Постановление б/н Постановление по делу № 03-5/1-77-2015 от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 03-5/1-77-2015

о назначении административного наказания

за нарушение антимонопольного законодательства  

 

«11» июня 2015 года                                                                                                        г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 03-6/1-31-2014 о нарушении юридическим лицом - Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» (далее - ООО «Газпром теплоэнерго Тверь», юридический адрес: г.Тверь, ул. Склизкова, д. 21, ИНН - 6905077949, ОГРН - 1026900548982, КПП – 690501001, дата регистрации до 01.07.2002 – 12.09.2001, дата присвоения ОГРН – 18.11.2002, прежнее наименование – ООО «Тверьэнергогаз») статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», протокол от 20.05.2015 и материалы дела об административном правонарушении № 03-5/1-77-2015,

в отсутствие законного представителя ООО «Тверьэнергогаз», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении,

в присутствии представителей по доверенности <***> (доверенность от 31.12.2014), <***> (доверенность от 01.06.2015),

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по делу № 03-6/1-31-2014 ООО «Тверьэнергогаз» признано нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) бездействие ООО «Тверьэнергогаз», выразившееся в непринятии мер по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах г. Осташкова по адресам: ул. Володарского д.173, Микрорайон д. 3, Микрорайон д. 14, ул. К.Заслонова д. 9а.

Решение по делу № 03-6/1-31-2014 вынесено 05.06.2014, изготовлено в полном объеме 19.06.2014 и с этой даты вступило в законную силу.

Решение Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-31-2014 не обжаловалось в судебном порядке.

27.05.2015 в ЕГРЮЛ внесены сведения об изменении наименования ООО «Тверьэнергогаз» – новое наименование юридического лица ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» (сведения внесены в ЕГРЮЛ за ГРН 2156952158867).

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Поскольку ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» по отношению потребителям выступает теплоснабжающей организацией, непринятие им мер к вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии в соответствии с Законом об энергосбережении ущемляет их интересы, а именно лишает возможности вести расчеты на потребленные энергетические ресурсы по показаниям приборов учета, а не исходя из нормативов потребления. 

 Выводы о признании незаконным бездействие ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» по непринятию мер к вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в МКД заявителей, подтверждены решениями Осташковского городского суда Тверской области по делам, рассмотренным по искам прокурора г.Осташкова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц (дело №2-117/2014, 2-94/2014, 2-135/2014).

Решением по делу № 03-6/1-31-2014 установлено, что нарушение части 1 статьи 10 Закона совершено на рынке услуг теплоснабжения в г.Осташкове Тверской области в границах расположения эксплуатируемой им присоединенной технологической инфраструктуры (сетей), обеспечивающей процесс поставки тепловой энергии потребителям.

Период совершения правонарушения  - с 22.01.2014 (день, следующий за днем получения запроса ООО «ДЕЗ Осташков» от 21.01.2014 №50 о представлении документа, подтверждающего полномочия представителя ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» для его участия в комиссии по вводу в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии) по 07.05.2014 (день, предшествующий подписанию акта о вводе в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных по адресам: ул.Володарского д.173, Микрорайон д.3).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год и исчисляется с даты вступления в силу решения о нарушении антимонопольного законодательства. На дату вынесения настоящего постановления срок давности не истек.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» совершено виновно, так как юридическое лицо обязано было своевременно предпринять надлежащие меры по вводу в эксплуатацию установленных приборов учета тепловой энергии, однако такие меры своевременно не предприняло, что повлекло нарушение прав потребителей коммунальных услуг и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Виновность ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела № 03-6/1-31-2014, которым установлен факт нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, протоколом и материалами дела об административном правонарушении № 03-5/1-77-2015, решением Осташковского городского суда Тверской области по искам прокурора г.Осташкова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц (дело №2-117/2014, 2-94/2014, 2-135/2014).

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

Правоотношения в сфере антимонопольного регулирования являются предметом особой защиты со стороны государства, о чем свидетельствует, в том числе, установление значительных размеров санкций за деяния, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ.

Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного деяния, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Действия ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» не являлись случайными и повлекли существенное ущемление интересов потребителей коммунальных услуг.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об общественной опасности действий ООО Газпром теплоэнерго Тверь», что исключает возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В связи с тем, что административное правонарушение совершено на рынке теплоснабжения, а реализация услуг теплоснабжения осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), административный штраф может быть исчислен от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки от реализации услуг теплоснабжения в г.Осташков.

В соответствии с частью 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ , при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ (предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения), поскольку нарушение было устранено в ходе рассмотрения дела № 03-6/1-31-2014 о нарушении  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и рассмотрение вышеуказанного дела в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции было прекращено. Наличие вышеуказанного смягчающего административную ответственность обстоятельства и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, позволяет исчислить размер административного штрафа исходя из минимального размера санкции, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ – в размере трех тысячных суммы выручки от реализации услуг теплоснабжения в г.Осташков. 

 Согласно письму от 20.05.2015 № 02-491 сумма выручки от реализации услуг теплоснабжения в г.Осташков за 2013 год составила 172 249 680 руб. Минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ (три тысячных суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение) составил 516 749, 04 руб.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.31, примечанием к статье 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» (г.Тверь, ул. Склизкова, д. 21, ИНН - 6905077949, ОГРН - 1026900548982, КПП – 690501001, дата регистрации до 01.07.2002 – 12.09.2001, дата присвоения ОГРН – 18.11.2002) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» (г.Тверь, ул. Склизкова, д. 21, ИНН - 6905077949, ОГРН - 1026900548982, КПП – 690501001, дата регистрации до 01.07.2002 – 12.09.2001, дата присвоения ОГРН – 18.11.2002) административный штраф в размере 516 749,04 рублей (пятьсот шестнадцать тысяч семьсот сорок девять рублей 4 копейки)

 

В соответствии с п.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В. Посохова

 

Копия постановления по делу № 04-5/1-11-2014 направлена почтой.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны