Постановление б/н ПОстановление от 31 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 03-5/1-11-2016

о назначении административного наказания

за нарушение антимонопольного законодательства

    

«24» августа 2016 года                                                                                                      г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства об электроэнергетике, рассмотрев протокол от 09.08.2016, составленный в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»,  107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2, ИНН 7708503727,  КПП 770801001, ОГРН 1037739877295, дата государственной регистрации 23.09.2003), и материалы деда № 03-5/1-11-2016 об административном правонарушении,

в отсутствие законного представителя ОАО «РЖД», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя по доверенности от 15.12.2015 – ХХХ,

 

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) поступило обращение ХХХ об отказе (уклонении) ОАО «РЖД» заключить договор на технологическое присоединение объекта энергоснабжения ХХХ, расположенного по адресу: ХХХ.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которым утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей-физических лиц, обратившихся в сетевую организацию в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, сетевая организация должна направить в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

Таким образом, сетевая организация имеет право не направлять в адрес заявителя -  физического лица, обратившимися в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, только в случае, если заявка является ненадлежащей, поскольку наличие технической возможности технологического присоединения таких объектов в соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения всегда предполагается. 

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ОАО «РЖД» состоит в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», регистрационный номер <...> .1.25, включено 24.12.2003), предоставляет услуги по передаче электрической энергии (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе, ОАО «РЖД» в лице  Октябрьская дирекция по энергообеспечению – СП «Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД», установлены приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области), является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии, сетевой организацией, на которую распространяются требования Правил технологического присоединения.

Согласно распоряжению Первого вице-президента ОАО «РЖД» от 06.03.2013 № 587р ОАО «РЖД» уполномочило ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» осуществлять функции по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД».  Во исполнение вышеуказанного распоряжения распоряжением Вице-президента ОАО «РЖД» от 30.03.2013 № утвержден Регламент взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения.

Как следует из договора поручения от 23.10.2013, заключенного во исполнение распоряжения Первого вице-президента ОАО «РЖД» от 06.03.2013 № 587р между ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», последнее уполномочено от имени и за счет ОАО «РЖД» осуществлять комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД».

В соответствии с разделом 2 вышеуказанного договора поручения, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» поручено выполнять юридически значимые действия, связанные с технологическим присоединением устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД», в соответствии с поручениями ОАО «РЖД», а права и обязанности по сделкам, совершенным ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», возникают непосредственно у ОАО «РЖД». В соответствии с разделом 3 договора поручения заявки на технологическое присоединение, поступающие в ОАО «РЖД», подлежат передаче ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» с соответствующим поручением ОАО «РЖД» или уполномоченных подразделений последнего.   

ХХХ в целях технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу:ХХХ, направила в адрес ОАО «РЖД» заявку о технологическом присоединении с заявленной мощностью 15 кВт и напряжением 0,4 кВ, которая была зарегистрирована 11.09.2015 (регистрационный номер <...> д-ЖДЭ) и принята к рассмотрению. При этом к заявке были приложены все документы, представление которых Правилами технологического присоединения признается обязательным, т.е. ее заявка являлась надлежащей.

Расстояние по прямой от вышеуказанного объекта ХХХ до ближайших сетей ОАО «РЖД» составляет 365 метров, что подтверждается письмом заместителя начальника Бологовской дистанции электроснабжения (структурное подразделение филиала ОАО «РЖД» - «Центральная дирекция инфраструктуры») от 10.06.2016, представленного представителем ОАО «РЖД» по доверенности ХХХ в качестве приложения к пояснениям от 03.08.2016 № 65 в рамках настоящего дела. При этом отмечено, что до ближайшей сети, не принадлежащей ОАО «РДЖ» расстояние составляет 865 метров.

Учитывая вышеизложенное, ОАО «РЖД», в силу требований пунктов 3, 6, 8 и 15 Правил технологического присоединения  обязано было направить в адрес ХХХ в течение 15 дней со дня регистрации ее заявки, т.е., не позднее 26.09.2015 проект договора технологического присоединения в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

В установленный срок ОАО «РЖД» не направило в адрес ХХХ проект договора технологического присоединения в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, что свидетельствует о нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

Позиция ОАО «РЖД» об отсутствии обязанности направить в адрес ХХХ вышеуказанный проект договора в связи с тем, что на расстоянии 365 метров по прямой от вышеуказанного объекта ХХХ находятся сети ОАО «РЖД» напряжением 10 кВ, а не 0,4 кВ, и вследствие этого у ОАО РЖД» отсутствует обязанность направить проект договора, противоречит вышеуказанным положениям Правил технологического присоединения.     

Кроме того, как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в решении от 12.08.2015 № ВАС-9742/11, на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе, строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения. При этом из подпункта "б" пункта 25.1 Правил технологического присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей. В силу пункта 2 статьи 23.3 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

Также необходимо отметить, что согласно пункту 17 Правил технологического присоединения плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Вышеуказанное также свидетельствует о том, что имеет правовое значение расстояние до любых ближайших объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, класс напряжения которых до 20 кВ, т.е. 0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ. Сети ОАО «РЖД» напряжением до 20 кВ (10 кВ) находятся на расстоянии менее 500 метров (365 метров) от вышеуказанного объектаХХХ.

С учетом вышеуказанного не может быть признана обоснованной изложенная в письме от 03.08.2016 № 65, подписанном представителем по доверенности ХХХ , позиция об отсутствии технической возможности технологического присоединения, поскольку подключение сторонних потребителей повлияет на устройства технологического электроснабжения железной дороги. Как было отмечено выше, техническая возможность технологического присоединения таких объектов в соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения всегда предполагается, но требует со стороны сетевой организации определенных подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, которые в силу подпункта "б" пункта 25.1 Правил технологического присоединения должны быть последней выполнены, а законодатель определил условия и формы компенсации сетевой организации таких затрат.  

Также не является обоснованной в рамках настоящего дела позиция, изложенная в объяснениях представителя ОАО «РЖД» ХХХ от 22.08.2016 № 65/2. Согласно вышеуказанным объяснениям, у ОАО «РЖД» отсутствует обязанность направить в адрес ХХХ проект договора технологического присоединения, поскольку действующей в Министерстве путей сообщения Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения сигнализации, централизации, блокировки и связи на федеральном железнодорожном транспорте Цэ-881 установлена недопустимость подключения к высоковольтная линия электроснабжения устройств              сигнализации, централизации и блокировки и связи посторонних потребителей.  В рамках настоящего дела оценивается правомерность отказа ОАО «РЖД» направить в адрес ХХХ в ответ на ее надлежащую заявку проект договора технологического присоединения, а не техническое решение такого присоединения (конкретная точка подключения) и не условия этого договора.

Заявка ХХХ была надлежащей, ОАО «РЖД» является  субъектом естественной монополии, сетевой организацией, и имеет сети напряжением менее 20 кВ на расстоянии менее 500 метров от объекта ХХХ и обязано было в ответ на надлежащую заявку направить в адрес ХХХ проект договора технологического присоединения в соответствии с утвержденной типовой формой.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия ОАО «РЖД», которое зарегистрировало заявку ХХХ и признало ее надлежащей, но не направило в адрес последней в установленный срок проект договора технологического присоединения и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, нарушают установленный порядок технологического присоединения, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения административного правонарушения – 27.09.2015.

Место совершения административного правонарушения – Тверская область, Ржевский р-он. 

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе как руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, так и их заместители.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны ОАО «РЖД» совершено виновно, так как в силу требований Закона об электроэнергетике и Правил технологического присоединения обязано было направить проект договора технологического присоединения, однако, не направило его, в результате чего заявитель ХХХ была лишена возможность продолжить процедуру технологического присоединения, установленную Правилами технологического присоединения, что нарушает ее права.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Неисполнение ОАО «РЖД»  установленной Правилами технологического присоединения обязанности направить проект договора технологического присоединения свидетельствует о наличии общественной опасности действий последнего, о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям законодательства об электроэнергетике. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Вместе с тем, учитывая отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, штраф имеется возможность определить размер административного штрафа в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. 

При рассмотрении настоящего дела учтен характер совершенного административного правонарушения, отсутствие информации о сложном финансовом положении ОАО «РЖД».

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения. На дату вынесения настоящего постановления срок давности не истек.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2, ИНН 7708503727,  КПП 770801001, ОГРН 1037739877295, дата государственной регистрации 23.09.2003) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Реквизиты для перечисления штрафа: ХХХ

 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В.Посохова

 

Постановление оглашено, копия постановления по делу № 03-5/1-11-2016 направлена почтой в адрес юридического лица и вручена представителю по доверенности

 

Сведения о взыскателе: ХХХ

Связанные организации

Связанные организации не указаны