12, код документа: 05450759.11.03,00.09.002-3.01(2,3,5,6)-ЛУ (далее - Руководство пользователя Единого портала закупок) описано назначение Единого портала закупок, указаны требования к рабочему месту и квалификации пользователей, описаны принципы работы с интерфейсом  пользователя.

В частности, раздел 4.24 «Дополнительная информация о закупках и контрактах» Руководства пользователя Единого портала закупок предусматривает, что в разделе «Дополнительная информация о закупках, об исполнении контрактов» Единого портала закупок отображаются, в том числе, сведения о типе дополнительной информации. При этом указанным разделом Руководства пользователя Единого портала закупок прямо предусмотрены типы дополнительной информации, содержащейся в разделе «Дополнительная информация о закупках, об исполнении контрактов» Единого портала закупок, а именно:

- тип информации «Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта»;

- тип информации «Информация о непредоставлении участником закупки сведений о выгодоприобретателях»;

- тип информации «Информация о непредоставлении участником закупки сведений о субподрядчиках, соисполнителях».

В Руководстве пользователя ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ЧАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ РЕЕСТРА КОНТРАКТОВ И РЕЕСТРА БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ» Код документа:  05450759.20.19,00.09.001-2.0-ЛУ (далее – Руководство пользователя ПУ РК/РБГ) описаны требования к рабочему месту пользователей и порядок действий пользователей при выполнении задач, предусмотренных в рамках Подсистемы управления закупками.

Раздел 3.6 Руководства пользователя ПУ РК/РБГ определяет, в том числе, операции, доступные пользователю при работе с реестром контрактов и информацию, формируемую пользователем в отношении соответствующего контракта.

Руководством пользователя ПУ РК/РБГ предусмотрено, что в раздел «Реестр контрактов» включаются, в том числе, сведения о прекращении исполнения контракта во вкладке «Исполнение прекращено».

При этом подпунктом 3.6.1.1 раздела 3.6 «Работа с реестром контрактов»  Руководства пользователя ПУ РК/РБГ предусмотрено, что во вкладке «Исполнение прекращено» отображаются контракты, для которых опубликован документ «Информация о расторжении контракта».

Таким образом, учитывая положения вышеуказанных документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта с целью исполнения требований части 12 статьи 95 Закона размещается Заказчиком исключительно в разделе Официального сайта «Дополнительная информация о закупках, об исполнении контрактов», и указанный факт исключает возможность опубликования указанного решения в разделе Официального сайта «Реестр контрактов».

Из представленных на заседание Комиссии  Заказчиком документов, а также из сведений, опубликованных Заказчиком в отношении электронного аукциона (закупка № 0166300024715000392) на Официальном сайте, установлено следующее.

Учитывая требования части 12 статьи 95 Закона, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.11.2015 года должно быть размещено Заказчиком в разделе Официального сайта «Дополнительная информация о закупках, об исполнении контрактов» по 20.11.2015 года включительно.

Согласно сведениям, содержащимся в разделе Официального сайта «Дополнительная информация о закупках, об исполнении контрактов», Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в указанном разделе Официального сайта Заказчиком не размещалось.

Вместе с этим, как установлено Комиссией, 17.11.2015 года Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано Заказчиком в разделе Официального сайта «Реестр контрактов».

Следовательно, не разместив в течение трех рабочих дней с даты принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (по 20.11.2015 года включительно) Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.11.2015 года в надлежащем разделе Официального сайта, Заказчик нарушил часть 12 статьи 95 Закона.

Документов и сведений, подтверждающих факт размещения Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в разделе Официального сайта «Дополнительная информация о закупках, об исполнении контрактов» в срок, установленный частью 12 статьи 95 Закона, Заказчиком на заседание Комиссии не представлено.

Указанные факты свидетельствуют о нарушении Заказчиком порядка надлежащего уведомления ООО «ЯРС - Инжиниринг» о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, установленного частью 12 статьи 95 Закона.

В силу части 13 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В рассматриваемом случае, датой надлежащего уведомления Общества о принятом Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, является дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе - 18.12.2015 года. Учитывая положения части 13 статьи 95 Закона, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым 29.12.2015 года.

В соответствии с частью 26 статьи 95 Закона информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Комиссией установлено, что информация о расторжении Контракта размещена Заказчиком в соответствующем разделе Официального сайта 21.12.2015 года.

Так как указанное решение, исходя из положений части 13 статьи 95 Закона не вступило в силу, и, как следствие, по состоянию 21.12.2015 года Контракт не может считаться расторгнутым, то, разместив 21.12.2015 года на Официальном сайте информацию о расторжении Контракта, Заказчик нарушил часть 26 статьи 95 Закона.

Необходимо отметить, что внесение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков даже при наличии в его действиях нарушений своих обязательств по контракту (договору) возможно исключительно при полном соблюдении Заказчиком процедуры принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренной Законом.

Управление считает, что нарушение Заказчиком требований части 12, части 26 статьи 95 Закона имеет существенное значение при рассмотрении данного дела.

Из пояснений ООО «ЯРС - Инжиниринг» следует, что 21.12.2015 года Обществом была передана Заказчику переработанная версия проектной документации. Однако к проектной документации у Заказчика возник ряд замечаний, вследствие чего результаты работ Заказчиком приняты не были. Как указал представитель Общества, текущий уровень завершенности проектной документации составлял 75-80%.

Таким образом, посчитав Контракт расторгнутым 21.12.2015 года, Заказчик лишил Общество права, предоставленного ему частью 14 статьи 95 Закона, на исправление Обществом нарушений условий Контракта. При этом, из представленных в материалы дела документов и сведений следует направленность действий Общества на надлежащие исполнение условий Контракта.

Исходя из положений  части 7 статьи 104 Закона, реестр недобросовестных поставщиков специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном нарушении условий контракта. 

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

Необходимо отметить, что Конституционный суд Российской Федерации в принимаемых судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Комиссия полагает, что подобный подход подлежит применению и в рассматриваемом случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.

При этом ни Закон, ни  Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности Комиссии включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.

По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении Обществом умышленных действий, направленных исключительно на неисполнение условий Контракта.

При вышеизложенных обстоятельствах, у Тульского УФАС России отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО «ЯРС-Инжиниринг» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Комиссия

РЕШИЛА:

1.         Информацию, представленную муниципальным учреждением "Управление капитального строительства города Тулы" исх. № Юр-2696 от 23.12.2015 года (вх. № 7006 от 24.12.2015 года) о размещении информации об Общество с ограниченной ответственностью «ЯРС-Инжиниринг» (ИНН: 7717157576; адрес: 129515,  г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, строение 1, офис 811), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

2. В результате проведенной на основании части 7 статьи 104, части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки закупки № 0166300033415000392 признать муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Тулы"  нарушившим части 12, 26 статьи 95 Закона.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны