Предупреждение б/н Предупреждение ОАО «МРСК Центра» от 9 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11.06.2015 № 03-20/2489ЛП

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по результатам рассмотрения заявления <***> выявило в действиях ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Центра» (далее ОАО «МРСК Центра») (ул. 2-я Ямская, д. 4, г. Москва, 127018) в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» (далее - ОАО «МРСК Центра») признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в навязывании заявителю невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения.

06.11.2014<***> направил в адрес ОАО «МРСК Центра» заявление на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (вх. б/н от 06.11.2014), указав класс напряжения до 1000 В (0,4 кВ).

ОАО «МРСК Центра» письмом от 04.12.2014 № МРСК-ТВ/13-1/15-112 направило <***> оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности (далее – Договор). Пунктом 5 установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 1 год со дня заключения Договора. Пунктом 10 Договора определен размер платы за технологическое присоединение объекта <***> в сумме <***> рублей, который определялся в соответствии с приказом РЭК Тверской области № 861-нп от 27.12.2013 (согласно приложению № 2 к Приказу, при расчете использовались индексы изменения сметной стоимости за 3 квартал 2014).

<***> направил в адрес ОАО «МРСК Центра» мотивированный отказ  от подписания Договора в связи с несогласием с размером оплаты, указав, что ближайшая опора сетей ОАО «МРСК Центра» находится на расстоянии 30 м от границы его участка, в связи с тем, плата за технологическое присоединение не должна превышать 550 рублей (вх. б/н от 04.02.2015).

ОАО «МРСК Центра» письмом от 11.02.2015 № МР1-ТВ/1-1/1001 отклонил доводы <***>, настаивая на ранее направленном варианте оферты договора № 40997599.  ОАО «МРСК Центра» мотивировал установление размера оплаты по Договору более 550 рублей тем, что заявителем подана заявка на технологическое присоединение с классом напряжения 0,4 кВ, а расстояние от границ объекта заявителя до ближайшего объекта электросетевого хозяйства такого класса напряжения составляет около 2 км. Также в ответе ОАО «МРСК Центра» было отмечено, что на указанном <***> расстоянии 30 м. находится опора ВЛ-10 кВ, не соответствующая уровню напряжения в заявке.

Аналогичную позицию ОАО «МРСК Центра» подтвердил письмом от 08.04.2015 № МР1-ТВ/13-1/2534 на претензию <***> о том, что плата за технологическое присоединение не должна превышать 550 рублей (вх. б/н от 02.04.2015), указав, что ранее направленная оферта договора 40997599 является действительной.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) на сетевую организацию, как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения, возложена обязанность по осуществлению мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения и перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В данном случае,  <***> подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 Правил технологического присоединения.

В соответствии с абзацем 1 пункта 17 Правил технологического присоединения, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Аналогичная норма содержится и в пункте 18 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания).

Согласно письму ФСТ России от 15.07.2014 № ЕП-7582/12 «О размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии соблюдения расстояний, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) на уровне напряжения до 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, к которому необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, должна составлять не более 550 рублей.

Согласно информации ОАО «МРСК Центра» расстояние от границ участка <***> до ближайшего объекта ОАО «МРСК Центра» с классом напряжения 0,4 кВ составляет около 2 км. При этом, в непосредственной близости (30 метров) от границ земельного участка <***> располагается опора ВЛ-10 кВ ОАО «МРСК Центра» (письмо в адрес заявителя от 08.04.2015 № МР1-ТВ/13-1/2534).

Согласно пункту 30 Правил техприсоединения, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами техприсоединения, с учетом особенностей, установленных размелом III «Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту».

Однако, положения указанного раздела не применяются к лицам, указанным в пунктах 12.1 и 14 Правил техприсоединения, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно (пунктом 33.1 Правил техприсоединения).

В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 №ВАС-9742/11 на сетевую организацию в соответствии с Правилами технологического присоединения возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из подпункта «б» пункта 25 и подпункта «б» пункта 25.1 Правил технологического присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия (в том числе понизить/повысить класс напряжение) за свой счет в отношении любых заявителей.

Таким образом, в случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям подпадает под требование пункта 17 Правил, плата за такое технологическое присоединение для потребителей не может превышать 550 рублей. Мероприятия по понижению/повышению класса напряжения существующих линий до класса напряжения необходимого заявителю и указанного в заявке, сетевая организация обязана произвести за собственный счет.

Часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (пункт 3).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга по передаче электрической энергии относится к услугам естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Навязывание ОАО "МРСК Центра" при заключении Договора не предусмотренных действующим законодательством требований, а именно, установление в пункте 5 Договора срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта, превышающего предельный срок, установленный подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, а также установление пунктом 10 Договора размера платы за технологическое присоединение, не соответствующего пункту 17 Правил техприсоединения,  ущемляет интересы <***>, противоречит подпункту "б" пункта 25.1 Правил техприсоединения, части 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», и содержит признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, ОАО «МРСК Центра», занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах своих сетей, допустило ущемление интересов <***> путем навязывания невыгодных условий договора технологического присоединения в части срока и стоимости выполнения мероприятий по технологическому присоединению, чем нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях ОАО «МРСК Центра» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем направления в срок до 30 июля 2015 года в адрес <***>  для подписания заполненного и подписанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям III категории надежности, с установлением срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения и платы за такое присоединение в соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения.

О выполнении предупреждения сообщить в Тверское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

 

Временно исполняющий обязанности

руководителя Тверского УФАС России                                                          Л.В.Посохова     

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны