Постановление б/н Постановление по делу № 03-5/1-122-2015 от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 03-5/1-122-2015

о назначении административного наказания

за нарушение антимонопольного законодательства

    

         «4» сентября 2015 года                                                                                          г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 03-6/1-113-2014 о нарушении статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», протокол № 03-5/1-122-2015 от 22.07.2015, составленный в отношении Закрытого акционерного общества «Энергосети»  (далее - ЗАО «Энергосети», место нахождения 172380, Тверская область, г.Ржев, ул.Телешева, д. 16, ИНН 6914014335, ОГРН 1086914002130, КПП 691401001, дата государственной регистрации 16.12.2008), 

в отсутствие законного представителя ЗАО «Энергосети», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,  

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) рассмотрело дело № 03-6/1-113-2014 о нарушении ЗАО «Энергосети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Резолютивная часть решения по делу № 03-6/1-113-2014 объявлена 26.08.2014, решение изготовлено в полном объеме 11.09.2014.

Решением по делу № 03-6/1-113-2014 действия ЗАО «Энергосети», выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения  энергопринимающих устройств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.10.2013 № 117 объекта энергоснабжения, расположенного по адресу: Тверская область, г.Ржев, ул.Аграрная, в части ущемления интересов <***>, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением по делу № 03-6/1-113-2014 установлено следующее.

Согласно  пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания  этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

ЗАО «Энергосети» является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории г. Ржева утверждены приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 12.04.2012 г. № 108-нп. Согласно вышеуказанному приказу утверждены как индивидуальные тарифы на услуги по передачи электрической энергии для взаиморасчетов между парой смежных сетевых организаций (ЗАО «Энергосети» и ОАО «МРСК-Центра» - «Тверьэнерго»), так и долгосрочные параметры регулирования для территориальной сетевой организации - ЗАО "Энергосети".

Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Ржев Тверской области  предоставляется ЗАО «Энергосети» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

Решением по делу № 03-6/1-113-2014 установлено, что ЗАО «Энергосети» в границах г. Ржев Тверской области  в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.

В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

<***> подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 поименованных Правил технологического присоединения.

Из представленных сторонами документов следует, что между ЗАО «Энергосети» и <***>, в целях удовлетворения личных бытовых нужд последнего заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.10.2013 № № 117 (далее - Договор).  Объект энергоснабжения расположен по адресу: Тверская область, г. Ржев, ул. Аграрная.

Согласно пункту 5 Договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению – 6 месяцев с даты заключения договора, который истекает 07.04.2014. В установленный срок ЗАО «Энергосети» не исполнило обязательства по осуществлению технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Неисполнение сетевой организацией условий договора об осуществлении технологического присоединения в части нарушения предельных сроков технологического присоединения, установленных пунктом 16 Правил технологического присоединения и вышеуказанным договором, ущемляет интересы  <***> и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно представленной ЗАО «Энергосети» в материалы дела информации (исх. от 22.08.2014 № 366), присоединение энергопринимающих устройств <***> будет осуществляться по напряжению 0,4 кВ (НН).

Обслуживание распределительных электрических сетей 10 кВ от ПС 35/10 кВ «РМК», а также ВЛ-0,4 кВ, от которой планируется присоединение энергопринимающего устройства <***>, осуществляется ЗАО «Энергосети».

Таким образом, учитывая особенности предоставления услуг по передаче электроэнергии (неотъемлемой частью которых является услуга по технологическому присоединению), географическими границами рынка, на котором ЗАО «Энергосети» совершено нарушение антимонопольного законодательства, является район г. Ржев.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Дата совершения административного правонарушения – 07.04.2014.

Место совершения административного правонарушения – Тверская обл., г. Ржев. 

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны ЗАО «Энергосети» совершено виновно, так как юридическое лицо по состоянию на 07.04.2014 владело сетями электроснабжения, являлось сетевой организацией, обязанной осуществить технологическое присоединение, имело возможность и обязано было своевременно предпринять надлежащие меры и осуществить технологическое присоединение, однако, такие меры не предприняло, что повлекло нарушение прав <***>, которая в течение длительного времени была лишена возможности использовать электрическую энергию для личных (бытовых) нужд. Договор аренды электрических сетей был расторгнут лишь 01.12.2014, т.е. по истечение 7 месяцев после окончания срока исполнения договора, в связи с чем это обстоятельство не может рассматриваться как обстоятельство, указывающее на отсутствие в действиях ЗАО «Энергосети» события и состава административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Неисполнение обязанностей по технологическому присоединению свидетельствует о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям государственного органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль за соблюдением сроков технологического присоединения к электрическим сетям, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении к правам граждан, гарантированных законодательством об электроэнергетике. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, с учетом вышеизложенного, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет 1 год. На дату вынесения постановления срок давности не истек.  

В соответствии с частью 4 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31, либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (при отсутствии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, когда административный штраф исчисляется в минимальном размере). При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Смягчающие обстоятельства, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ. судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ. 

При рассмотрении дела признано смягчающим обстоятельством факт совершения административного правонарушения впервые. Отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены.

С учетом одного смягчающего административную ответственность обстоятельства размер административного штрафа составил 641 038,1 руб.: 805 867,5 руб. (сумма минимального размера и половины разности между максимальным и минимальным размером штрафа, которые исчислены согласно статье 3.5 КоАП РФ от выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии категории «население» за 2013 год – 48 841 000 руб.) минус 164 838,4 руб. (одна восьмая разности между максимальным и минимальным размером штрафа).      

Руководствуясь статьями 2.1, 2.2, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - Закрытое акционерное общество «Энергосети»  (место нахождения 172380, Тверская область, г.Ржев, ул.Телешева, д. 16, ИНН 6914014335, ОГРН 1086914002130, КПП 691401001, дата государственной регистрации 16.12.2008) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Закрытое акционерное общество «Энергосети»  (место нахождения 172380, Тверская область, г.Ржев, ул.Телешева, д. 16, ИНН 6914014335, ОГРН 1086914002130, КПП 691401001, дата государственной регистрации 16.12.2008) административный штраф в размере 641 038,1 руб. (шестьсот сорок одна тысяча тридцать восемь рублей 10 копеек).

 

В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В. Посохова

 

Копия постановления направлена по месту регистрации ЗАО «Энергосети»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны