Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 03-5/1-1... от 14 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу № 03-5/1-144-2017
об административном правонарушении
«14» февраля 2018 года г. Тверь
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Посохова Л.В. (далее – Тверское УФАС России), рассмотрев материалы дела № 03-5/1-144-2017, возбужденного по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Настоящее дело возбуждено в связи с поступлением в Тверское УФАС России заявления О., в котором сообщалось:
- об отказе АО «АтомЭнергоСбыт» заключить договор энергоснабжения земельного участка с кадастровым номером 69:10:0205301:404, расположенного на территории СТСН «Восход-6» (далее – Объект);
- об отказе ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ПАО «МРСК Центра») заключить договор технологического присоединения Объекта;
- об уклонении СТСН от предоставления технических условий присоединения Объекта к сетям СТСН.
Полномочия территориального органа Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) при рассмотрении заявлений о нарушениях в сфере электроэнергетики определены Положением о территориальном органе ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15.
Согласно вышеуказанному положению территориальный орган ФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С целью реализации вышеуказанных полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий территориальный орган ФАС России вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, а также в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» нарушением антимонопольного законодательства признаются неправомерные действия занимающего доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта, если такими действиями ущемляются интересы других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или интересы неопределенного круга лиц.
Действия по отношению к конкретному потребителю электрической энергии, использующему электрическую энергию для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не образуют нарушение антимонопольного законодательства.
Полномочия территориального органа ФАС России возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере электроэнергетики определены статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Субъектом административной ответственности (применительно к сфере электроэнергетики) в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ является субъект естественной монополии в случае нарушения последним правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а также собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства в случае нарушения последним правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Порядок технологического присоединения, условия заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения вышеуказанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В соответствии с пунктом 6 вышеуказанных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и заявителем. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Таким образом, в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ субъектом ответственности в случае нарушения порядка заключения и исполнения договора технологического присоединения, установленных Правилами, может являться сетевая организация, сетевой организацией в данном случае является ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго».
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).
Согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Таким образом, в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ субъектом ответственности в случае нарушения Правил недискриминационного доступа может являться собственник или законный владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя.
Из заявления О. и полученных в рамках дела материалов следует, что энергоснабжение Объекта заявителя осуществляется, что подтверждается производимой О. оплатой поступающей электроэнергии на Объект (за период с 05.07.2015 по 29.10.2017). При этом, как следует из письма СТСН, первоначально присоединение Объекта заявителя имело место в 1965 году в рамках технологического присоединения СТСН в целом и всех участков, расположенных в пределах СТСН, в том числе, Объекта заявителя. СТСН ХХХ также указало, что имеющийся на балансе СТСН трансформатор имеет установленную мощность 250 кВа/225,5 кВт и обеспечивает электроэнергией 323 участка СТСН ХХХ, 60 участков СНТ «Химик» и 50 участков СНТ «Заря», в связи с чем на каждый участок в среднем приходится не более 1 кВт.
О. в июле 2017 года вышла из членов СТСН и стала индивидуальным садоводом. 04.09.2017 О. обратилась в ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» с заявкой на технологическое присоединение расположенного на территории СТСН Объекта с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 10 кВт при напряжении 0,23 кВ опосредованно через сети СТСН (далее – Заявка). ПАО «МРСК Центра» письмом от 07.09.2017 № МР1-ТВ/16-1/8838 отказало в заключении договора о технологическом присоединении Объекта.
Согласно пункту 8(5) Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на дату обращения О. в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на технологическое присоединение Объекта - 04.09.2017) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно вышеуказанными гражданами. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств в этом случае осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения. В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.
Представленный О. в составе заявки договор от 17.08.2017 о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СТСН ХХХ содержал пункт 2.3, согласно которому «правила и условия подключения к электрической сети товарищества и снабжение электрической энергией участка индивидуального садовода осуществляется на основании отдельного договора с товариществом». Таким образом, вышеуказанный договор не содержал условия использования О. объектов электросетевого хозяйства общего пользования, расположенного на территории СТСН, об опосредованном присоединении к которому была подана заявка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 № 1351 в Правила технологического присоединения были внесены изменения и исключено требование о необходимости заключения гражданами, ведущими садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого некоммерческого объединения договора использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования такого объединения (изменения вступили в силу 22.11.2017).
Одновременно вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 № 1351 в Правила технологического присоединения включен пункт 25(2), содержащий следующую норму: «В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, сетевой организацией при разработке технических условий должна предусматриваться возможность введения ограничения режима потребления заявителя в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления.».
Учитывая вышеуказанные изменения ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» направило в адрес О. проект трехстороннего договора об опосредованном присоединении Объекта заявителя с использованием сетей СТСН, указав в технических условиях обязательства сетевой организации по увеличению мощности на 10 кВт (в объеме заявки О.), отпускаемой в существующие электрические сети 6 кВ, принадлежащие СТСН. Вышеуказанный договор не подписан СТСН.
В связи с невозможностью урегулировать с СТСН условия договора опосредованного присоединения с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СТСН, ПАО «МРСК Центра» направило 14.02.2018 в адрес О. новый проект договора технологического присоединения непосредственно к сетям сетевой организации с обязательствами последней по строительству новой ТП мощностью 63 кВа, реконструкции существующей ВЛ, строительству двух новых участков ВЛ.
Согласно Правилам технологического присоединения заявителю предоставлено право в установленный срок подписать проект договора или направить в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания вышеуказанного договора.
Таким образом, ПАО «МРСК Центра» совершила предусмотренные Правилами технологического присоединения действия, поскольку в рамках выполнения положений пункта 8(5) вышеуказанных правил предприняло попытки определить наиболее оптимальный и обеспечивающий соблюдение интересов как сетевой организации, так и владельцев общего имущества СТСН, способ технологического присоединения (вначале предпринята попытка опосредованного присоединения с использованием имущества СТСН, в связи с невозможностью урегулировать условия опосредованного присоединения, в адрес заявителя направлен проект договора о непосредственном присоединении к сетям сетевой организации; согласно пункту 8(5) Правил технологического присоединения оба варианта присоединения допустимы).
Учитывая вышеизложенное, в действиях сетевой организации ПАО «МРСК Центра» не установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В рамках дела установлено, что энергоснабжение Объекта заявителя осуществляется, что подтверждается производимой О. оплатой поступающей электроэнергии на Объект (за период с 05.07.2015 по 29.10.2017). Факты препятствования перетоку электрической энергии со стороны собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства СТСН, через которые в настоящее время опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство О., не установлены.
Учитывая вышеизложенное, в действиях СТСН не установлено нарушение требований Правил недискриминационного доступа и не установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Гарантирующий поставщик АО «АтомЭнергоСбыт» не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 9.21 КоАП РФ, в связи с чем действия АО «АтомЭнергоСбыт», отказавшего в заключении договора энергоснабжения, не образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
В случае, если заявитель полагает, что действия АО «АтомЭнергоСбыт» противоречат действующему законодательству и ущемляют интересы заявителя, такие действия могут быть оспорены в судебном порядке.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В связи с отсутствием в действиях ПАО «МРСК Центра», АО «АтомЭнергоСбыт» и СТСН «Восход-6» события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.5, 9.21, 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу № 03-5/1-144-2017 об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в события административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления Л.В. Посохова