Предупреждение б/н Предупреждение ООО «Тверьоблэлектро» от 21 октября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Тверьоблэлектро»
ул. Русаковская, д. 13, г. Москва, 107140
просп. Победы, д. 40а, г. Тверь, 170008
03.09.2015 № 03-20/3704ВФ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по результатам рассмотрения заявления <***> выявило в действиях ООО «Тверьоблэлектро» (ул. Русаковская, д. 13, г. Москва, 107140) признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании заявителю невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения.
06.04.2015 <***> в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), обратился в ООО «Тверьоблэлектро» с заявкой на присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
В заявке указана запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств (без учета ранее присоединенной максимальной мощности) – 15 кВт и уровень напряжения – 0,4 кВ.
ООО «Тверьоблэлектро» направило в адрес <***> оферту договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Тверская область, г.Калязин, <***> (далее – Договор), с приложением технических условий.
Пунктом 11.1 технических условий, являющихся неотъемлемой частью Договора (пункт 4 Договора), определена необходимость установления прибора учета на границе участка.
20.04.2015 <***> направлена претензия с просьбой внести изменения в пункт 11.1 Технических условий, он полагает требования об установке прибора учета на границе участка избыточными.
ООО «Тверьоблэлектро» письмом от 18.05.2015 № 409 отказало в удовлетворении требований <***>, мотивируя тем, что место установки выносного прибора учета определено максимально приближенным к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки, в соответствии с требованиями пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Порядок заключения и выполнения договора об осуществлении технологического присоединения регламентирован разделом II Правил технологического присоединения.
Согласно пунктам 14, 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителя - физического лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя.
Пунктом 11.1 технических условий определена необходимость установления прибора учета на границе участка.
В соответствии с пунктом 8 Договора заявитель обязуется исполнить обязательства по Договору, в т.ч., по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Абзацем 6 пункта 146 Основных положений предусмотрено, что установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с Основными положениями, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Иное не установлено ни жилищным законодательством Российской Федерации, ни постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Следовательно, при установке, замене и эксплуатации приборов учета, используемых гражданами, необходимо руководствоваться Основными положениями, а именно разделом X: «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках».
Согласно пункту 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
В соответствии с пунктами 1.5.6, 1.5.27 главы 1.5 «Учет электроэнергии» Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003) (далее - ПУЭ), счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 градусов.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в определении от 27.05.2014 № ВАС-6051/14, ПУЭ обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Таким образом, положения вышеуказанных нормативных актов прямо предусматривают возможность установления прибора учета электроэнергии не только на границе балансовой принадлежности сетей, а и в иных местах, приближенных к границе балансовой принадлежности, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
ООО «Тверьоблэлектро», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признаётся в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 29.12.2010 № 263 ООО «Тверьоблэлектро» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ООО «Тверьоблэлектро» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах Тверской области, ОКВЭД 40.12.10.
Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, содержащееся в технических условиях (неотъемлемая часть Договора) требование установить выносной прибор учета исключительно на границе участка <***> не соответствует пункту 144 Основных положений и содержит признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях ООО «Тверьоблэлектро» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем направления в срок до 10 октября 2015 года в адрес <***> технических условий, как неотъемлемой части договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Тверская область, г.Калязин, <***>, предусматривающих возможность установить прибор учета электроэнергии на территории участка <***> в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к месту установки приборов учета электрической энергии, в соответствии с требованиями пункта 144 Основных положений, по согласованию с заявителем.
О выполнении предупреждения сообщить в Тверское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Руководитель управления В.М. Фомин