Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № РНП-71-57 от 22 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

17.08.2018                                                                                                                   г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев обращение государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области»   (далее – Заказчик) от 06.08.2018 исх. № 1-31/5806-исх (вх. № 3607 от 06.08.2018) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «ИНЭРТА» (далее – ООО «ИНЭРТА» Общество, Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 16.04.2018 № Ф.2018.148381 на выполнение работ по адаптации учреждения к обслуживанию населения (далее – Контракт) (закупка № 0366200035618000486), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила ведения реестра), в присутствии:

– представителей Заказчика по доверенности;

(ООО «ИНЭРТА», надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела № РНП-71-57, явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению данного дела не обеспечило, представило истребуемые объяснения по существу рассматриваемого дела),

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «ИНЭРТА» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения  Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по адаптации учреждения к обслуживанию населения (закупка № 0366200035618000486) (далее – Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки соблюдения Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, проверки фактов, изложенных в указанном обращении, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов и сведений, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по адаптации учреждения к обслуживанию населения (далее – документация об электронном аукционе) размещены 15.03.2018 в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет  950 000,00 рублей.

16.04.2018 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО «ИНЭРТА» заключен Контракт на сумму 783750,00  рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта по настоящему контракту подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика следующую работу: адаптация учреждения к социальному обслуживанию населения (далее – работы) в соответствии с локальной сметой (Приложение №1), рабочей документацией (Приложение №2), техническим заданием (Приложение №3), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат выполненной работы и оплатить его.

В пунктах 2.3, 2.4, 2.5 Контракта стороны согласовали условие, согласно которым: указанная в пункте 2.1 настоящего контракта цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и настоящим контрактом.

Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных настоящим контрактом объемов, качества работ и иных условий исполнения контракта.

По предложению Заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем работы не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены работ, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы.

Положениями пункта 4.1 Контракта определен срок выполнения работ: в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента заключения контракта.

В пункте 6.1.2 Контракта указано, что подрядчик обязан выполнить работы в полном соответствии локальными сметами и рабочей документацией (Приложение №1,2 к настоящему контракту).

Пунктом 6.1.4 Контракта определено, что подрядчик обязуется «Немедленно предупредить заказчика и до получения его указаний приостановить выполнение работ при обнаружении:

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работ;

– отрицательного результата или нецелесообразности дальнейшего проведения работ;

- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок».

В силу пункта 12.6 Контракта любые изменения и дополнения к контракту, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, оформляются дополнительными соглашениями сторон в письменной форме.

Как следует из положений Контракта, его неотъемлемой частью являются, в том числе Приложение № 1 – сметная документация; приложение № 2 –рабочая документация; приложение № 3 – техническое задание.

Приложением № 1 к Контракту «Локальная смета № 1, 2 (локальный сметный расчет) на создание доступной среды для и инвалидов и МГН ГУ ТО «Управление социальной защиты населения (АС)» г. Кимовск, ул. Октябрьская, д. 35» (далее – Локальная смета), Приложением № 2 «Рабочая документация 04/03-2017-МНГ. Создание доступной среды для и инвалидов и МГН ГУ ТО «Управление социальной защиты населения (АС)» г. Кимовск, ул. Октябрьская, д. 35»;  Приложением № 3 к Контракту «Техническое задание на выполнение работ по адаптации учреждения к обслуживанию населения» (далее – Техническое задание) предусмотрены объемы подлежащих выполнению Подрядчиком работ, в том числе количественные характеристики необходимых для выполнения работ материалов.

В силу статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 94 Закона, согласно которой поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, в процессе выполнения демонтажных работ Обществом были выявлены несоответствия технической документации, представленной Заказчиком и фактического состояния объекта.

В письме от 07.06.2017 исх. № 070618/1, направленном Заказчику, Общество сообщило о выявленных при производстве демонтажных работ несоответствиях, а именно: «В помещениях коридора параллельно стенам располагается две глубокие ниши (60-70 см.), закрытые деревянными досками. В нишах проходят коммуникации. Сметой предусмотрено обустройство стяжки толщиной 40 мм в данном помещении, но при этом, сметой не предусмотрено существовании данной ниши, и нет работ по переносу коммуникаций и обустройству подготовки пола под стяжку.

В помещении 6 черновой пол выполнен из ЦСП, в помещении 7- из ДСП, по деревянным лагам. Под полом – засыпка из шлаковой мучки. Качество и прочность засыпки, а также состояние полов вызывает значительные сомнения в их возможности выдержать заливку стяжки и служить ее основанием. Для точной оценки качества основания пола требуется ее частичная разборка и дефектовка. Только по ее результатам возможно принять решение о целесообразности проведения работ.

Руководствуясь пунктом 6.1.4 Договора приостанавливаем работы и просим дать указания о дальнейших действиях, т.к. обнаружены обстоятельства, которые грозят годности или прочности результатов выполняемых работ, а также неблагоприятные для заказчика последствия от выполнения работ по смете».

В ответ на вышеуказанное уведомление Общества Заказчик письмом от 09.06.2018 № 1-34/4405 исх. указал что, по результатам выезда представителей Заказчика и проектной организации был выявлен дополнительный объем работ не учтенный в смете; в ближайшее время будут приняты технические решения и подготовлена необходимая документация для дальнейшего производства работ, предложив при этом Обществу продолжить проведение работ независящих от принятия технических решений.

Письмом от 15.06.2018 № 15061/1 ООО «ИНЭРТА» дополнительно сообщает Заказчику о том, что перед выполнением дополнительных работы по строительству перегородок и отделке стен – необходимо подготовить поверхность стен к стыковке с перегородками и отделке.

С учетом текущего состояния стен – отделка их нецелесообразна, необходима разборка стен и замена изношенного покрытия, при этом в результате разборки стен измениться площадь пола и узлов примыкания. Так же перед установкой перегородок необходима заливка полов. Общество просит сообщить (письменно) о дальнейшем порядке действий и возможных сроках согласования и подписания договора на замену покрытия стен.

В ответ на письмо от 15.06.2018 Заказчик письмом от 15.06.2018 № 1-34/18-з сообщает, что с 04.08.2018 до настоящего времени работы на объекте не ведутся. Рабочие отсутствуют.

Изложенные Обществом причины приостановки работ в письме № 070618/1 от 07.06.12 частично устранены, частично будут решены в ближайшее время. В настоящий момент причины для остановки работ по устройству пола в помещениях 4,5,6,7,8 и монтажу перегородок отсутствуют

Заказчик повторно рекомендует Обществу продолжить проведение работ по Контракту не зависящих от принятия технических решений. При этом напоминает об ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Учитывая, что Заказчиком не было предложено конструктивного решения возникших у Общества сложностей при исполнении Контракта  (ввиду отсутствия принятых технических решений и документации указанной в письме Заказчика от 09.06.2018), воспользовавшись своим правом, предоставленным статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, Общество 02.07.2018 направило в адрес Заказчика письмо (исх. № 020718/1) с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

Вместе с этим, Заказчиком на вышеуказанное письмо Общества 05.07.2018 направлен ответ (исх. №1/34/182 з), в котором Заказчик сообщил следующее:  «22.06.2018 при встрече с сотрудником управления Обществом были получены ответы на поставленные вопросы. А именно:

- по обустройству стяжки в коридоре и комнатах;

- по месту примыкания перегородки ПВХ и расположению в ней двери;

- по устройству стяжки над «нишами» (каналами);

- по месту размещения электрического щита и др.

Все поставленные вопросы имели технические и организационные решения, и не требовали дополнительных сметных затрат.

Кроме того, Вам была передана копия сметы на дополнительный объем работ указанный в нашем письме № 1-34/4405 от 09.06.2018, по которой Вы намеревались (и частично приступили), а мы были готовы заключить контракт уже 06.06.2018 («с учетом тендерных процедур»).

В связи с вышеизложенным, управление не имеет правовых оснований на расторжение контракта по соглашению сторон.»

Однакона заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что дополнительных соглашений к Контракту между сторонами не заключалось, а процедур закупок, направленных на заключение контракта, на выполнение дополнительных объемов работ, выявленных Обществом в ходе производства работ не производилось.

Кроме того, в представленных пояснениях Общество отрицает, а Заказчиком не представлены доказательства в подтверждение факта получения Подрядчиком сметной документации на выполнение дополнительных объемов работ.

12.07.2018 в присутствии представителей государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», представителя ГУ ТО ЦТН, генерального директора ООО «ИНЭРТА» были произведены замеры объемов фактически выполненных Обществом работ, составлен Акт № 1.

На основании вышеуказанного Акта 12.07.2018 Заказчиком сформировано Экспертное заключение по исполнению Контракта, в котором установлено, что демонтажные работы выполнены частично, к монтажным работам Подрядчик не приступил. Работы по контракту не исполнены. Помещения, подлежащие ремонту в рамках Контракта, не могут эксплуатироваться по назначению.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.

- если подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.

В связи с ненадлежащим, по мнению Заказчика, исполнением ООО «ИНЭРТА» в установленный срок условий Контракта, 17.07.2018 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от исполнения контракта от 16.04.2018 № Ф.2018.148381 (далее – Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено 18.07.2018 в адрес ООО «ИНЭРТА» способами, указанными в части 12 статьи 95 Закона, в том числе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, представленного Заказчиком в материалы дела, 26.07.2018 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено адресатом.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Посчитав, что в срок, установленный вышеуказанными нормами статьи 95 Закона, нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ООО «ИНЭРТА» устранено не было, Заказчик посчитал Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступившим в законную силу и Контракт  расторгнутым, в связи с чем, направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года № 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила ведения реестра).

В соответствии с Правилами ведения реестра, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона.

Из пункта 11 Правил ведения реестра следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных Заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Частью 1 статьи 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Как было отражено выше, положениями Контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с локальной сметой (Приложение №1), рабочей документацией (Приложение №2), техническим заданием (Приложение №3) (пункт 1.1 Контракта).

Вместе с этим, по смыслу статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставление заказчиком технической документации  в ненадлежащем содержании может препятствовать исполнению подрядных обязательств.

Комиссией установлено, что Обществом выявлено несоответствие фактических объемов выполняемых работ объемам, предусмотренным в Контракте.

Исходя из анализа представленных документов и сведений, в частности вышеприведенной переписки между Обществом и Заказчиком, наличие подобных расхождений Заказчиком не отрицается.

При этом стороны рассматриваемого дела, в частности представители Заказчика, не смогли пояснить, какой процент составляют дополнительные работы от работ, предусмотренных Контрактом.

Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

В соответствии с пунктом 1 статьи 754 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства.

Как установлено Комиссией, Общество неоднократно уведомляло Заказчика о том, что исполнить Контракт в полном соответствии с Техническим заданием и Локальной сметой не представляется возможным ввиду несоответствия фактических объемов выполняемых работ и количественных характеристик материалов, используемых при выполнении работ, указанным характеристикам и объемам, предусмотренным в Контракте.

Изменение объема выполняемых работ, исходя из положений Контракта и требований части 1 статьи 95 Закона, возможно исключительно по решению Заказчика и такое изменение должно быть совершено в письменной форме.

Материалами дела подтверждается, что Заказчику было известно о наличии вышеприведенных фактов; однако, формально соглашаясь с наличием указанных расхождений, доказательств о совершении каких-либо действий, направленных на оказание содействия ООО «ИНЭРТА» в исполнении условий Контракта в соответствии с реальной потребностью Учреждения, Заказчик на заседание Комиссии не представил (в том числе на изменение соответствующих условий Контракта).

Комиссия полагает, что выполнение Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, на условиях, определенных Техническим заданием и Локальной сметой, при выявленных обстоятельствах, могло привести к неполучению Заказчиком необходимого результата выполнения таких работ. В свою очередь, выполнение Подрядчиком работ на иных условиях, не согласованных Заказчиком, приводит к нарушению Обществом условий исполнения Контракта.

Установлено, что Подрядчик в полной мере исполнил свою обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями пункта 6.1.4 Контракта, немедленно известив Заказчика о возникших у него трудностях при исполнении Контракта.

Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

При этом «автоматическое» включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.

При этом ни Закон, ни  Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями, не свидетельствуют о том, что действия Общества были направлены исключительно на уклонение ООО «ИНЭРТА» от выполнения условий заключенного Контракта или на несоблюдение его условий.

Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Общества недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.

Необходимо отметить, что бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.

При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО «ИНЭРТА», выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией не установлено.

Следовательно, у Тульского УФАС России отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО «ИНЭРТА» в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами, Комиссия

           

РЕШИЛА:

 Информацию, представленную государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от 06.08.2018 исх. № 1-31/5806-исх (вх. № 3607 от 06.08.2018) в отношении общества с ограниченной ответственностью «ИНЭРТА», в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

            Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны