Постановление б/н Постановление по делу № 03-5/1-1-2016 от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 03-5/1-1-2016

о назначении административного наказания

за нарушение антимонопольного законодательства

    

«18» марта 2014 года                                                                                                     г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства об энергосбережении, рассмотрев протокол от 04.03.2016 составленный в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Объединенная электросетевая компания» (далее – ООО «ОЭК») (адрес: пр-кт  Победы, д. 40 А, г. Тверь, 170008; ИНН 6950171566, ОГРН 1136952015353, КПП 695001001, дата государственной регистрации 11.09.2013) и материалы деда № 03-5/1-1-2016 об административном правонарушении,

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела законного представителя ООО «ОЭК», в присутствии представителя по доверенности от 16.12.2015 <***> (паспорт <***>, выдан <***> Отделом УФМС России по Тверской области в Центральном районе гор. Твери, код подразделения 690-002),

УСТАНОВИЛ:

В ходе рассмотрения заявления <***> Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) установило следующее.

В марте 2015 года представителями ООО «ОЭК» (сетевая организация) и ЗАО «Транссервисэнерго» (Гарантирующий поставщик) был составлен акт о признании прибора учета <***>, установленного в доме № 3 по ул. Песчаная в г. Андреаполь, непригодным к использованию. Для замены непригодного к эксплуатации прибора учета <***> обратилась к Гарантирующему поставщику ЗАО «Транссервисэнерго», который сообщил, что услуги по замене приборов учета в г. Андреаполь осуществляет сетевая организация ООО «ОЭК». Признанный непригодным для эксплуатации прибор учета установлен внутри дома и длительное время использовался для расчетов за потребленную электрическую энергию.

<***> письмом от 21.07.2015 обратилась в ООО «ОЭК» по вопросу замены вышеуказанного прибора учета электрической энергии. ООО «ОЭК» письмом от 30.07.2015, ссылаясь на пункт 144 и 148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), установило для <***> требование по установке прибора учета, взамен прежнего, на фасаде дома или на опоре высоковольтной линии электропередачи. 

<***> полагает, что исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее – Закон об энергосбережении) и Основных положений в части необходимости обеспечения замены прибора учета классом точности 2,5 на прибор учета классом точности 2,0 и выше не должно сопровождаться изменением места установки такого прибора учета.

Согласно пункту  144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с Основными положениями с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Таким образом, Основными положениями законодательно определены места установки приборов учета - на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, либо в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов.

Акты эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности отсутствуют.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

В соответствии с пунктами 1.5.6, 1.5.27 главы 1.5 «Учет электроэнергии»  Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003) (далее - ПУЭ), счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 градусов.

Положения вышеуказанных нормативных актов прямо предусматривают возможность установления прибора учета электроэнергии не только на границе балансовой принадлежности сетей, а и в иных местах, приближенных к границе балансовой принадлежности, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

В соответствии с пунктом 146 Основных положений собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в Основных положениях требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Под заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.

Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с Основными положениями, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.

Согласно пункту 147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. При этом, за исключением случаев, указанных в пункте 148 Основных положений, согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.

В соответствии с пунктом 148 Основных положений собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), имеющий намерение установить в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, либо заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес гарантирующего поставщика или сетевой организации.

В соответствии с пунктом 136 Основных положений под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.

Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.

Прибор учета <***>, который подлежит замене, не входит в состав измерительного комплекса или системы учета, следовательно, требования пункта 148 Основных положений не применимы в случае замены прибора учета, принадлежащего <***>. Учитывая положения пункта 146 Основных положений, при замене прибора учета электрической энергии место (точка) установки прибора учета не подлежит согласованию с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка электрической энергии, а место установки не меняется.

Учитывая вышеизложенное, при осуществлении процедуры замены прибора учета <***> на новый, установка нового прибора учета должна быть произведена на прежнее место (точку) установки.

Таким образом, в ситуации с заменой прибора учета <***> ссылка ООО «ОЭК» на пункт  144 и 148 Основных положений и определение нового места установки для нового прибора учета, который будет установлен взамен прежнего,  неправомерна, а действия ООО «ОЭК» по отношению к <***> носят характер навязывания непредусмотренных действующими нормативно правовыми актами требований при замене прибора учета и уклонения от установки прибора учета <***> на прежнем месте  внутри дома.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно пункту 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

ООО «ОЭК» оказывает услуги по передаче электрической энергии в г.Андреаполь и сети инженерно-технического обеспечения последнего имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома, принадлежащего <***>.

В соответствии с частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В действиях ООО «ОЭК» в части установления требования об установке прибора учета на фасаде дома или на опоре высоковольтной линии электропередач и уклонении от установки его на прежнем месте внутри дома содержится событие административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения административного правонарушения – период с 30.07.2015 (дата первоначального письма, в котором содержится требование об установке прибора учета пределами дома) по 03.03.2016 (дата подписания акта о допуске прибора учета в эксплуатацию).

Место совершения административного правонарушения – Тверская область, г. Андреаполь.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе как руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, так и их заместители.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны ООО «ОЭК» совершено виновно, так как в силу требований Закона об энергосбережении и основных положений обязано было произвести установку признанного непригодным прибора учета на прежнем месте, однако, не предприняло исчерпывающих мер для исполнения своих обязательств, в результате чего в течение длительного времени (документально подтверждено с августа 2015 года по 02.03.2016) имело место ущемление прав заявителя. Кроме того, учитывается, что ООО «ОЭК» не исполнило в установленный срок предупреждение Тверского УФАС России от 13.11.2015 № 03-20/4702 ВФ, которым ООО «ОЭК» было предупреждено о необходимости прекращения правонарушения в срок до 25.12.2015.

Виновность ООО «ОЭК» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 03-5/1-1-2016.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об энергосбережении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения. На дату вынесения настоящего постановления срок давности не истек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Неисполнение сетевой организации ООО «ОЭК» в течение длительного срока обязательств по установке (замене)  прибора учета свидетельствует о наличии общественной опасности действий последнего, о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям государственного органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении к правам граждан, гарантированных законодательством об энергосбережении и об электроэнергетике. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, с учетом вышеизложенного, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении настоящего дела установлено наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ (продолжение противоправного поведения, несмотря на требование Тверского УФАС России, изложенного в предупреждении от 13.11.2015 № 03-20/4702 ВФ). Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 9.16, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Объединенная электросетевая компания» (ИНН 6950171566, ОГРН 1136952015353, КПП 695001001, дата государственной регистрации 11.09.2013) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «Объединенная электросетевая компания» (ИНН 6950171566, ОГРН 1136952015353, КПП 695001001, дата государственной регистрации 11.09.2013) административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В.Посохова

 

Постановление оглашено, копия постановления по делу № 03-5/1-1-2016 направлена почтой и вручена представителю по доверенности

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны