Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № РНП-71-75 от 20 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

14.09.2017                                                                                                                     г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев обращение государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) от 01.09.2017 (вх. № 4111 от 01.09.2017) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Инваторг» (далее – ООО «Инваторг», Общество) (ИНН: 5050100747; адрес: 600007, г. Владимир, ул. Северная, д. 9Б, кв.19) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине уклонения ООО «Инваторг» от заключения контракта на поставку инвалидам  кресел-колясок с ручным приводом различных модификаций (закупка № 0266100000417000167) (далее – Контракт), руководствуясь положениями  Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062) (далее – Правила ведения реестра), в присутствии:

            – представителя Заказчика по доверенности;

            – представителя Общества по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

01.09.2017 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «Инваторг» в реестре недобросовестных поставщиков по причине уклонения ООО «Инваторг» от заключения контракта по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку инвалидам  кресел-колясок с ручным приводом различных модификаций (закупка № 0266100000417000167) (далее - электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании статьи 99, части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона на поставку инвалидам  кресел-колясок с ручным приводом различных модификаций (далее – документация об электронном аукционе)  28.06.2017 размещены  в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 395 716,50 рублей.

В пункте 15 части II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе Заказчик установил требование к обеспечению исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта (договора), что составляет 539 571,65 рублей. Также в указанном пункте документации об электронном аукционе установлено, что в случае, если цена, предложенная участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в настоящем извещении, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, к которой относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, в течение одного года до даты подачи заявки на участие в аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт, неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт, неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт, неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона.

Порядок и срок предоставления обеспечения исполнения контракта.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе Номер закупки 0266100000417000167 от 17.07.2017 по окончании срока подачи заявок на участие в данном электронном аукционе было подано 3 (три) заявки.

На заседании Комиссии установлено, что заявка с порядковым номером 2  подана на участие в электронном аукционе ООО «Инваторг».

Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе Номер закупки: 0266100000417000167 от 17.07.2017 следует, что по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) единогласно приняла, в том числе решение допустить к участию в электронном аукционе и признать участником аукциона участника закупки с порядковым номером заявки 2.                                                                           

Согласно протоколу проведения электронного аукциона 0266100000417000167 от 20.07.2017 наименьшее предложение о цене контракта сделал участник аукциона с порядковым номером заявки 2 – ООО «Инваторг»; наименьшее предложение о цене контракта составило – 5368737.92 рублей (начальная (максимальная) цена контракта снижена на 0,5 %). 

Из протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме Номер закупки: 0266100000417000167 от 21.07.2017 следует, что Аукционная комиссия на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, единогласно приняла решение, в том числе о соответствии вторых частей заявок, поданных  ООО «Инваторг» требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.

Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме Номер закупки: от 21.07.2017 размещен в единой информационной системе 21.07.2017.

Статья 70 Закона регулирует заключение контракта по результатам электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Комиссией установлено, что 26.07.2017 Заказчик через оператора электронной площадки - ЗАО «Сбербанк - АСТ» направил для подписания со стороны Общества проект муниципального контракта на поставку инвалидам  кресел-колясок с ручным приводом различных модификаций (далее – проект контракта).

В силу части 3 статьи 70 Закона, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Согласно части 4 статьи 70 Закона в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.

31.07.2017, руководствуясь положениями части 4 статьи 70 Закона, ООО «Инваторг» направило через оператора электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта контракта (с просьбой внести изменение государственный контракт на поставку инвалидам  кресел-колясок с ручным приводом различных модификаций, а именно; в пункте 12 настоящего контракта добавить ОКАТО 17401375000) Общества, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Общества.

Частью 5 статьи 70 Закона определено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.

На основании части 5 статьи 70 Закона 31.07.2017 Заказчик направил через оператора электронной площадки для подписания со стороны ООО «Инваторг» доработанный проект контракта.

 

В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

Комиссией установлено, что в регламентированный Законом срок (до 03.08.2017 включительно) победитель электронного аукциона - ООО «Инваторг»  не разместил в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО «Инваторг».

В связи с вышеизложенным, 07.08.2017 Заказчиком был составлен протокол отказа от заключения муниципального контракта с победителем электронного аукциона на поставку инвалидам  кресел-колясок с ручным приводом различных модификаций; указанный протокол размещен в единой информационной системе 07.08.2017.

На заседании Комиссии представитель ООО «Инваторг» пояснил, что в результате сбоя в работе компьютерной техники, на котором установлена электронная подпись, Общество в срок, установленный Законом, не подписало Контракт.

Также ООО «Инваторг» утверждает, что не имело намерения уклониться от заключения Контракта. В подтверждение данного факта Обществом представлены следующие документы и сведения:

- банковская гарантия № 14483 от 26.07.2017 выданная коммерческим банком «ИНТЕРПРОМБАНК» в качестве обеспечения исполнения ООО «Инваторг»  контракта на поставку инвалидам  кресел-колясок с ручным приводом различных модификаций;

            - договор поставки товара № 2 от 28.07.2017, заключенный между ООО «Инваторг» и ООО «Медрус» для обеспечения исполнения обязательств Общества  по данному государственному контракту.

            Кроме того письмом от 03.08.2017 Обществом в адрес Заказчика направлены  объяснения причин не подписания ООО «Инваторг» государственного контракта.

            В подтверждение факта добросовестности Общества, на заседании Комиссии ООО «Инваторг» предоставило выписку из реестра договоров, в которой представлены исполненные государственные контракты, заключенные Обществом, без начисления штрафов и пеней.

           Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не настаивает на включении ООО «Инваторг» в реестр недобросовестных поставщиков, аргументируя данный факт длительным сотрудничеством Заказчика с Обществом и добросовестным исполнением ранее Обществом заключенных государственных контрактов без нарушений Закона.      

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что возможность подписания электронной подписью проекта контракта у ООО «Инваторг» отсутствовала.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» от 25.11.2013 № 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила ведения реестра).

Пунктом 12 Правил ведения реестра предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 названных Правил, выносится решение.

Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что порядок, установленный в пункте 12 Правил ведения реестра, применяется при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок в двух случаях: когда участники закупок уклонились от заключения контрактов, либо имеется односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Из пункта 11 Правил ведения реестра следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках в рамках Закона.

С другой стороны анализ указанных положений позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

По общему правилу при привлечении лица к публично - правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в принимаемых судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного  характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 № 13- П, от 21.11.2002 № 15 - П, Определения от 07.06.2001 № 139 -О, от 07.02.2002 № 16-О).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

            Ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества были направлены на уклонение от заключения Контракта.

Приведенные выше обстоятельства не позволяют Комиссии сделать вывод о наличии в действиях ООО «Инваторг» недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от заключения Контракта.

Поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, участвующими в деле лицами не представлено, Общество не может быть признано недобросовестным исполнителем в смысле приведенных выше положений Закона.

            Таким образом, факт уклонения участника закупки - ООО «Инваторг» от заключения Контракта по итогам электронного аукциона на заседании Комиссии не подтвержден.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Комиссия

РЕШИЛА:

            Информацию, представленную государственным учреждением - Тульским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ООО «Инваторг», ИНН: 5050100747; адрес: 600007, г. Владимир, ул. Северная, д. 9Б, кв.19), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

            Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны