Предупреждение б/н Предупреждение МУП «Тверьгорэлектро» от 4 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

24.08.2016 № 03-20/2698ВФ

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по результатам рассмотрения заявления ЗАО «Александрит» выявило в действиях Муниципального унитарного межрайонного предприятия электрических сетей «Тверьгорэлектро» (далее - МУП «Тверьгорэлектро») (ул. Ротмистрова, д. 27, г. Тверь, 170008) признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в отказе (уклонении) от заключения договора на технологическое присоединение (увеличение мощности) нежилого помещения ЗАО «Александрит» (мастерская, магазин), расположенного по адресу: г.Тверь, Тверская пл., д.9 (далее – Объект).

16.09.2015 ЗАО «Александрит» в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила технологического присоединения), обратилось в МУП «Тверьгорэлектро»  с заявкой на увеличение мощности технологического подключения нежилого помещения по вышеуказанному адресу, максимальная мощность энергопринимающих устройств – 15 кВт, максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств – 0,8 кВт.

МУП «Тверьгорэлектро» письмами от 23.09.2015 № 019-07/490, от 08.10.2015 № 019-07/512 проинформировало ЗАО «Александрит» о необходимости представления согласия организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, со ссылкой на пп. «ж» п.10 Правил технологического присоединения.

По информации МУП «Тверьгорэлектро» от 29.01.2016 № 019-07/154/1 ЗАО «Александрит» по вышеуказанному адресу занимает 2 нежилых помещения (ювелирная мастерская и магазин), запитанных из-под сетей жилого дома. При этом, МУП «Тверьгорэлектро» ссылается на пункт 1 технических условий МУП «Тверьгорэлектро» от 01.09.1997 № 1/167, согласно которому ЗАО «Александрит» разрешено подключение ювелирной мастерской при магазине Александрит» (существующая нагрузка магазина – 5 кВт) мощностью 5 кВт, в т.ч. 3 кВт на нагревательные технологические цели, от вводных изоляторов дома № 9 (кабелем по стене здания), а также на пункт 1 технических условий ООО «ЖЭУ-6» от 28.09.2006 № 338, согласно которому ЗАО «Александрит» предлагалось выполнить электроснабжение от вводного распределительного устройства жилого дома с установкой самостоятельного узла учета и разрешенной мощностью 10 кВт (данные о выполнении технических условий ООО «ЖЭУ-6» не представлено).

Документы о технологическом присоединении жилого многоквартирного дома по указанному адресу в МУП «Тверьгорэлектро» отсутствуют, представлен акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 26.06.2009 между ООО «УК Центрального района г.Твери» и МУП «Тверьгорэлектро», согласно которому граница балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон по адресу: Тверская пл., д. 9 (объект не конкретизирован), категория – 3, мощность 1,0, ТП - 307 – изоляторы ввода д.9.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) на сетевую организацию, как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения, возложена обязанность по осуществлению мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения и перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 2 действие Правил технологического присоединения распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

ЗАО «Александрит» подпадает под категорию лиц, установленных пунктом 12.1 Правил технологического присоединения (заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше до 150 кВт включительно).

Требования к заявке на технологическое присоединение содержатся в пунктах 8 и 9 Правил технологического присоединения, а пункт 10 Правил технологического присоединения содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к заявке.

Согласно пункту 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Пункт 8 (4) и подпункт «ж» пункта 10 Правил технологического присоединения предусматривают обязанность для заявителя, имеющего намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, прилагать к заявке копию документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).

Таким образом, согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом не требуется в том случае, если имеются доказательства того, что для соответствующего нежилого помещения предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации.

Согласно Акту ТУ «Тверьгорэнергонадзор» о допуске в эксплуатацию вновь построенной (реконструированной) электроустановки от 22.09.1997 – внешняя КЛ-0,4 кВ и внутренние эл.линии ювелирной мастерской ЗАО «Александрит», электроснабжение осуществляется от существующей ВЛ-0,4 кВ, от изоляторов ввода дома № 9 КЛ-0,4 кВ АВВГ 4х10 L-35м. Граница балансовой принадлежности – на контактах штыревых изоляторов на здании.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 4.10.2000, подписанному ОАО «Тверьэнерго, МУП «Тверьгорэлектро» и  ЗАО «Александрит», на балансе МУП «Тверьгорэлектро» - ВЛ – 0,4 кВ от ТП – 307. Граница ответственности установлена: 1) на вводных изоляторах ввода в д.9 Тверская пл.; 2) кабельных наконечниках в РУ 6 кВ ПС Вагжановская.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 21.07.2006 (приложение № 5 к договору № 1803) между ЗАО «Александрит» и МУП «Тверьгорэлектро» на балансе последнего  - ТП – 307, ВЛ – 0,4 кВ от ТП – 307 до изоляторов ж/д 9. Граница ответственности указана та же, что и в акте от 4.10.2000, категория электроприемников – третья, мощность – 5 кВт.

Таким образом, граница ответственности за состояние и обслуживание электрических сетей и установок ЗАО «Александрит» и МУП «Тверьгорэлектро» установлена на вводных изоляторах жилого дома № 9.

Согласно позиции Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 09.06.2016 № 07-16/2593 установление границы ответственности на изоляторах ввода в жилой дом не означает, что электроустановки магазина ЗАО «Александрит» подключены к сетям жилого дома, что подтверждается письмом ООО «ГУК Центрального района г.Твери» от 30.09.2015 № 729, согласно которому электроснабжение объекта ЗАО «Александрит» независимо от электроснабжения остальных жилых и нежилых помещений жилого дома, точка подключения указанного помещения – ВЛ - 0,4 кВ, вводные изоляторы жилого дома № 9. ООО «ГУК Центрального района г.Твери» ссылается при этом на акт разграничения балансовой принадлежности от 21.07.2006 и указывает, что общих границ с ЗАО «Александрит» не имеет.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Тверь, Тверская пл., д. 9, обслуживается по договору между собственниками и управляющей организацией ООО «ГУК Центрального района г.Твери» (информация с сайта http://www.guktstver.ru/doma), предоставляющей коммунальную услугу по электроснабжению этого жилого дома.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги,  обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

Следовательно, ООО «ГУК Центрального района г.Твери» является организацией, ответственной за содержание электрохозяйства жилого дома по вышеуказанному адресу, и располагает информацией о схеме электроснабжения  дома.

ООО «ГУК Центрального района г.Твери» письмом от 17.08.2016 № 552 указало, что для Объекта ЗАО «Александрит» проектным решением предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации.

Таким образом, орган федерального государственного энергетического надзора (Ростехнадзор), уполномоченный в соответствии с пунктом 31 Правил технологического присоединения давать заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения, указал, что объективным подтверждением схемы подключения электроустановок магазина независимо от схемы электроснабжения жилого дома будет являться однолинейная схема электроснабжения жилого дома с указанием наименований присоединений, утвержденная лицом, ответственным за электрохозяйство жилого дома по вышеуказанному адресу, а ООО «ГУК Центрального района г.Твери» (ответственное за электрохозяйство вышеуказанного многоквартирного дома) указало на независимость электроснабжения Объекта ЗАО «Александрит» от электроснабжения остальных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, (далее - Правила недискриминационного доступа) сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга по передаче электрической энергии относится к услугам естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

МУП «Тверьгорэлектро» состоит в Реестре естественных  монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 69.1.48 (включено приказом ФСТ России от 20.05.2013 №594-э).

Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует.

Услуга по передаче электрической энергии на территории г.Твери  предоставляется МУП «Тверьгорэлектро» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

МУП «Тверьгорэлектро» отказало (уклонилось) от заключения договора на технологическое присоединение (увеличение мощности) Объекта ЗАО «Александрит», расположенного по адресу: г.Тверь, Тверская пл., д.9, хотя организация, осуществляющая управление многоквартирным домом и ответственная за содержание электрохозяйства этого дома, отметила независимость электроснабжения Объекта ЗАО «Александрит» от электроснабжения остальных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации), что противоречит пунктам 3 и 11 Правил технологического присоединения, части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, и содержит признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, МУП «Тверьгорэлектро», занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах своих сетей, допустило ущемление интересов ЗАО «Александрит» путем отказа (уклонения) от заключения договора технологического присоединения (увеличения мощности), чем нарушило пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях МУП «Тверьгорэлектро» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем направления в срок до 29 сентября 2016 года в адрес ЗАО «Александрит»  для подписания заполненного и подписанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения (увеличение мощности) объекта ЗАО «Александрит», расположенного по адресу: г.Тверь, Тверская пл., д.9, в 2 экземплярах и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.

О выполнении предупреждения сообщить в Тверское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

 

Руководитель Тверского УФАС России                                                             В.М.Фомин

Связанные организации

Связанные организации не указаны