Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 03-5/1-1... от 14 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 03-5/1-144-2017

об административном правонарушении

 

    «14» февраля 2018 года                                                                                            г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Посохова Л.В. (далее – Тверское УФАС России), рассмотрев материалы дела № 03-5/1-144-2017, возбужденного по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

Настоящее дело возбуждено в связи с поступлением в Тверское УФАС России заявления О., в котором сообщалось:

- об отказе АО «АтомЭнергоСбыт» заключить договор энергоснабжения земельного участка с кадастровым номером 69:10:0205301:404, расположенного на территории СТСН «Восход-6» (далее – Объект);

- об отказе ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ПАО «МРСК Центра») заключить договор технологического присоединения Объекта;

- об уклонении СТСН от предоставления технических условий присоединения Объекта к сетям СТСН.

Полномочия территориального органа Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) при рассмотрении заявлений о нарушениях в сфере электроэнергетики определены Положением о территориальном органе ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15.

Согласно вышеуказанному положению территориальный орган ФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С целью реализации вышеуказанных полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий территориальный орган ФАС России вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, а также в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» нарушением антимонопольного законодательства признаются неправомерные действия занимающего доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта, если такими действиями ущемляются интересы других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или интересы неопределенного круга лиц.

Действия по отношению к конкретному потребителю электрической энергии, использующему электрическую энергию для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не образуют нарушение антимонопольного законодательства.

Полномочия территориального органа ФАС России возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере электроэнергетики определены статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Субъектом административной ответственности (применительно к сфере электроэнергетики) в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ является субъект естественной монополии в случае нарушения последним правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а также собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства в случае нарушения последним правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Порядок технологического присоединения, условия заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Согласно пункту 2  Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения вышеуказанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и заявителем. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом, в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ субъектом ответственности в случае нарушения порядка заключения и исполнения договора технологического присоединения, установленных Правилами, может являться сетевая организация, сетевой организацией в данном случае является ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго».

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

Согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Таким образом, в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ субъектом ответственности в случае нарушения Правил недискриминационного доступа может являться собственник или законный владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя.     

Из заявления О. и полученных в рамках дела материалов  следует, что энергоснабжение Объекта заявителя осуществляется, что  подтверждается производимой О. оплатой поступающей электроэнергии на Объект (за период с 05.07.2015 по 29.10.2017).  При этом, как следует из письма СТСН, первоначально присоединение Объекта заявителя имело место в 1965 году в рамках технологического присоединения СТСН в целом и всех участков, расположенных в пределах СТСН, в том числе, Объекта заявителя. СТСН ХХХ также указало, что имеющийся на балансе СТСН трансформатор имеет установленную мощность 250 кВа/225,5 кВт и обеспечивает электроэнергией 323 участка СТСН ХХХ, 60 участков СНТ «Химик» и 50 участков СНТ «Заря», в связи с чем на каждый участок в среднем приходится не более 1 кВт.    

О. в июле 2017 года вышла из членов СТСН и стала индивидуальным садоводом. 04.09.2017 О. обратилась в ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» с заявкой на технологическое присоединение расположенного на территории СТСН Объекта с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 10 кВт при напряжении 0,23 кВ опосредованно через сети СТСН (далее – Заявка). ПАО «МРСК Центра» письмом от 07.09.2017 № МР1-ТВ/16-1/8838 отказало в заключении договора о технологическом присоединении Объекта.

Согласно пункту 8(5) Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на дату обращения О. в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на технологическое присоединение Объекта - 04.09.2017) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно вышеуказанными гражданами. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств в этом случае осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения. В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.

Представленный О. в составе заявки договор  от 17.08.2017 о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СТСН ХХХ содержал пункт 2.3, согласно которому «правила и условия подключения к электрической сети товарищества и снабжение электрической энергией участка индивидуального садовода осуществляется на основании отдельного договора с товариществом». Таким образом, вышеуказанный договор не содержал условия использования О. объектов электросетевого хозяйства общего пользования, расположенного на территории СТСН, об опосредованном присоединении к которому была подана заявка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 № 1351 в Правила технологического присоединения были внесены изменения и исключено требование о необходимости заключения гражданами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого некоммерческого объединения договора использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования такого объединения (изменения вступили в силу 22.11.2017).

Одновременно вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 № 1351 в Правила технологического присоединения включен пункт 25(2), содержащий следующую норму: «В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, сетевой организацией при разработке технических условий должна предусматриваться возможность введения ограничения режима потребления заявителя в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления.».

Учитывая вышеуказанные изменения ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» направило в адрес О. проект трехстороннего договора об опосредованном присоединении Объекта заявителя с использованием сетей СТСН, указав в технических условиях обязательства сетевой организации по увеличению мощности на 10 кВт (в объеме заявки О.), отпускаемой в существующие электрические сети 6 кВ, принадлежащие СТСН. Вышеуказанный договор не подписан СТСН.

В связи с невозможностью урегулировать с СТСН условия договора опосредованного присоединения с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СТСН, ПАО «МРСК Центра» направило 14.02.2018 в адрес О. новый проект договора технологического присоединения непосредственно к сетям сетевой организации с обязательствами последней по строительству новой ТП мощностью 63 кВа, реконструкции существующей ВЛ, строительству двух новых участков ВЛ.

Согласно Правилам технологического присоединения заявителю предоставлено право в установленный срок подписать проект договора или направить в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания вышеуказанного договора.        

Таким образом, ПАО «МРСК Центра» совершила предусмотренные Правилами технологического присоединения действия, поскольку в рамках выполнения положений пункта 8(5) вышеуказанных правил предприняло попытки определить наиболее оптимальный и обеспечивающий соблюдение интересов как сетевой организации, так и владельцев общего имущества СТСН, способ технологического присоединения (вначале предпринята попытка опосредованного присоединения с использованием имущества СТСН, в связи с невозможностью урегулировать условия опосредованного присоединения, в адрес заявителя направлен проект договора о непосредственном присоединении к сетям сетевой организации; согласно пункту 8(5) Правил технологического присоединения оба варианта присоединения допустимы).  

Учитывая вышеизложенное, в действиях сетевой организации ПАО «МРСК Центра» не установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В рамках дела установлено, что энергоснабжение Объекта заявителя осуществляется, что подтверждается производимой О. оплатой поступающей электроэнергии на Объект (за период с 05.07.2015 по 29.10.2017). Факты препятствования перетоку электрической энергии со стороны собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства СТСН, через которые в настоящее время опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство О., не установлены.

Учитывая вышеизложенное, в действиях СТСН не установлено нарушение требований Правил недискриминационного доступа и не установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.   

Гарантирующий поставщик АО «АтомЭнергоСбыт» не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 9.21 КоАП РФ, в связи с чем действия АО «АтомЭнергоСбыт», отказавшего в заключении договора энергоснабжения, не образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

В случае, если заявитель полагает, что действия АО «АтомЭнергоСбыт» противоречат действующему законодательству и ущемляют интересы заявителя, такие действия могут быть оспорены в судебном порядке.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В связи с отсутствием в действиях ПАО «МРСК Центра», АО «АтомЭнергоСбыт» и СТСН «Восход-6» события административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.5, 9.21, 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу № 03-5/1-144-2017 об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в события административного правонарушения.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель  руководителя управления                                                              Л.В. Посохова

Связанные организации

Связанные организации не указаны