Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № РНП-71-90 от 21 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

17 декабря 2018 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев обращение государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной наркологический диспансер № 1» (далее – Заказчик) от 03.12.2018 исх. № 742з (вх. № 6238 от 04.12.2018) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Строительное управление «Ю-Вест» (далее – ООО «СУ «Ю-Вест», Общество) (ИНН: 7105508820; адрес: 300040, г. Тула, ул. Патронная, д. 45) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 26.04.2018 № 51-18 на выполнение работ по ремонту системы отопления (далее – Контракт) (закупка № 0366200035618000690), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила ведения реестра), в присутствии:

- представителя Заказчика по доверенности;

- представителей Общества по доверенности;

- генерального директора ООО «СУ «Ю-Вест» на основании приказа,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «СУ «Ю-Вест» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту системы отопления (закупка № 0366200035618000690) (далее – Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки соблюдения Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, проверки фактов, изложенных в указанном обращении, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов и сведений, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту системы отопления (закупка № 0366200035618000690) (далее – документация об электронном аукционе) размещены 23.03.2018 в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 487 035,91 рублей.

26.04.2018 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО «СУ «Ю-Вест» заключен Контракт на сумму 2 051 804,61 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта по настоящему контракту Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту системы отопления по объекту: г. Тула, ул. Курковая, д. 22 (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта и техническим заданием (Приложение № 1), проектной документации (Приложение № 2: 1) 03-2017-ОВ; 2) 03-2017-ТС; 3) 03-2017-УУТЭ), сметной документации (Приложение № 3: 1) внутренние работы; 2) наружные работы; 3) узел учета), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

В соответствии с пунктом 1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 Контракта, своими силами или с привлечением субподрядных организаций.

Положениями пункта 3.1 Контракта определен срок выполнения работ:

- начало работ – 28.05.2018г.;

- окончание работ – 27.08.2018г.

Согласно пункту 3.2 Контракта на момент заключения настоящего Контракта дата окончания работ является исходной для имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ.

В пунктах 6.1, 6.2 Контракта указано, что сдача результатов выполненных работ подрядчиком и принятие их заказчиком осуществляется путем подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), акта приемки (этапа) выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).

Заказчик, получивший письменное сообщение подрядчика о готовности к окончательной сдаче работ, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней приступает к приемке результатов выполненных работ, назначает приемочную комиссию и обеспечивает участие в ней представителей сторон.

Приемка выполненных работ (отдельного этапа) в соответствии с Контрактом осуществляется заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 3 (трех) рабочих дней), со дня получения Заказчиком документов, предусмотренных пунктом 6.1 Контракта.

Сдача работ подрядчиком и их приемка заказчиком оформляется актом приемки (этапа) выполненных работ, подписанным сторонами.

Пунктами 6.7, 6.8 Контракта определено, что в случае установления по результатам экспертизы факта ненадлежащего качества выполненной работы (ее результатов), подрядчик обязан компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика.

Акт приемки (этапа) выполненных работ подписывается заказчиком после устранения подрядчиком всех выявленных при приемке недостатков.

 Работы считаются выполненными со дня подписания заказчиком акта приемки (этапа) выполненных работ без замечаний.

В случае досрочного выполнения работ подрядчиком, Заказчик вправе досрочно принять и оплатить результат выполненных работ.

Результат выполненных работ переходит в собственность заказчика с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2), акта приемки (этапа) выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), после чего Заказчик берет на себя риск его случайной гибели или повреждения.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил и из материалов дела установлено следующее.

30.07.2018 Заказчиком было получено от Подрядчика письмо, в котором Подрядчик информирует Заказчика о дальнейшей невозможности проведения наружных работ, в связи с наличием на объекте работ грунтовых вод.

30.07.2018 комиссией Заказчика было выявлено наличие воды на обследованном участке теплотрассы по адресу г. Тула, ул. Курковая, д. 22, а также составлен соответствующий акт, согласно которому принято решение приостановить выполнение работ по прокладке наружной теплотрассы, до решения вопроса с АО «Тулагорводоканал» и АО «Тулатеплосеть».

На устранение обстоятельств, послуживших приостановлению работ, был затрачен 31 календарный день.

30.08.2018 в адрес Подрядчика было направлено письмо о возможности продолжения работ по ремонту системы отопления и уведомление о том, что Заказчиком была осуществлена корректировка проектно-сметной документации.

18.09.2018 (исх. 1014/кс) в адрес Подрядчика было направленно письмо с просьбой оптимизировать работу сотрудников для сдачи объекта в пределах срока действия Контракта.

25.10.2018 представители Заказчика при выезде на место выполнения работ обратили внимание на минимальное количество сотрудников Подрядчика, что не лучшим образом влияло на срок сдачи работ. По данному факту в адрес Подрядчика было направлено письмо (исх. 1088/кс) с отражением указанного факта.

09.11.2018 в адрес Подрядчика направлено уведомление с напоминаем о скором истечении срока действия Контракта. Также, в указанном уведомлении Заказчик доводит до сведения Подрядчика, что в случае не исполнения в кратчайший срок взятых на себя обязательств по Контракту, в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона, будет принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.

19.11.2018, в соответствии с пунктом 13.2 Контракта и на основании пунктов 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 95 Закона, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

19.11.2018 Подрядчик был уведомлен об указанном решение «под роспись».

23.11.2018 в адрес Заказчика было направлено письмо (вх. № 26) с просьбой об отмене указанного решения об одностороннем отказе; в данном письме указано, что по состоянию на 22.11.2018 работы по Контракту выполнены на 98%.

Согласно части 14 статьи 95 Закона, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Таким образом, Заказчик имеет право отменить данное решение только после приемки выполненных работ, в соответствии и условиями контракта.

Об указанном факте Подрядчик был проинформирован Заказчиком в ответном письме от 23.11.2018 (исх. 1142/кс).

27.11.2018 Подрядчик сообщил о готовности к окончательной сдаче работ.

27.11.2018 г. приемочной комиссией Заказчика была осуществлена приемка выполненных подрядчиком работ. Приемочной комиссией было вынесено следующее решение: предъявленные к приемке работы по ремонту системы отопления по состоянию на дату приемки не завершены, представленные документы не отражают фактически выполненных работ. Указанное решение отражено в акте приемочной комиссии от 27.11.2018.

Таким образом, на дату приемки 27.11.2018 работы по ремонту системы отопления работы выполнены не в полном объеме.

27.11.2018 Заказчиком составлен мотивированный отказ Заказчика от подписания акта сдачи приемки выполненных работ, который содержит информацию о том, что по состоянию на 27.11.2018 работы выполнены не в полном объеме. Кроме того, Заказчик предоставляет Подрядчику срок до 28.11.2018 включительно для исправления недостатков, обнаруженных в ходе приемки. При этом, в случае невозможности завершения работ в указанный Заказчиком срок, Подрядчику необходимо в срок до 29.11.2018 предоставить в адрес Заказчика документы для оплаты фактически выполненных работ.

28.11.2018 Подрядчиком были переданы в адрес Заказчика следующие документы:

1. Акт сдачи-приемки выполненных работ (форма № КС-2) - 2 экз.;

2. Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма Ш КС-3) - 2 экз.;

3. Акт приемки выполненных работ (Приложение № 4 к контракту № 51-18 от 26.04.2018) - 2 экз.;

4. Исполнительная документация ООО «СУ «Ю-Вест», в том числе паспорта, сертификаты - 3 экз.;

5. Товарно-транспортные накладные - 2 экз.;

6. Исполнительная схема ТС - 3 экз.;

7. Паспорта на радиаторы б/м RIFAR ВASE-500/350/200 - 2 экз.;

8. Письмо   о   закрытии   ордера   на   производство   работ,   в  том числе  Акт  о восстановлении благоустройства от 01.10.18 - 2 экз.

28.11.2018 Заказчиком был принят выполненный Подрядчиком объем работ.

29.11.2018 Заказчиком была выставлена пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту. (исх.1157/кс), о чем Подрядчик был уведомлен по электронной почте, а так же лично 03.12.2018.

По мнению Заказчика, по состоянию на 30.11.2018 работы по Контракту Обществом не выполнены в полном объеме, в связи с чем решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 30.11.2018.

В свою очередь, Общество представило письменные пояснения относительно обращения Заказчика, в которых попросило информацию об ООО «СУ Ю-Вест» в реестр недобросовестных поставщиков не включать, выразило несогласие с позицией Заказчика по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта срок начала выполнения работ был установлен с 28.05.2018.

В рамках исполнения Контракта Подрядчик приступил к выполнению работ (с 28.05.2018), а также запросил у Заказчика ордер на производство работ по прокладке тепловой сети.

В целях надлежащего исполнения Контракта, и не смотря на то, что вышеуказанный ордер оформляется Заказчиком и на его имя, фактические действия по получению были осуществлены Подрядчиком.

Кроме того, для выполнения земляных работ требовалось получение согласования от АО «Тульские городские электрические сети». За надзор за трассами КЛЭП в зоне производства работ Подрядчик уплатил 2 587,50 руб., что подтверждается счетом от 26.06.2018 № 2088, и Актом выполненных работ № 3912 от 31.10.2018.

Ордер на производство работ по прокладке тепловой сети к зданию медицинского назначения, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Курковая, д. 22, был получен 28.06.2018. Согласно указанному ордеру к работам можно было приступить с 02.07.2018, что также отодвинуло сроки выполнения отдельных видов работ.

В процессе выполнения работ, а именно 24.07.2018, Подрядчиком было установлено наличие на объекте работ грунтовых вод, в результате чего наружная часть теплотрассы оказывалась ниже уровня воды.

В результате данного события потребовались корректировка и согласование проекта, работы были приостановлены по согласованию с Заказчиком на 37 дней (с момента направления письма от 24.07.2018 исх. № 19 Заказчику и до момента получения от Заказчика уведомления от 30.08.2018 о возможности возобновить проведение работ). Приостановка работ Заказчиком подтверждается Актом обследования участка прокладки теплотрассы от 30.07.2018.

Таким образом, более месяца Подрядчик был лишен возможности выполнять обязательства по Контракту по независящим от Подрядчика причинам.

Кроме того, для завершения ремонтных работ требовалось дорогостоящее оборудование (тепловой узел, водонапорный насос), закупать которое было нецелесообразно до решения вопроса о приостановке работ, поскольку в связи с необходимостью корректировки проекта могли измениться технические параметры оборудования (например, мощность).

После получения письма от Заказчика № 911 от 30.08.2018 о решении вопросов по корректировке и согласованию проекта, Подрядчиком незамедлительно были предприняты меры по дальнейшему выполнению своих обязательств по Контракту.

В первые же рабочие дни после получения вышеуказанного письма от Заказчика, Подрядчиком был заключен договор поставки от 04.09.2018 № 148/09 на поставку водонапорного насоса, а также договор поставки № 6 от 12.09.2018 на поставку дополнительного оборудования. Со стороны Подрядчика заказанное оборудование было оплачено своевременно, что подтверждается платежными поручениями.

Параллельно этому, Подрядчиком производились действия по получению ордера на производство работ по восстановлению системы отопления на объекте. Полученный ордер № 209 от 02.11.2018 на производство работ давал возможность производить работы до 15.12.2018.

Несмотря на то, что расходы на оформление разрешительных документов в сметную стоимость не входили, Подрядчик взял на себя оплату согласования работ с АО «ТГЭС», а также своими силами оформлял ордеры, выданные ГУ администрации г. Тулы по Зареченскому территориальному округу, именно в целях ускорения получения разрешительных документов и обеспечения возможности продолжать работы по ремонту системы отопления.

Важным фактом является также то, что согласно Техническим условиям на теплоснабжение ремонтируемого объекта, выданным Заказчику АО «Тулатеплосеть» 07.10.2016, строительство и монтаж должны вестись под техническим надзором предприятия, выдавшего ТУ (п. 12 ТУ). За время проведения работ было составлено 22 трехстороннего акта согласования. Таким образом длительное время было потрачено на согласовательные процедуры, которые подразумевали доставку представителя АО «Тулатеплосети» на место выполнения работ и обратно силами Подрядчика, а также представление результатов выполненных работ, что исключало возможность одновременного проведения дальнейших работ на объекте, так как не согласовав один этап с АО «Тулатеплосети», невозможно было начинать следующий. Условиями Контракта № 51-18 от 26.04.2018 г. предусмотрен срок выполнения работ, определенных проектно-сметной документацией. Ни сам Контракт, ни Техническое задание, являющееся его неотъемлемой частью, ни проектно-сметная документация не содержат требований о согласовании работ с АО «Тулатеплосети» в связи с необходимостью технического надзора со стороны данной организации. Контракт и Техническое задание содержат ссылки на СНиП, СанПин, правил ОТ, ППБ и т.д. Однако, только после заключения Контракта была установлена необходимость согласования этапов выполнения работ с указанной выше организацией, что также увеличило срок выполнения работ.

Вышеуказанные факты подтверждают намерение Подрядчика исполнить обязательства по Контракту надлежащим образом.

Необходимый насос Подрядчиком был получен с задержкой (16.10.2018), что подтверждается товарной накладной от 16.10.2018. Однако, при проверке работоспособности насоса была установлена его неисправность. В связи с этим, Подрядчиком было незамедлительно направлено письмо поставщику оборудования о необходимости проведения диагностики и ремонта. Замена насоса была произведена 29.11.2018, что подтверждается актом приема-передачи.

Не смотря на то, что задержка в выполнении работ по Контракту произошла по независящим от Подрядчика причинам, в связи с непреодолимыми обстоятельствами (наличие грунтовых вод, приостановка работ, корректировка проекта, неоднократное оформление разрешительной документации от администрации г. Тулы, вынужденная необходимость замены насоса), 19.11.2018 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было получено Подрядчиком в этот же день.

В связи с тем, что просрочка исполнения обязательств по контракту была допущена не только по вине ООО «СУ «Ю-Вест», приостановка работ по причине обнаружения на объекте грунтовых вод была произведена по согласованию с Заказчиком, и все действия Подрядчика были направлены на исполнение Контракта, Общество просит сведения в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 13.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.

- если подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.

В связи с неисполнением ООО «СУ «Ю-Вест» в установленные сроки условий Контракта, 19.11.2018 Заказчиком принято решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – Решение об одностороннем отказе).

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено 19.11.2018 генеральным директором ООО «СУ «Ю-Вест».

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Посчитав, что в срок, установленный вышеуказанными нормами статьи 95 Закона, нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ООО «СУ «Ю-Вест» устранено не было, Заказчик посчитал Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем, направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» утверждены Правила ведения реестра.

В соответствии с Правилами ведения реестра, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона.

Из пункта 11 Правил ведения реестра следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных Заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Частью 1 статьи 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Как было отражено выше, положениями Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с проектной документацией, сметной документацией, являющимися неотъемлемой частью Контракта (пункт 1.1 Контракта).

Согласно положениям статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

При этом «автоматическое» включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.

При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо исполнителя от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.

При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.

При этом обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.

Следовательно, правовая оценка действий Заказчика и общества, с точки зрения правомерности оснований, послуживших основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находится за пределами компетенции Тульского УФАС России.

В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий контракта, допущенных исключительно по вине ООО «СУ «Ю-Вест»; также Комиссия не может прейти к однозначному выводу о наличии достаточных оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и, как следствие, включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами, Комиссия

         

РЕШИЛА:

 Информацию, представленную государственным учреждением здравоохранения «Тульский областной наркологический диспансер № 1» от 03.12.2018 исх. № 742з (вх. № 6238 от 04.12.2018) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление «Ю-Вест» (далее – ООО «СУ «Ю-Вест», Общество) (ИНН: 7105508820; адрес: 300040, г. Тула, ул. Патронная, д. 45), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

          Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны