Предупреждение б/н Предупреждение ООО «Тверьоблэлектро» от 21 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Тверьоблэлектро»                                                                          

ул. Русаковская, д. 13, г. Москва, 107140

просп. Победы, д. 40а, г. Тверь, 170008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

03.09.2015 № 03-20/3704ВФ

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по результатам рассмотрения заявления <***> выявило в действиях ООО «Тверьоблэлектро» (ул. Русаковская, д. 13, г. Москва, 107140) признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании заявителю невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения.

06.04.2015 <***> в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), обратился в ООО «Тверьоблэлектро» с заявкой на присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

В заявке указана запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств (без учета ранее присоединенной максимальной мощности) – 15 кВт и уровень напряжения – 0,4 кВ.

ООО «Тверьоблэлектро» направило в адрес <***> оферту договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Тверская область, г.Калязин, <***> (далее – Договор), с приложением технических условий.

Пунктом 11.1 технических условий, являющихся неотъемлемой частью Договора (пункт 4 Договора), определена необходимость установления прибора учета на границе участка.

20.04.2015 <***> направлена претензия с просьбой внести изменения в пункт 11.1 Технических условий, он полагает требования об установке прибора учета на границе участка избыточными.

ООО «Тверьоблэлектро» письмом от 18.05.2015 № 409 отказало в удовлетворении требований <***>, мотивируя тем, что место установки выносного прибора учета определено максимально приближенным к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки, в соответствии с требованиями пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для  сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок заключения и выполнения договора об осуществлении технологического присоединения регламентирован разделом II Правил технологического присоединения.

Согласно пунктам 14, 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителя - физического лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя.

Пунктом 11.1 технических условий определена необходимость установления прибора учета на границе участка.

В соответствии с пунктом 8 Договора заявитель обязуется исполнить обязательства по Договору, в т.ч., по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Абзацем 6 пункта 146 Основных положений предусмотрено, что установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с Основными положениями, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.

Иное не установлено ни жилищным законодательством Российской Федерации, ни постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Следовательно, при установке, замене и эксплуатации приборов учета, используемых гражданами, необходимо руководствоваться Основными положениями, а именно разделом X: «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках».

Согласно пункту 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В соответствии с пунктами 1.5.6, 1.5.27 главы 1.5 «Учет электроэнергии»  Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003) (далее - ПУЭ), счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 градусов.

Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в определении от 27.05.2014 № ВАС-6051/14, ПУЭ обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы.

Таким образом, положения вышеуказанных нормативных актов прямо предусматривают возможность установления прибора учета электроэнергии не только на границе балансовой принадлежности сетей, а и в иных местах, приближенных к границе балансовой принадлежности, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

ООО «Тверьоблэлектро», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признаётся в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим.

Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 29.12.2010 № 263  ООО «Тверьоблэлектро» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ООО «Тверьоблэлектро» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах Тверской области, ОКВЭД 40.12.10.

Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, содержащееся в технических условиях (неотъемлемая часть Договора) требование установить выносной прибор учета исключительно на границе участка <***> не соответствует пункту 144 Основных положений и содержит признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях ООО «Тверьоблэлектро» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем направления в срок до 10 октября 2015 года в адрес <***> технических условий, как неотъемлемой части договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Тверская область, г.Калязин, <***>, предусматривающих возможность установить прибор учета электроэнергии на территории участка <***> в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к месту установки приборов учета электрической энергии, в соответствии с требованиями пункта 144 Основных положений, по согласованию с заявителем.

О выполнении предупреждения сообщить в Тверское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

 

 

 

Руководитель управления                                                                                        В.М. Фомин

Связанные организации

Связанные организации не указаны