Постановление б/н Постановление от 25 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 03-5/1-1-2017

о назначении административного наказания

за нарушение антимонопольного законодательства

    

«22» февраля 2017 года                                                                                                     г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства об электроэнергетике, рассмотрев материалы деда № 03-5/1-1-2017 об административном правонарушении, возбужденного в отношение юридического лица – Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»,  107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2, ИНН 7708503727,  КПП 770801001, ОГРН 1037739877295, дата государственной регистрации 23.09.2003),

в отсутствие законного представителя ОАО «РЖД», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя по доверенности от 23.08.2016 – ХХХ,

 

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) поступило обращение ХХХ об уклонении ОАО «РЖД» от заключения договора на технологическое присоединение объекта энергоснабжения Синева В.И., расположенного по адресу: ХХХ

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которым утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора технологического присоединения (далее – договор) заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

При этом под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке.

Согласно пункту 8(1) Правил технологического присоединения, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей-физических лиц, обратившихся в сетевую организацию в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, сетевая организация должна направить в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

Таким образом, сетевая организация имеет право не направлять в адрес заявителя -  физического лица, обратившимися в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, только в случае, если заявка является ненадлежащей, поскольку наличие технической возможности технологического присоединения таких объектов в таких случаях не имеет значения. 

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ОАО «РЖД» состоит в Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», регистрационный номер <...> .1.25, включено 24.12.2003), предоставляет услуги по передаче электрической энергии является сетевой организацией, на которую распространяются требования Правил технологического присоединения, и согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественых монополиях» субъектом естественной монополии.

Согласно распоряжению Первого вице-президента ОАО «РЖД» от 06.03.2013 № 587р ОАО «РЖД» уполномочило ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» осуществлять функции по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД».  Во исполнение вышеуказанного распоряжения распоряжением Вице-президента ОАО «РЖД» от 30.03.2013 № 799р утвержден Регламент взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения (в редакции распоряжения ОАО «РЖД» от 31.10.2013 № 2349р).

Как следует из договора поручения от 08.08.2016, заключенного между ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», последнее уполномочено от имени и за счет ОАО «РЖД» осуществлять комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД».

В соответствии с разделами 1 и 2 вышеуказанного договора поручения, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» поручено выполнять юридически значимые действия, связанные с технологическим присоединением устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД», в соответствии с поручениями ОАО «РЖД», а права и обязанности по сделкам, совершенным ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» возникают непосредственно у ОАО «РЖД». В соответствии с разделом 3 договора поручения заявки на технологическое присоединение, поступающие в ОАО «РЖД», подлежат передаче ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» с соответствующим поручением ОАО «РЖД» или уполномоченных подразделений последнего.   

ХХХ в целях технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: ХХХ 23.05.2016 направил заявку о технологическом присоединении с заявленной мощностью 15 кВт, которая была зарегистрирована 23.05.2016 (регистрационный номер <...> Д). Рассмотрение данной заявки было приостановлено в связи с отсутствием полного комплекта документов, представление которых Правилами технологического присоединения признается обязательным. После представления ХХХ недостающих сведений и документов 30.06.2016 его заявка была признана надлежащей и принята к рассмотрению.

Согласно письму «Желдорэнерго»-филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» от 11.11.2016 № 11344и-ЖДЭ в адрес Тверского УФАС России расстояние по прямой от вышеуказанного объекта ХХХ до ближайших сетей ОАО «РЖД»  напряжением 0,23 кВ составляет 20 метров.

Согласно письму филиала ОАО «РЖД» «Трансэнерго» Октябрьской дирекции по энергообеспечению от 17.02.2017 № НТЭТ-10/2 в адрес Тверского УФАС России в рамках настоящего дела расстояние от границ участка ХХХ до ближайших электрических сетей ОАО «РЖД» напряжением 0,4 кВ составляет 25 метров.

Сети ОАО «РЖД» требуемого класса напряжения находятся на наименьшем расстоянии от границ участка ХХХ. Согласно письму сетевой организации ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» от 21.02.2017 № МР1-ТВ/24/1435 расстояние об границ участка ХХХ до ближайшего объекта электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Центра» (воздушной линии 0,23 кВ) составляет по прямой 780 метров.             

Учитывая вышеизложенное, ОАО «РЖД» в силу требований пунктов 3, 6, 8 и 15 Правил технологического присоединения обязано было направить в адрес ХХХ в течение 15 дней со дня регистрации его заявки, признанной надлежащей, т.е., не позднее 16.07.2016, проект договора технологического присоединения в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

В установленный срок проект договора в адрес ХХХ не был направлен, что явилось основанием для обращения заявителя в октябре 2016 года в адрес Тверского УФАС России с соответствующим заявлением.  

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что проект договора технологического присоединения и технические условия в адрес ХХХ были направлены лишь 05.10.2016, а согласно сведениям сайта ФГУП «Почта России» договор заявителем был получен 12.10.2016.

Учитывая вышеизложенное, ОАО «РЖД» нарушило установленный Правилами технологического присоединения срок и направило в адрес ХХХ проект договора технологического не в течение 15 дней, а по истечении  97 дней, что свидетельствует о нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия ОАО «РЖД» нарушают установленный порядок технологического присоединения, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения – 16.07.2016. Место совершения административного правонарушения – Тверская область,ХХХ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе как руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, так и их заместители.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны ОАО «РЖД» совершено виновно, так как в силу требований Закона об электроэнергетике и Правил технологического присоединения обязано было после получения надлежащей заявки направить проект договора технологического присоединения в установленный срок, однако направило договор не в течение установленного срока (15 дней), а существенно нарушило этот срок (направило договор по истечение 3-х месяцев), в результате чего права заявителя ХХХ были существенно нарушены. Как следует из пояснений ХХХ от 04.01.2017 в рамках настоящего дела вследствие нарушения ОАО «РЖД» установленного срока заключения договора заявитель вынужден в зимних условиях нести дополнительные затраты.  

Представителем ОАО «РЖД» по доверенности была представлена позиция об отсутствии вины ОАО «РЖД» в нарушении установленного срока пунктом 15 Правил технологического присоединения срока направления в адрес ХХХ проекта договора и технических условий, мотивированная следующими обстоятельствами:

- нарушение срока обусловлено отсутствием сведений о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между двумя сетевыми организациями ОАО «РЖД» и ПАО «МРСК Центра», владеющими сетями в районе станции ж/д ст. Викторово (Шишковское с/п, Бежецкий район, Тверская область), в районе которой расположен участок заявителя с кадастровым номером 69:02:0160101:79;

- нарушение срока обусловлено несогласием ХХХ с содержанием первого варианта технических условий, как неотъемлемой части договора технологического присоединения, что потребовало изменения их содержания.

Правила технологического присоединения не содержат норм, позволяющих продлить установленный пунктом 15 предельный срок, в течение которого сетевая организация обязана направить в адрес заявителя, представившего надлежащую заявку, договор и технические условия.  При этом Правила технологического присоединения возлагают именно на сетевую организацию, а не заявителя обязанность урегулировать с третьими лицами все спорные вопросы, связанные с технологическим присоединением.   

В рамках настоящего дела установлено, что ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (организация, выполняющая по поручению ОАО «РЖД» и от имени последнего юридически значимые действия, связанные с технологическим присоединением устройств к электрическим сетям ОАО «РЖД») располагали информацией о том, что сети ОАО «РЖД» находятся на наименьшем расстоянии по прямой от объекта ХХХ и что на более близком расстоянии отсутствуют сети иных сетевых организаций.

Таким образом, ОАО «РЖД» обязано было в силу императивной нормы и располагало возможностью своевременно решить вопросы, связанные с условиями технологического присоединения заявителя.

В рамках дела не установлено, что содержание технических условий менялось по инициативе заявителя: ОАО «РЖД» не представило доказательств этому, а заявитель этот факт отрицает.   

Учитывая вышеизложенное, отмеченные представителем ОАО «РЖД» обстоятельства не могут быть признаны обстоятельствами, исключающими вину ОАО «РЖД».

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Неисполнение ОАО «РЖД»  установленной Правилами технологического присоединения обязанности в установленный срок направить проект договора технологического присоединения свидетельствует о наличии общественной опасности действий последнего, о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям законодательства об электроэнергетике. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела учитывается, что до вынесения настоящего постановления договор технологического присоединения был направлен в адрес заявителя, который его подписал, что рассматривается как обстоятельство, смягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей.

При рассмотрении настоящего дела учтен характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, ходатайство представителя о применении положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и с учетом вышеизложенного размер штрафа определен в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения. На дату вынесения настоящего постановления срок давности не истек.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2, ИНН 7708503727,  КПП 770801001, ОГРН 1037739877295, дата государственной регистрации 23.09.2003) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 

В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Реквизиты для перечисления штрафа: ХХХ

 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В.Посохова

 

Постановление оглашено, копия постановления по делу № 03-5/1-1-2017 подлежит направлению почтой в адрес юридического лица и вручению представителю по доверенности

 

Сведения о взыскателе: ХХХ

Связанные организации

Связанные организации не указаны