Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № РНП-71-86 от 29 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26.11.2018                                                                                                                      г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев обращение государственного учреждения здравоохранения «Тульская областная стоматологическая поликлиника» (далее – Заказчик) от 09.11.2018 исх. № 01-13/1332 (вх. № 5666 от 13.11.2018) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «АВТОКИС» (далее – Общество, ООО «АВТОКИС») в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестре недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 02.04.2018 № 2018.113457 на поставку инструментов (наконечники для слюноотсоса) (далее – Контракт) (закупка № 0366300027518000016), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила ведения реестра), в присутствии:

представителя Заказчика по доверенности,

(в отсутствие представителей  Общества, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № РНП-71-86)

УСТАНОВИЛА:

13.11.2018 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения на поставку инструментов (наконечники для слюноотсоса) (закупка № 0366300027518000016) (далее - Электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 15 статьи 99, части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в указанном обращении,  проверки соблюдения Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения на поставку инструментов (наконечники для слюноотсоса) (далее – документация об электронном аукционе) размещены 28.02.2018 в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет  98 400,00 рублей.

02.04.2018 по итогам проведения Электронного аукциона Заказчиком с Обществом заключен Контракт на общую сумму 87 084,00 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта поставщик обязуется в установленный срок поставить заказчику стоматологические материалы (наконечники для слюноотсоса) (далее – товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение № 1 к контракту), Техническим заданием (Приложение № 2 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта, и с условиями настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Положениями пункта 4.1 Контракта определены сроки и порядок поставки товара:

Поставка товара Получателю осуществляется партиями с момента заключения контракта до 30.11.18 года.

  Поставка товара осуществляется отдельными партиями, в течение десяти дней со дня направления Заказчиком заявки в адрес Поставщика. Заявка направляется Заказчиком по средствам электронной почты или факсимильной связи с содержанием информации об ассортименте и количестве необходимого товара. Также заявка может быть сделана по средствам совершения телефонного звонка ответственному исполнителю Поставщика.

 Периодичность поставок товара: не более одного раза в две недели.

Наименование, количество товара определяется в направленной заявке Заказчика с учетом его потребности и специфики работы согласно Спецификации.

В случае возникновения потребности Заказчика:

- возможна единовременная (досрочная) поставка всего объема товара одной партией;

- по согласованию с Поставщиком поставка осуществляется в течение трёх дней со дня направления Заказчиком соответствующей заявки.

Досрочная поставка возможна только при наличии письменного согласия Заказчика, в противном случае Заказчик вправе отказаться от приемки товара.

В соответствии с пунктом 5.1 Контракта приемка товара по количеству производится согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 № П-6, в части, не противоречащей условиям контракта.

В силу пункта 5.7 Контракта приемка товара в соответствии с контрактом осуществляется заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 (пяти) рабочих дней), со дня поставки товара и получения заказчиком документов, предусмотренных пунктом 5.5 настоящего контракта.

Как следует из пояснений Заказчика и представленных в материалы дела товарных накладных № УТ-92 02.07.2018, № АК-66 от 21.06.2018  Обществом были осуществлены частичные поставки товара на общую суму 9701,00 рубль, а Заказчиком данный товар принят и оплачен. Вместе с тем представитель Заказчика уточнил, что государственное учреждение здравоохранения «Тульская областная стоматологическая поликлиника» заявки на данные поставки Обществу не направляло, объем поставленного товара и дата таких поставок определены Обществом самостоятельно.

25.09.2018 (исх. № 01-13/1120) и 08.10.2018 (исх. № 01-13/1159) Заказчиком на адрес электронной почты Общества направлены заявки на поставку товара согласно спецификации. Данные заявки получены Обществом 25.09.2018 и 08.10.2018 соответственно, однако в срок установленный пунктом 4.1 Контракта поставка товара  не произведена.    

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 12.2 Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;

- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;

- неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товаров

Полагая, что Общество ненадлежащим образом исполняет взятые на себя по Контракту обязательства, Заказчиком 24.10.2018 принято решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом ООО «Автокис» от исполнения контракта № 2018.113457 от 02.04.2018 на поставку инструментов (наконечники для слюноотсоса) (далее – Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссия установила, что Заказчиком осуществлены следующие действия:

24.10.2018 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено Обществу на адрес электронной почты, 25.10.2018 размещено в единой информационной системе в сфере закупок, 29.10.2018  направлено в адреса (по месту нахождения и по адресу указанному в контракте) Общества телеграммой и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Заказчик 29.10.2018 получил информацию о том, что телеграмма не доставлена Обществу, так как данной организации по указанным адресам нет.

Из представленных в материалы дела документов и сведений, а также пояснений представителей Заказчика Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Общества о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления указанного решения в силу, ООО «АВТОКИС»  не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Таким образом, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО «АВТОКИС» в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.

На заседании Комиссии представители Заказчика поддержали доводы обращения в полном объеме.

Вместе с этим, ООО «АВТОКИС» не представило объяснения с указанием причин невозможности Обществом надлежащим образом исполнить со своей стороны обязательства по Контракту, истребованные Тульским УФАС России.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом и в установленные сроки исполнить обязанность по выполнению условий Контракта, в материалы дела Обществом  не представлено.

Следовательно, решение Заказчика  об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Доказательств возникновения у ООО «АВТОКИС» вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

  Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с Правилами ведения реестра в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Комиссия считает, необходимым отметить, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.

По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном нарушении условий контракта.

Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.

По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

Своим бездействием ООО «АВТОКИС» не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неисполнение (ненадлежащее исполнение) ООО «АВТОКИС» условий Контракта, при этом факт неисполнении (ненадлежащего исполнения) условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела; доказательств, свидетельствующих об обратном, Общество в Тульское УФАС России не представило.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Обществом условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, ООО «АВТОКИС» также не предоставлено.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ООО «АВТОКИС» подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Комиссия

РЕШИЛА:

  1.       Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью ООО «АВТОКИС» по причине одностороннего отказа государственного учреждения здравоохранения «Тульская областная стоматологическая поликлиника» от исполнения контракта от 02.04.2018 № 2018.113457 на поставку инструментов (наконечники для слюноотсоса).
  2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «АВТОКИС» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны