Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 03-5/1-1... от 28 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 03-5/1-146-2017

об административном правонарушении

 

«28» февраля 2018 года                                                                                            г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Посохова Л.В. (далее – Тверское УФАС России), рассмотрев материалы дела № 03-5/1-146-2017, возбужденного по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

Настоящее дело возбуждено в связи с поступлением в Тверское УФАС России заявления Индивидуального предпринимателя П. (ХХХ, далее ИП П.), в котором была изложена позиция о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Комплекс 17» (ИНН 7733678449, ОГРН 5087746603874, далее – ООО «Комплекс 17») антимонопольного законодательства в связи действиями последнего, препятствующими водоснабжению, получению услуг водоотведения, электроснабжению и теплоснабжению принадлежащего ИП П. на праве собственности объекта - двухэтажной пристройки общей полезной площадью 521,5 кв.м., расположенное по адресу: г.Тверь, ХХХ (далее – Объект), являющегося самостоятельным объектом недвижимости. В качестве подтверждения того, что именно действия ООО «Комплекс 17» привели к прекращению водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения ИП П. представил акты об отсутствии воды, тепла и электрической энергии, составленные в отдельные дни сентября и октября 2017 года, а также 1 и 9 января 2018 года.  

ИП П. сообщил, что водоснабжение, оказание услуг водоотведения,  электроснабжение и теплоснабжение Объекта ранее осуществлялось, услуги поступали по сетям и инженерным системам, принадлежащим на праве собственности ООО «Комплекс 17», который владеет зданием общей площадью 46098,7 кв.м, расположенным по адресу: г.Тверь, просп. Калинина, д.17. Из представленных заявителем и ООО «Комплекс 17» документов следует, что ранее между ИП П. и ООО «Комплекс 17» были заключены договоры на поставку тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, на пользование электрической энергией, на отпуск воды и сброс сточных вод. Письмами от 08.09.2017 ООО «Комплекс 17» уведомило ИП П. о нежелании продлить на 2018 год действие договоров водоснабжения и электроснабжения, и намерении расторгнуть договор теплоснабжения. 

Как следует из пояснений ООО «Комплекс 17» расторжение договора с ИП П. вызвано нехваткой предоставляемых ему ООО «Тверская генерация» объемов теплоснабжения, в связи с чем ООО «Комплекс 17» прекратило исполнять договор теплоснабжения Объекта с 08.10.2017.

ООО «Комплекс 17» также пояснило, что отключения электроэнергии и прекращение водоснабжения вызваны авариями на сетях, обусловленных перегрузкой и общей изношенностью сетей, а ООО «Комплекс 17» не препятствует передаче электроэнергии и транспортировке воды.

 

Полномочия территориального органа Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России), определены Положением о территориальном органе ФАС России, утвержденном приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15. Согласно вышеуказанному положению территориальные органы ФАС России уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на соответствующей территории, а также рассматривать дела об административных правонарушениях, полномочия по рассмотрению которых определены КоАП РФ.

Антимонопольные требования к поведению хозяйствующих субъектов определены статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Согласно вышеуказанной статье нарушением антимонопольного законодательства признается злоупотребление доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, т.е. противоречащие действующему законодательству действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующе положение на товарном рынке, влекущие или способные повлечь ограничение конкуренции или ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности или интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите  товаром признается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарным рынком - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

ООО «Комплекс 17» является потребителем услуг энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, заключило соответствующие договоры с ресурсонабжающими организациями, статусом гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации, теплоснабжающей или водоснабжающей организации не обладает и не может выступать в качестве продавца вышеуказанных ресурсов. ООО «Комплекс 17» не обладает статусом электросетевой организации, не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, не является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии, услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Комплекс 17» не занимает доминирующее положение на рынках энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и к нему не применимы положения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (полномочиями по рассмотрению дел о нарушении вышеуказанной статьи наделены территориальные органы ФАС России) предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно статье 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты. В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Согласно статье 38 Закона об электроэнергетике ответственность перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями несут субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности).

Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.

Согласно пунктам 2, 27, 121 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), принятым в развитие вышеуказанного закона об электроэнергетике, электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения и договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности); потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора признается бездоговорным потреблением электрической энергии; при выявлении факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления в отношении такого лица.

Таким образом, законодательство об электроэнергетике не допускает потребление электрической энергии в отсутствие договора, но при этом не предъявляет потребителю, имеющему намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии, неисполнимых требований, в том числе, в отношении документов, которые потребитель электрической энергии должен представить для заключения .   

Пунктами 3, 5 и 6  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее х Правила недискриминационного доступа), урегулирована процедура заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций и установлен, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Таким образом, нарушением собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии признаются действия, которые препятствуют поступлению на объекты потребителя поставляемой ему электрической энергии.

Из информации, представленной ИП П., АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», следует, что до возбуждения настоящего дела ИП П. не обращался в адрес гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» о заключении договора энергоснабжения (или договора купли-продажи электрической энергии) и гарантирующий поставщик или энергосбытовая компания не осуществляли поставку электрической энергии на Объект ИП П.

ИП П. обратился в адрес гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт»в о заключении договора энергоснабжения только после возбуждения настоящего дела 19.01.2018. По состоянию на дату вынесения настоящего постановления сведения о заключении договора энергоснабжения в отношении Объекта, принадлежащего ИП П., не представлены. 

ООО «Комплекс 17» не является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии, не является гарантирующим поставщиком, не имеет статуса сетевой организации. ООО «Комплекс 17» является собственником объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых получает электрическую энергию для собственных нужд. Энергоснабжение объектов ООО «Комплекс 17», как следует из информации, представленной гарантирующим поставщиком АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», осуществляется в соответствии с договором энергоснабжения, заключенным АО «АтомЭнергоСбыт» с ЗАО «Тверская электросбытовая компания», действующим как энергосбытовая компания в интересах ООО «Комплекс 17». Согласно вышеуказанному договору точкой поставки значится именно объект ООО «Комплекс 17». Объект, принадлежащий ИП П., либо точка присоединения, соответствующая вышеуказанному Объекту, не обозначена в вышеуказанном договоре как точка поставки.

Материалы дела не подтверждают, что имелись правовые основания для поставки электрической энергии на Объект ИП П. и не подтверждено, что электрическая энергия на вышеуказанный Объект поставлялась.  Учитывая вышеизложенное, в рамках настоящего дела не установлено, что ООО «Комплекс 17» как собственник объектов электросетевого хозяйства препятствовало поставке (передаче) электрической энергии, предназначавшейся ИП П., в связи с чем отсутствуют основания для вывода о том, что в действиях ООО «Комплекс 17» имеется событие административного правонарушения,  предусмотренного часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

 

Согласно представленной ООО «Тверь Водоканал» информации (письмо от 21.02.2018) в результате осмотра сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в пристройке д.17 по просп. Калинина установлено, что водоснабжение Объекта возможно только через сети холодного водоснабжения, расположенные в доме 17 по просп. Калинина, т.е. через сети ООО «Комплекс 17». В то же время, выпуск канализационных стоков из пристройки осуществляется непосредственно в централизованную систему водоотведения, минуя объекты, принадлежащие ООО «Комплекс 17».       

Согласно статье 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем осуществляет на основании договоров, заключаемых между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013.№ 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Согласно информации ООО «Тверь Водоканал» водоснабжение и водоотведение Объекта, принадлежащего ИП П. не осуществляется, договор водоснабжения и водоотведения отсутствует, следовательно отсутствуют основания для транспортировки воды до Объекта ИП П. как по сетям ООО «Тверь Водоканал», так и по сетям ООО «Комплекс 17». Учитывая сложившуюся схему транспортировки сточных вод от Объекта ИП П. в централизованную систему водоотведения, минуя сети ООО «Комплекс 17», последнее не имеет возможности препятствовать транспортировке сточных вод по своим сетям.       

Учитывая вышеизложенное, в действиях ООО «Комплекс 17» не установлено событие административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В связи с отсутствием в действиях ООО «Комплекс 17» события административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.5, 9.21, 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу № 03-5/1-146-2017 об административном правонарушении и проведении административного расследования, возбужденное в отношении ООО «Комплекс 17» по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения в действиях ООО «Комплекс 17».

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель  руководителя управления                                                              Л.В. Посохова

 

Копии постановления подлежат направлению почтой

Связанные организации

Связанные организации не указаны