Постановление б/н Постановление по делу № 03-5/1-2-2016 от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 03-5/1-2-2016

о назначении административного наказания

за нарушение антимонопольного законодательства

    

«26» апреля 2016 года                                                                                                   г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства об энергосбережении, рассмотрев протокол от 24.03.2016, составленный в отношении юридического лица - Торжокского муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал», 172008, Тверская обл., г. Торжок, ул. Водопойная д. 10, ИНН 6915000208, ОГРН 1026901919329, КПП 691501001, дата регистрации до 01.07.2002 – 14.10.1999, дата государственной регистрации - 27.12.2002) и материалы деда № 03-5/1-2-2016 об административном правонарушении,

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела законного представителя МУП «Водоканал», в присутствии представителя по доверенности от 21.03.2016 № 286 <***> (паспорт <***>, выдан <***> Торжокским ГОВД Тверской области),

УСТАНОВИЛ:

В ходе рассмотрения заявления <***> об отказе (уклонении) МУП «Водоканал» ввести в эксплуатацию приборы учета холодной и горячей воды в квартире <***>, проживающего по адресу: Тверская обл., г. Торжок, Ленинградское шоссе, д. 101, кв. <***> Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) установило следующее.

<***> 27.05.2015 подал заявку в МУП «Водоканал»,  которая соответствовала требованиям пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354  (далее – Правила).

Письмами от 15.06.2015 (получено МУП «Водоканал» 15.06.2015 вх. № 46-Т), 30.06.2015 (получено – 30.06.2015 вх. № 52-Т), 05.07.2015 (получено – 06.07.2015 вх. № 57-Т) <***> обращался в МУП «Водоканал» с просьбой ввести в эксплуатацию приборы учета холодной и горячей воды, однако организация уклонилась от исполнения своих обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее – Закон об энергосбережении) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно пункту 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

МУП «Водоканал» оказывает услуги по передаче электрической энергии в г.Андреаполь и сети инженерно-технического обеспечения последнего имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома по адресу г. Торжок, Ленинградское шоссе, д. 101.

Согласно пункту 81 Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В соответствии с пунктом  81.1 Правил исполнитель обязан рассмотреть  предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ  направляется потребителю  не позднее чем через  3 рабочих  дня со дня получения заявки, а предложенная  новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

Услуги водоснабжения в г.Торжке оказывает МУП «Водоканал», осуществляя поставку воды по своим сетям до границы балансовой принадлежности инженерно-технических сооружений многоквартирных домов, в том числе, дома № 101 по Ленинградскому шоссе. Услуга водоснабжения оказывается по тарифу, утвержденному  приказом Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 17.12.2014 № 286-нп.

До сентября 2015 года функции организации, осуществляющей по поручению собственников многоквартирного дома содержание вышеуказанного дома  осуществляло ООО «Служба заказчика». В соответствии с пунктами 1.1 и 2.1.12 Договора от 01.01.2014, подписанного <***> и ООО «Служба заказчика», последнее, выполняя по поручению потребителя работы по надлежащему содержанию и ремонту обще имущества многоквартирного дома, не является исполнителем коммунальных услуг, а расчеты за коммунальные услуги осуществляются непосредственно между собственником и ресурсоснабжающими организациями. 

Согласно пояснениям представителя МУП «Водоканал» действующие договоры водоснабжения с ООО «Служба заказчика» либо непосредственно с жителями, в том числе, <***> отсутствуют. При этом расчеты с жителями осуществляются в соответствии с квитанциями непосредственно в адрес МУП «Водоканал».

Таким образом, МУП «Водоканал» осуществляет снабжение водой жителей дома по адресу: Тверская обл., г. Торжок, Ленинградское шоссе, д. 101 по своим сетям, сети инженерно-технического обеспечения МУП «Водоканал» имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома, принадлежащего всем собственникам дома на праве общей собственности, в том числе, <***>.

Являясь организацией, снабжающей водой жителей дома № 101 по Ленинградскому шоссе в г.Торжке, сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования вышеуказанного дома, МУП «Водоканал» является по отношению к <***> исполнителем коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения.

 Отказ (уклонение) ввести в эксплуатацию приборы учета МУП «Водоканал» мотивирует положением пункта 31 (у) Правил, согласно которому установленный прибор должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. По мнению МУП «Водоканал» из указанного пункта следует, что если прибор  учета был установлен более месяца назад, его ввод  в эксплуатацию  не предусмотрен законодательством.

<***> действительно устанавливал индивидуальные приборы учета поэтапно с августа 2013 г. по май 2015 г., предполагая их одновременный ввод в эксплуатацию после установки всех приборов учета.

Согласно пункту 81(5) Правил единственным основанием для отказа ввода установленных приборов учета в эксплуатацию является  несоответствие приборов учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил (соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в т.ч. комплектации и схеме монтажа прибора; наличие знаков последней проверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета).

МУП «Водоканал» не производил осмотр установленного прибора учета, т.е. не предпринял никаких действий по установлению соответствия установленных <***> приборов учета требованиям пункта 81(5) Правил. Факты, указывающие на то, что установленные в квартире <***> приборы учета не является работоспособными, заводской номер на приборе учета не соответствует номеру, указанному в паспорте, прибор учета не соответствует технической документации изготовителя прибора, в т.ч. комплектации и схеме монтажа прибора, не установлены.  

Иные основания для отказа от ввода установленных приборов учета в эксплуатацию действующее законодательство не содержит. Учитывая вышеизложенное, не может быть признан правомерным отказ ввести прибор учета в эксплуатацию по причине того, что потребитель обратился с заявкой о его вводе позднее месяца с даты установки.

Кроме вышеуказанного, Торжокское муниципальное предприятие «Водоканал» в письме  от 18.08.2015 № 751 сослалось  на несоответствие  представленной <***> заявки требованиям пункта 81 Правил, а именно:

- не указана предлагаемая дата и время ввода  установленного прибора учета в эксплуатацию;

- не указаны показания приборов учета на момент их установки.

Однако, <***> в заявлении от 30.06.2015 (получено Торжокским муниципальным предприятием «Водоканал» 30.06.2015 вх. № 52-Т) предложил  Торжокскому муниципальным предприятием «Водоканал» самому определиться  с датой и временем ввода приборов учета в эксплуатацию. Показания приборов учета на момент их установки были представлены <***> в заявке от 27.05.2015, а также были представлены по состоянию на 15.06.2015 в письме от 30.06.2015 (получено Торжокским муниципальным предприятием «Водоканал» 30.06.2015 вх. № 52-Т).

В соответствии  с пунктом 1  статьи 13  Федерального закона от 23.11.2009  N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Необоснованный отказ (уклонение) МУП «Водоканал» от ввода в эксплуатацию приборов учета в квартире <***> по основаниям, не предусмотренным пунктом 81(5) Правил, лишает <***> возможности производить расчеты за коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета.  На дату рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении приборы учета воды в квартире <***> введны в эксплуатацию, в связи с чем потребитель оплачивает стоимость коммунальных услуг исходя из нормативов потребления, что расценивает как ущемление своих прав.

В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В действиях МУП «Водоканал» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного  частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, поскольку МУП «Водоканал» не исполнил обязательные для него требования, предъявляемые к вводу в эксплуатацию установленных приборов учета коммунальных ресурсов.       

Вышеуказанные действия совершены  МУП «Водоканал»  в мае-июле 2015 г. (в период неоднократного направления <***> заявок в адрес МУП «Водоканал» и отказов последнего ввести приборы учета в эксплуатацию).

Место совершения административного правонарушения – г. Торжок.

 В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе как руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, так и их заместители.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны МУП «Водоканал» совершено виновно, так как в силу требований Закона об энергосбережении и Правил обязано было произвести осмотр установленных приборов учета и, в случае отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 81(5) Правил, ввести прибор учета в эксплуатацию, однако не предприняло никаких мер для того, в результате чего в течение длительного времени  права потребителя <***> осуществлять расчеты по покащаниям приборов учета, а не по нормативам, ущемлены.

Виновность МУП «Водоканал» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 03-5/1-2-2016.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об энергосбережении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения. На дату вынесения настоящего постановления срок давности не истек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Неисполнение МУП «Водоканал» в течение длительного срока обязательств по вводу приборов учета в эксплуатацию свидетельствует о наличии общественной опасности действий последнего, о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям законодательства об энергосбережении и Правил предоставления коммунальных услуг и правам граждан. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, с учетом вышеизложенного, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела установлено наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ (продолжение противоправного поведения, несмотря на требование Тверского УФАС России, изложенного в предупреждении от 07.12.2015 № 03-20/5027 ВФ; вышеуказанное предупреждение выдавалось в рамках статей 10 и 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и исключена возможность возбуждать дела в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, по заявлениям лиц, не связанных с ущемлением интересов при осуществлении предпринимательской деятельности; вышеуказанные изменения вступили в силу 06.01.2016).

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 9.16, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо Торжокское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (172008, Тверская обл., г. Торжок, ул. Водопойная д. 10, ИНН 6915000208, ОГРН 1026901919329, КПП 691501001, дата регистрации до 01.07.2002 – 14.10.1999, дата государственной регистрации - 27.12.2002) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Торжокское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В.Посохова

 

Постановление оглашено, копия постановления по делу № 03-5/1-2-2016 направлена почтой и вручена представителю по доверенности

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны